рабочая программа по физике для 7 класса по ФГОС ООО
Рабочая программа по физике для 7 класса по ФГОС ООО
Рабочая программа основного общего образования по физике для 7 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны личностные и метапредметные требования к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение, и предметными требованиями к результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по физике для 7 класса по ФГОС ООО »
МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы _____________ В.А. Денисова
Приказ № ____ от ____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Физика»
7 класс
( базовый уровень)
на 2015 – 2016 учебный год
Сроки реализации программы - 1 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года
Составитель: Т.А. Кошкина
учитель физики высшей
квалификационной категории
«Рассмотрено» на заседании МО учителей
физико – математического цикла протокол №____ от «____»______ 20___г
«Согласовано» Зам.директора по УВР
___________Т.А. Кошкина
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ МО и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.- 48 с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010. – 80 с. -. (Стандарты второго поколения).
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 № 986).
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа основного общего образования по физике для 7 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны личностные и метапредметные требования к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение, и предметными требованиями к результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
2. Общая характеристика курса физики 7 класса
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
приобретение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
понимание смысла основных научных понятий физики и взаимосвязи между ними;
знакомство с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы. Овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
формирование представлений о физической картине мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, передача им опыта творческой деятельности.
В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.
Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.
Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»)
В содержание программы включен материал, на основе изучения которого учащиеся овладевают методами изучения природы – теоретическим и экспериментальным. Для овладения теоретическим методом организуется работа с обобщенными планами изучения физических понятий – физических явлений, физических величин, физических приборов, законов и теорий. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению экспериментальных заданий, на основе которых формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.
Для практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от учебных возможностей учащихся применяются репродуктивные экспериментальные задания (по инструкции, описанию) и задания исследовательского характера.
Учебный материал внутри каждого из разделов концентрируем в темы вокруг ведущих дидактических единиц содержания, выстраивается в строгой логической последовательности.
По каждой теме указываются экспериментальные задания, лабораторные работы на основе которых формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.
3. Место дисциплины в учебном плане
Физика в основной школе изучается с 7 по 9 класс. Общее число учебных часов за 3 года обучения составляет 210 часов, из них по 70 (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Согласно действующему Базисному учебному плану изучение физики в 7 классе основной школы отводиться 2 часа в неделю, всего 68 уроков.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:
в признании ценности научного знания, его практической значимости , достоверности;
в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
Ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
потребности в безусловном выполнении правил безопасности использования веществ в повседневной жизни;
создание выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
правильного использования физической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
5. Требования к результатам освоения дисциплины
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (6 ч)
I уровень
Что и как изучают физика и астрономия.
Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин.
методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
Воспроизводить:
определения понятий: измерение физической величины, цена деления, шкалы измерительного прибора.
II уровень
Воспроизводить:
определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;
формулу относительной погрешности измерения.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.
Объяснять:
роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.
II уровень
Приводить примеры:
связи между физическими величинами, физических теорий.
Объяснять:
существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
измерять длину, время, температуру;
вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
записывать результат измерений с учетом погрешности.
II уровень
Уметь:
соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
II уровень
Обобщать:
на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы.
1. Движение и взаимодействие тел (37 ч)
I уровень
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.
Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.
Международная система единиц.
Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды трения.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
4. Изучение равномерного движения.
5. Измерение массы тела на рычажных весах.
6. Измерение плотности вещества твердого тела.
7. Градуировка динамометра и измерение сил
8. Измерение коэффициента трения скольжения
9. Изучение условия равновесия рычага.
10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Лабораторные опыты
Измерение средней скорости.
Изучение равноускоренного движения.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
условные обозначения физических величин: путь (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), плотность (#r), сила (F), давление (p), вес (P), энергия (E);
единицы перечисленных выше физических величин;
физические приборы: спидометр, рычажные весы.
Воспроизводить:
определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;
формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения, силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;
графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.
превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;
относительность механического движения;
применение законов механики в технике.
Понимать:
существование различных видов механического движения;
векторный характер физических величин: v, a, F;
возможность графической интерпретации механического движения;
массу как меру инертности тела;
силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
энергию как характеристику способности тела совершать работу;
значение закона сохранения энергии в механике.
II уровень
Понимать:
роль гипотезы в процессе научного познания;
роль опыта Кавендиша в становлении физического знания;
существование границ применимости физических законов и теорий (на примере закона всемирного тяготения).
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, силы трения, механической работы, мощности, КПД;
строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;
по графикам определять значения соответствующих величин.
Применять:
знания по механике к анализу и объяснению явлений природы.
II уровень
Уметь:
записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления.
Применять:
изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Классифицировать:
различные виды механического движения.
Обобщать:
знания о законах динамики.
Применять:
методы естественно-научного познания при изучении механических явлений.
II уровень
Обобщать:
знания на теоретическом уровне.
Интерпретировать:
предполагаемые или полученные выводы.
Уметь:
видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу;
отыскивать способы проверки решения проблемы;
оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания (идеализация, моделирование, индукция, дедукция).
2. Звуковые явления (6 ч)
I уровень
Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука.
Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука.
Громкость звука. Высота тона. Тембр.
Отражение звука. Эхо.
II уровень
Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение колебаний звучащих тел.
Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.
Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.
II уровень
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения, обусловленного силой, действующей в вертикальной плоскости.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
условные обозначения физических величин: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (v);
единицы этих величин: м, с, Гц, м/с;
диапазон частот звуковых колебаний.
Воспроизводить:
определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;
формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.
II уровень
Воспроизводить:
формулы периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника;
процесс образования поперечной и продольной волн;
процесс распространения звука в среде;
происхождение эха.
Понимать:
характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;
характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;
источником звука является колеблющееся тело;
характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;
зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.
II уровень
Объяснять:
превращения энергии при колебательном движении.
Понимать:
характер зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения;
характер зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза;
характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот;
неизвестные величины, входящие в формулу длины волны;
неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;
определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.
II уровень
Уметь:
вычислять неизвестные величины, входящие в формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
знания о характеристиках колебательного движения;
знания о свойствах звука.
Сравнивать:
механические и звуковые колебания;
механические и звуковые волны.
3. Световые явления (16 ч)
I уровень
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.
Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ.
Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы.
определения понятий: источник света» световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;
формулу оптической силы линзы;
законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;
принцип обратимости световых лучей.
Описывать:
наблюдаемые световые явления;
особенности изображения предмета в плоском зеркале и в линзе;
строение глаза и его оптическую систему.
II уровень
Называть:
основные точки и линии вогнутого зеркала: полюс, оптический центр, главный фокус, радиус, главная оптическая ось;
условия применимости закона прямолинейного распространения света.
Воспроизводить:
определения понятий: увеличение вогнутого зеркала, увеличение линзы;
формулу линзы.
Описывать:
особенности изображения в вогнутом зеркале.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения;
ход лучей в призме;
ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;
оптическую систему глаза;
зависимость размеров изображения от угла зрения;
причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;
увеличение угла зрения с помощью лупы;
происхождение радуги.
Понимать:
разницу между естественными и искусственными источниками света;
разницу между световым пучком и световым лучом;
точечный источник света и световой луч — идеальные модели;
причину разложения белого света в спектр.
II уровень
Объяснять:
применения вогнутого зеркала;
ход лучей в световоде.
Понимать:
границы применимости закона прямолинейного распространения света;
зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;
принцип устройства калейдоскопа.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления к объяснению явлений;
изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей;
строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой, ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа);
вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот.
II уровень
Уметь:
строить изображение предмета в вогнутом зеркале;
определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Сравнивать:
оптические приборы и ход лучей в них.
Устанавливать аналогию:
между строением глаза и устройством фотоаппарата.
Использовать:
методы научного познания при изучении явлений (прямолинейного распространения, отражения и преломления света).
II уровень
Устанавливать аналогию:
между вогнутым зеркалом и линзой и ходом лучей в них.
Резервное время (5 ч).
7. Учебно-тематический план
по предмету «физика» на 68 часов в год
№
Тема
70 часов по программе
(2 часа в неделю)
68 часов по планированию
(2 часа в неделю)
I
Введение
6
6
II
Механические явления
37
39
1
Механическое движение. Виды движений
10
8
2
Плотность вещества. Масса тела
7
5
3
Силы в природе
10
12
4
Механическая работа и мощность
3
4
5
Простые механизмы
7
7
6
Потенциальная и кинетическая энергия
3
3
III
Звуковые явления
6
6
1
Механические колебания
3
3
2
Механические волны
3
3
IV
Световые явления
16
15
1
Световые явления
5
7
2
Оптические приборы
7
8
Повторение курса 7 класса
1
Итоговая контрольная работа за курс 7 класс
1
Резерв
5
-
ИТОГО
70
68
2 часа из резерва перенесены на тему «Механические явления» в связи со сложностью изучения данной темы;
и 1 час из резерва перенесен на итоговую контрольную работу.
8. Календарно-тематическое планирование
по предмету «физика» на 68 часов в год
№ урока, тема
Содержание урока
Вид деятельности ученика
Домашнее задание
дата проведения
(68 ч, 2 ч в неделю)
план
факт
Введение (6 ч)
1/1. Что и как изучают физика и астрономия
Явления природы. Физические явления. Физические тела. Тело и вещество. Физика — наука о природе, изучающая физические явления и свойства веществ. Астрономия — одна из древнейших наук о природе. Связь физики и астрономии. Наблюдение и эксперимент1. Научная гипотеза. Логика научного познания. Физические приборы. Роль наблюдений в изучении астрономических объектов.
Демонстрации. Примеры физических явлений: механическое движение, разряд между кондукторами электрофорной машины, опыт Эрстеда или работа электромагнита, разложение света в спектр и др. Наблюдение за движением шариков по двум желобам, установленным под разными углами к горизонту. Различные демонстрационные приборы: метр, термометр, электронный секундомер, амперметр, барометр и др.
— Наблюдать и описывать физические явления;
— работать с информацией (с текстом учебника и дополнительной литературой)
§1, 2 №1
2/2. Физические величины. Единицы физических величин
Физическая величина — количественная характеристика физических явлений и свойств тел и веществ. Значение физической величины. Числовое значение и единица физической величины. Основные, кратные и дольные единицы физической величины
— Переводить значения величин из одних единиц в другие;
— систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы
§3 №2, 3 (3-5)
3/3. Измерение физических величин. Точность измерений
Измерение физических величин и значение измерений. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. Определение значения физической величины по шкале прибора. Погрешность измерений. Точность измерений и цена деления шкалы прибора. Абсолютная погрешность измерений. Запись результата измерений с учетом абсолютной погрешности.
— выполнять измерения и записывать их результат с учетом погрешности
§4, 5 №4
4/4. Лабораторная работа № 1
Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Оформление отчета о выполнении лабораторной работы. Измерение длины, объема и температуры тела. Определение погрешности измерений. Запись результата измерений.
Лабораторная работа № 1 «Измерение длины, объема и температуры тела»
— Измерять длину, объем и температуру тела и записывать результат с учетом погрешности;
— наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности
№5
5/5. Лабораторная работа № 2. Лабораторная работа № 3
Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин и уменьшение погрешности измерения малых величин. Правило пользования секундомером. Погрешность измерения времени с помощью секундомера. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
Лабораторная работа № 3 «Измерение времени»
— Применять способы уменьшения погрешности измерения малых величин при их измерении;
— измерять расстояния и промежутки времени и вычислять погрешность измерения
§6 №6
6/6. Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий мир
Связи между физическими величинами. Физический закон. Объяснение физических явлений и связей между величинами. Физическая теория. Взаимосвязь развития физики с развитием техники. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение» (что и как изучают физика и астрономия).
Демонстрации. Связь между временем движения тела и пройденным путем. Зависимость объема газа от его температуры. Технические устройства: модель двигателя внутреннего сгорания, модель ракеты, осциллограф, лазер и др.
— Систематизировать и обобщать полученные знания
§7, 8
Движение и взаимодействие тел (39 ч)
Механическое движение. Виды движений. (8 ч)
7/1. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения
Механическое движение. Поступательное, вращательное, колебательное движение. Относительность механического движения. Тело отсчета.
Демонстрации. Относительность движения (с помощью тележки, детского заводного автомобиля и флажков-указателей)
— Описывать характер движения тела в зависимости от выбранного тела отсчета
§9-10 №7
8/2. Траектория. Путь. Равномерное движение
Траектория движения. Пройденный путь — физическая величина. Ее условное обозначение, основная единица пути, способы измерения. Равномерное движение.
Демонстрации. Траектория движения шарика на шнуре, кусочка мела на классной доске. Равномерное движение тележки с капельницей (по рис. 28 учебника). Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с подкрашенной водой
— Моделировать равномерное движение;
— распознавать равномерное движение по его признакам
§11-12
№8 (1, 2, 6)
9/3. Скорость равномерного движения
Скорость равномерного движения. Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Единица скорости. Скорость — векторная величина. Решение задач на вычисление скорости, пройденного пути и времени движения.
Демонстрации. Определение скорости движения пузырька воздуха в стеклянной трубке с подкрашенной водой
— Выделять основные этапы решения физических задач;
— рассчитывать скорость и путь при равномерном движении тела
§12
10/4. Изучение равномерного движения тела. Решение задач. Лабораторная работа № 4
Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости тела от времени.
Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения»
— Измерять скорость равномерного движения;
— строить и анализировать графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении;
— наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности
№8 (4,5)
11/5. Неравномерное движение. Средняя скорость
Неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости. Решение задач.
Демонстрации. Неравномерное движение тележки с капельницей (по рис. 34 учебника)
— Вычислять среднюю скорость неравномерного движения, используя аналитический и графический методы
§13 №9
12/6. Равноускоренное движение. Ускорение
Кратковременная контрольная работа №1 по теме «Равномерное движение».
Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение — векторная физическая величина. Расчет скорости равноускоренного движения.
— Рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении, используя аналитический и графический методы;
— строить, читать и анализировать графики зависимости скорости и ускорения от времени
§14 №10
13/7. Решение задач
Расчет скорости равноускоренного движения (с начальной скоростью, равной v0 и равной 0). Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени
— Рассчитывать ускорение тела и его скорость при равноускоренном движении, используя аналитический и графический методы;
— строить, читать и анализировать графики зависимости скорости и ускорения от времени
§14 №10 (6,7)
14/8. Инерция
Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Кинематика».
Изменение скорости движения тела при действии на него другого тела. Явление инерции. Закон инерции.
Демонстрации. Изменение скорости движения тележки при действии на него другого тела
— Наблюдать явление инерции
§15
Плотность вещества. Масса тела. (5 ч)
15/9. Анализ к/р.
Масса
Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.
Демонстрации. Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами (по рис. 43 и 44 учебника)
— Сравнивать массы тел при их взаимодействии
§16, №11
16/10. Измерение массы. Лабораторная работа № 5
Масса — физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы.
Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тела на рычажных весах»
— Анализировать устройство и принцип действия рычажных весов;
— наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;
— измерять массу тела
§17
17/11. Плотность вещества
Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.
Демонстрации. Сравнение плотностей различных твердых и жидких веществ
— Вычислять плотность вещества;
— сравнивать плотности твердых, жидких и газообразных веществ
§18
№12 (1, 2, 4)
18/12. Лабораторная работа № 6
Решение задач на определение величин, входящих в формулу плотности вещества.
Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твердого тела»
— Рассчитывать плотности веществ, их массы и объемы;
19/13. Решение задач. Кратковременная контрольная работа№3 по теме «Плотность Масса».
Решение задач на расчет плотности твердых, жидких и газообразных веществ, их массы и объема.
Кратковременная контрольная работа (по материалу § 17—19)
— Определять значения плотности веществ, их массы и объемы, используя формулу плотности вещества
Силы в природе. (12 ч)
20/14. Анализ к/р.
Сила
Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила — физическая величина. Единица илы. Сила — векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения.
Демонстрации. Опыты по рисункам 50 и 42 учебника
— Наблюдать взаимодействие тел;
— вычислять силу, действующую на тело;
— определять направление силы, действующей на тело, и возникающего в результате взаимодействия ускорения
§19
21/15. Измерение силы. Международная система единиц
Деформация. Деформация как результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы.
— Изучать устройство и принцип действия динамометра;
— применять единицы Международной системе единиц, основные и производные единицы
§20, 21
22/16. Сложение сил
Сложение сил. Равнодействующая сил. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой.
Демонстрации. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой (используя демонстрационный динамометр с круглой шкалой, трубчатый динамометр и набор грузов; можно воспользоваться набором по статике с магнитными держателями)
— Складывать силы, действующие вдоль одной прямой;
— определять равнодействующую сил, используя правило сложения сил
§22 №14
23/17. Сила упругости
Сила упругости. Пропорциональная зависимость между силой упругости, действующей на упругую пружину, и ее удлинением. Жесткость пружины. Закон Гука.
Демонстрации. Упругие свойства пружины и линейки, Упругая деформация пружин с разной жесткостью (по рис. 65 учебника)
— Исследовать связь между силой упругости, возникающей при упругой деформации, и удлинением тела
§23 №15
24/18. Сила тяжести
Сила тяжести — причина взаимодействия с Землей. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне
— Исследовать зависимость силы тяжести от массы тела;
— анализировать зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли;
— рассчитывать силу тяжести, действующую на тело
§24 №16
25/19. Решение задач. Закон всемирного тяготения
Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, ее физический смысл. Закон Всемирного тяготения (словесная формулировка и формула). Физический смысл гравитационной постоянной*. Опыт Кавендиша
— Анализировать зависимость силы всемирного тяготения от масс тел и расстояния между ними
§25 №17
26/20. Вес тела. Невесомость
Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.
Демонстрации. Падение тела, прикрепленного к упругой пружине. Опыт с демонстрационным динамометром и прикрепленным к нему грузом
— Сравнивать понятия «вес тела» и «сила тяжести»;
— изучать зависимость веса тела от условий, в которых оно находится
§26 №18
27/21. Лабораторная работа № 7. Решение задач
Лабораторная работа № 7 «Градуировка динамометра и измерение сил»
— Наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;
— сравнивать, обобщать и делать выводы
28/22. Давление. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Сила».
Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике.
Кратковременная контрольная работа (по материалу § 19—26).
Демонстрации. Давление твердого тела на опору (зависимость глубины погружения тела в мокрый песок от действующей на песок силы и площади соприкосновения тела с песком — по рис. 71 учебника)
— Экспериментально проверять зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры;
— рассчитывать давление
§27 №19
29/23. Сила трения
Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения скольжения. Формула для вычисления силы трения. Виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя. Трение в природе и технике. Подшипники.
Демонстрации. Измерение силы трения. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода материала соприкасающихся поверхностей; независимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. Сравнение сил трения скольжения и трения качения
— Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
— сравнивать виды трения: трение скольжения трение качения, трение покоя;
— рассчитывать значения величин, входящих в формулу силы трения скольжения
§28 №20
30/24. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 8
Примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.
Лабораторная работа № 8 «Измерение силы трения скольжения»
— Объяснять и приводить примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике;
— измерять коэффициент трения скольжения;
— наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;
— сравнивать, обобщать и делать выводы
§28
31/25.Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения». Обобщение пройденного материала.
Коэффициент трения скольжения. Формула для вычисления силы трения.
— измерять коэффициент трения скольжения;
— наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;
— сравнивать, обобщать и делать выводы
§28
Механическая работа и мощность (4 ч)
32/26 Механическая работа. Решение задач
Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы.
Демонстрации. Измерение работы при подъеме груза и перемещении его по горизонтальной поверхности (с помощью динамометра и демонстрационного метра)
— Измерять работу силы;
— рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы
§29 №21
33/27. Мощность
Мощность. Единицы мощности. Мощность как характеристика выполняемой работы. Формула для вычисления мощности
— Вычислять мощность;
— рассчитывать значения величин, входящих в формулу мощности
§30 №22 (1,2,3)
34/28. Решение задач
«Работа и мощность»
Вычисление механической работы и мощности. Решение задач (по материалу § 29—30)
— Рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы и мощности
§30
35/29.Контрольная работа №5 по теме «Механическая работа и мощность».
Простые механизмы (7 ч)
36/30. Простые механизмы
Простые механизмы. Виды простых механизмов.
Демонстрации. Различные простые механизмы
— Анализировать работу простых механизмов
§31
37/31. Правило равновесия рычага
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Плечо силы. Выигрыш в силе. Примеры использования правила равновесия рычага в природе, технике и быту.
Демонстрации. Равновесие сил на рычаге (по рис. 93 учебника)
— Исследовать условия равновесия рычага;
— определять выигрыш в силе при использовании различных рычагов
§32 №23 (1-4)
38/32. Лабораторная работа № 9
Лабораторная работа № 9 «Изучение условия равновесия рычага»
— Наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;
— систематизировать и обобщать полученные знания
№23 (5-6)
39/33. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики
Блок. Подвижный и неподвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Демонстрации. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии). Равенство работ
— Исследовать причины невозможности выигрыша в силе в неподвижном блоке и выигрыша в силе при использовании подвижного блока;
— вычислять значения физических величин, используя «золотое правило» механики
§33 №24
40/34. Коэффициент полезного действия
Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия
— Определять значения физических величин, используя формулу КПД
§34 №25 (1-3)
41/35. Лабораторная работа № 10
Лабораторная работа № 10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
— Измерять КПД наклонной плоскости;
— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;
— систематизировать и обобщать полученные знания
42/36. Кратковременная контрольная №6 по теме «Простые механизмы»
Кратковременная контрольная работа (по материалу § 31—34).
Потенциальная и кинетическая энергия (3 ч)
43/37. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия
Понятие энергии. Энергия — физическая величина. Единица энергии.
Демонстрации. Опыты, аналогичные изображенным на рисунке 109 учебника Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия поднятого и деформированного тела. Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Относительность величины кинетической и потенциальной энергии.
Демонстрации. Кинетическая энергия движущегося шарика. Потенциальная энергия поднятого над землей тела и сжатой пружины
—Систематизировать знания о физической величине на примере энергии.
— Анализировать процессы с энергетической точки зрения;
— определять значения кинетической и потенциальной энергии в разных системах отсчета
§35, 36 №26
44/38.Закон сохранения энергии в механике
Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения.
Демонстрации. Превращения энергии при движении шарика по наклонному желобу вниз и вверх; при колебании маятника (желательно маятника Максвелла); при колебаниях шарика, закрепленного двумя упругими пружинами (по рис. 113 учебника)
— Анализировать механические явления с точки зрения сохранения и превращения энергии
§37 №27
45/39. Повторение и обобщение темы.
Кратковременная проверочная работа № 7 по теме «Энергия».
Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в главе «Механические явления»
—Систематизировать и обобщать полученные знания по теме
§37, итоги (с. 132-134)
Звуковые явления (6 ч)
Механические колебания (3 ч)
46/1. Колебательное движение. Период колебаний маятника*
Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Математический маятник*. Период колебаний математического маятника*. Период колебаний пружинного маятника*.
Демонстрации. Различные колебательные движения математического и пружинного маятников
— Объяснять процесс колебаний маятника;
— исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний;
Колеблющееся тело — источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.
Демонстрации. Звучание: колеблющейся металлической линейки; натянутой струны; камертона и колебания бусины, подвешенной около его ножки
— Анализировать устройство голосового аппарата человека;
— работать с информацией при подготовке сообщения
§40 №30
48/3. Волновое движение. Длина волны
Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны.
Демонстрации. Волны на поверхности воды (прибор «Волновая ванна). Волны в шнуре и пружине. Модель волнового движения (прибор «Волновая машина)
— Исследовать условия возникновения упругой волны;
— применять формулу длины волны к решению задач;
— сравнивать поперечные и продольные волны
§41-42 №31
Механические волны (3 ч)
49/4. Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука
Необходимость наличия упругой среды для распространения звука, механизм распространения звука, строение слухового аппарата человека, хорошие и плохие проводники звука, звукоизоляция, скорость распространения звука, ее зависимость от свойств среды и от температуры.
Демонстрации. Электрический звонок под колоколом воздушного насоса
— Анализировать условия существования звуковой волны, о скорости звука и ее зависимости от свойств среды;
— устанавливать связь физики и биологии при рассмотрении устройства слухового аппарата человека
§43, 44 №32
50/5. Громкость и высота звука. Отражение звука
Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр. Отражение звука. Закон отражения. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.
Демонстрации. Зависимости: громкости звучания камертона от амплитуды его колебаний; высоты звука от частоты колебаний камертонов. Отражение волн на воде с прибором «Волновая ванна»
— Исследовать связь громкости звука с амплитудой колебаний и высоты тона с частотой колебаний,
тембра — с набором частот
§45, 46 и№33
51/6. Повторение и обобщение темы. Кратковременная контрольная работа
Повторение и обобщение знаний о характеристиках механических и звуковых колебаний, механических и звуковых волн, условиях получения и распространения звуковых колебаний, о свойствах звука.
Кратковременная контрольная работа по теме «Звуковые явления»
- Систематизировать и обобщать полученные знания по теме
§46-48
Световые явления (15 ч)
Световые явления (7 ч)
52/1. Источники света
Источники света: тепловые, люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.
Демонстрации. Свечение провода, по которому течет ток. Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, электрическая дуга, свеча
— Классифицировать источники света
§47
53/2. Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа № 11
Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождение преград малых размеров*. Закон прямолинейного распространения света. Применение явления закона прямолинейного распространения света на практике.
Лабораторная работа № 11 «Наблюдение прямолинейного распространения света».
Демонстрации. Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана
— Исследовать прямолинейное распространение света;
— самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент
§48
54/3. Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени
Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.
Демонстрации. Световые пучки разной формы, Изменение формы светового пучка с помощью диафрагмы. Независимость световых пучков. Образование тени и полутени. Модели солнечного и лунного затмений
— Самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент;
— получать следствие физических законов на примере затмений;
— конструировать камеру-обскуру
§49-50 №37, 38
55/4. Отражение света. Лабораторная работа № 12
Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение света.
Лабораторная работа № 12 «Изучение явления отражения света».
Демонстрации. Явления, происходящие на границе раздела двух сред: отражение, преломление, поглощение. Явление отражения света с помощью оптической шайбы
Получение изображения предмета в плоском зеркале. Характеристика изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Управление изображением предмета с помощью плоского зеркала. Перископ.
Демонстрации. Получение изображения свечи или карандаша с помощью плоского зеркала
— Исследовать свойства изображения предмета в плоском зеркале;
— строить изображение предмета в плоском зеркале
§52 №40
57/6. Повторение материала. Решение задач. Вогнутые зеркала и их применение*
Решение задач типа Л. №№ 1538, 1539, 1540, 1547, 1548, 1549 и т. п.
Сферические зеркала*. Выпуклое и вогнутое зеркала*. Основные линии и точки зеркала*. Фокусное расстояние зеркала*. Применение вогнутых зеркал*. Телескопы*.
Демонстрации. Изображение, даваемое вогнутым зеркалом с помощью оптической шайбы*
— Применять полученные знания к решению задач;
— анализировать применение физических законов в технике (на примере вогнутых зеркал, телескопов)*
§53* №41*
58/7. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Волоконная оптика*
Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Закон преломления света*.
Демонстрации. Преломление света с помощью сосуда с водой и линейки, с помощью оптической шайбы. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Волоконная оптика*.
Демонстрации. Полное внутреннее отражение с помощью оптической шайбы
— Исследовать закономерности, которым подчиняется явление преломления света (соотношение углов падения и преломления);
— самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент;
— применять знания к решению задач
— Применять физические законы к построению хода лучей в оптических стеклах (на примере призм разного типа), в световодах*;
— исследовать явление полного отражения света;
— сравнивать явления отражения света и полного внутреннего отражения
§54, 55, 56**
№42, 43
Оптические приборы (8 ч)
59/8. Линзы, ход лучей в линзах
Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Демонстрации. Различные виды линз. Ход лучей в линзе с помощью оптической шайбы. Получение изображения с помощью линзы
— Получать изображение с помощью собирающей линзы;
— строить изображения в линзе;
— измерять оптическую силу линзы
§57, 58*
№44, 46*(3)
60/9. Лабораторная работа № 14
Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемого линзой».
Формула линзы*. Увеличение линзы*
— Измерять фокусное расстояние собирающей линзы;
— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;
— определять величины, входящие в формулу линзы
61/10. Фотоаппарат. Проекционный аппарат
Устройство фотоаппарата и ход лучей в нем. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нем.
Демонстрации. Модели фотоаппарата и проекционного аппарата с помощью набора по оптике
— Анализировать устройство и оптическую систем проекционного аппарата и фотоаппарата;
— строить ход лучей в проекционном аппарате и фотоаппарате
§59. №47
62/11. Глаз как оптическая система
Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения.
Демонстрации. Модель глаза
— Анализировать устройство оптической системы глаза;
— сравнивать оптическую систему глаза и фотоаппарата;
— оценивать расстояние наилучшего зрения;
— исследовать и анализировать дефекты своего зрения
§60
63/12. Очки, лупа
Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Коррекция зрения с помощью очков. Оптические приборы, вооружающие глаз. Лупа. Увеличение лупы.
Демонстрации. Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы. Получение изображения с помощью лупы
— Исследовать возможности увеличения угла зрения с помощью лупы;
— самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент
§61 №49
64/13. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов
Спектр белого света. Спектральные цвета. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра.
Демонстрации. Разложение белого света в спектр (явление дисперсии) с помощью призмы прямого зрения. Сложение спектральных цветов с помощью системы зеркал
— Исследовать состав белого света, последовательность цветов в спектре белого света, сложение спектральных цветов, основные и дополнительные цвета в спектре;
— наблюдать разложение белого света в спектр;
— экспериментально исследовать сложение цветов
§62, 63 №51
65/14. Цвета тел
Поглощение света средой Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета.
9. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
Физика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://fiz.lseptember.ru.
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
Учебно-методический комплект:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник «Физика 7». Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. М. Просвещение 2014 г.
Физика. Тематическое и поурочное планирование. 7 класс. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. М. Просвещение 2009 г.
А.Е. Марон, С.В. Позойский «Сборник вопросов и задач по физике» 7-9 класс. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2012.
Дидактические материалы. Физика. 7 класс. А.Е. Марон, Е.А. Марон. М.: Дрофа, 2009 г.
«Сборник задач по физике для 7-9 классов», Лукашик, М. Дрофа, 2008 г.
Мультимедийное приложение к учебнику(7, 8, 9 кл.) Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская – М.: Дрофа, 2012.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Физика . 7 класс.: учебник для общеобразоват. Учреждений/ Н.С.Пурышева., Н.Е.Важеевская – М.:Дрофа, 2014.
«Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебнику А.В. Перышкина «Физика – 7, 8, 9»/ А.В. Пёрышкин; сост. Г.А. Лонцова – 11-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014,- 269с.
Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобр. учреждений /А.Е. Марон, Е.А. Марон.-М.: Просвещение, 2012;
А.Е. Марон, С.В. Позойский «Сборник вопросов и задач по физике» 7-9 класс. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2012.
Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. В.В. Губанов. Изд.: «Лицей». 2010 г.
Лабораторные работы по физике 7 классы. Электронное учебное издание.
Рабочие тетради (7 кл.) Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская – М.: Дрофа, 2012.
Проверочные и контрольные работы. Учебное пособие. Н.С. Пурышева, О.В. Лебедева – М.: Дрофа, 2012.
1 Жирным шрифтом выделен материал, выносящийся на ГИА или ЕГЭ.