Рабочая программа по физике для 7 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089), «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010», авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, на основе сборника нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2015-2016 учебном году».
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
В курсе 7 класса рассматриваются вопросы: первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа и мощность, энергия.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Перышкин Е.М. Гутник «Физика. 7 класс», Москва, Дрофа 2010 г.
На изучение курса физике по предлагаемой программе отводится 70 часов за учебный год (2 часа в неделю).
Уровень обучения – базовый.
Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Контрольная работа № 2 по теме «Сила. Равнодействующая сил».
Контрольная работа № 3 по теме «Давление. Закон Паскаля».
Контрольная работа № 4 по теме «Давление в жидкости и газе».
Контрольная работа № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Контрольная работа № 6 по теме «Работа и мощность».
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата проведения | Основной материал, цели и задачи, | Оборудование | Демонстрации | Межпредметные связи, применение ИКТ | Домашнее задание |
по плану | факт |
Тема 1. Введение (4 ч) |
1 | Вводный инструктаж в кабинете физики. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1ч | 01.09 | | Физика – одна из наук о природе. Ознакомить учащихся с основной задачей физики. Ввести некоторые физические термины: тело, вещество, материя. | камертон, молоточек, металлические опилки, магнит | Примеры физических явлений: колебания тела на пружине; звучание камертона; взаимодействие металлических опилок с магнитом (через картон) | | § 1-3, Л. .№ 5,12 |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 1 ч | 03.09 | | Дать определение физической величины. Привести примеры физических величин. Ознакомить учащихся с алгоритмом нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. | измерительная линейка, секундомер, термометр, амперметр, вольтметр | измерительная линейка, секундомер, термометр, амперметр, вольтметр | | § 4, 5, упр. 1, Л. № 25 |
3 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» | 1 ч | 08.09 | | научиться 1) определять цену деления измерительных приборов; 2) измерять физические величины с учетом абсолютной погрешности | Мензурка, стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды | | | Л. № 31, 32, 37 |
4 | Физика и техника. | 1 ч | 10.09 | | Ознакомить учащихся с основными этапами развития физики. Показать взаимосвязь физики и техники | Современные электронные устройства. Портреты | 1. Современные электронные устройства (плеер, мобильный телефон, видеомагнитофон и т.д.). 2. Портреты ученых-физиков и выдающихся изобретателей. | технология, ИКТ | § 6, задание 1. Составить физический кроссворд из 6-12 слов по пройденной теме. |
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч). |
5 | Строение вещества. Молекулы. | 1 ч | 15.09 | | Ознакомить учащихся с опытами и явлениями, доказывающими, что все вещества состоят из отдельных частиц. Дать понятие молекулы, представление о размерах молекул. | Шарик, кольцо, горелка, штатив, колба | Опыты по рис. 16, 17, 18, 19 в учебнике; Модель хаотического движения молекул | биология | § 7, 8 , Л. № 53, 54, 42 |
6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел». | 1 ч | 17.09 | | Научиться выполнять измерения способом рядов | Линейка, дробь (или горох), иголка | | | Л. № 23, 34 |
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | 1 ч | 22.09 | | Ознакомить учащихся с явлением диффузии, причинами и закономерностями этого явления. Разобрать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах. Привести примеры практического применения диффузии. | мензурка, раствор медного купороса | Опыт по рис. 23 в учебнике. Диффузия газов | ИКТ | § 9, задание 2 (1), Л. № 66 |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 ч | 24.09 | | Разобрать с учащимися опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Явление смачивания и несмачивания. | кусок мела, ластик, стеклянные палочки; свинцовые цилиндры, стеклянная пластина, сосуд с водой | Силы взаимодействия молекул: разламывание и соединение куска мела; сжатие и распрямление резинового ластика; сцепление свинцовых цилиндров; отрывание стеклянной пластины от воды. | биология, ИКТ | § 10, упр. 2 (1), Л. № 74, 80, 83 |
9 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 ч | 29.09 | | Ознакомить учащихся с тремя состояниями вещества: твердым, жидким, газообразным. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества. | кусок пластилина, нить, мензурка, воздушный шарик, резиновый мяч, стакан с водой, воронка, резиновый шланг | Объем и форма твердого тела, жидкости, газа. Опыт по рис. 30 в учебнике | биология | § 11,12, задание 3, Л. № 84 |
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 ч | 01.10 | | Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействуют между собой. | | | ИКТ | Л. № 65, 67, 77-79, 81, 82 |
Тема 3. Взаимодействие тел. (22 ч) |
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 ч | 06.10 | | Определение механического движения. Виды движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути. | тележка, автомобиль, мел | 1. Относительность движения: движение игрушечного автомобиля по столу и по движущейся тележке. 2. Равномерное и неравномерное, прямолинейное и криволинейное движение управляемого игрушечного автомобиля. 3. Траектории мела на доске. | | § 13, 14, задание 4, Л. № 99, 101٭ |
12 | Скорость. Единицы скорости. | 1 ч | 08.10 | | Дать понятие скорости. Ввести формулу для расчёта скорости равномерного движения. Единицы скорости. Понятие средней скорости неравномерного движения. | автомобиль, секундомер, линейка | Движение игрушечного автомобиля. | | § 15, упр. 4 (1, 4), Л. № 137 |
13 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». | 1 ч | 13.10 | | | | | | |
14 | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | 1 ч | 15.10 | | Вывод формул для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел. | | | | § 16, упр. 5 (2, 4), Л. № 128 |
15 | Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. | 1 ч | 20.10 | | Разобрать с учащимися причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи. | наклонная плоскость, тележка, песок, маятник тележка, упругая пластина, указатель, шарик, желоб | 1. Опыт по рис. 41. 2. Колебания маятника. 3. Явление инерции. 4. Опыты по рисункам 42, 43. 5. Взаимодействие подвижного тела с неподвижным. | ИКТ | § 17, § 18, Л. № 207, 209 |
16 | Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 ч | 22.10 | | Масса тела. Единицы массы. Устройство и принцип действия рычажных весов. Научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел. | весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы | 1. Опыт по рис. 46. 2. Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах. | | § 19, 20, упр. 6 (1, 3), Л. № 213 Л. № 223, 217 |
17 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение объема тела» | 1 ч | 27.10 | | Научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра | мензурка, тела неправильной формы небол. объема, нитки | | | Л. № 127, 219 |
18 | Плотность вещества. | 1 ч | 29.10 | | Дать понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы плотности вещества. | цилиндр алюминиевый, железный, мелкие гвозди, бумага, набор тел равной массы, но разного объема | 1. Опыт по рис. 50. 2. Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах. 3. Демонстрация твердых тел одинаковой массы, но разного объема. | | § 21, упр. 7 (1, 2), Л. № 265 |
19 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Определение плотности вещества твердого тела» | 1 ч | 12.11 | | Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. | Весы с разновесками, мензурка, твердое тело | | | § 21, упр. 7 (4, 5), Л. № 269 |
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 ч | 17.11 | | Вывод формул для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач. | алюминиевый цилиндр, стальной брус, весы, набор гирь | Измерение объемов алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс | | § 22, Л. № 283 |
21 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 ч | 19.11 | | Расчет массы тела по объему и плотности; расчет скорости тела по пути и времени | | | | упр. 8 (3, 4), Л. № 274 |
22 | Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела, Плотность вещества». | 1 ч | 24.11 | | | | | | |
23 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 ч | 26.11 | | Ознакомить уч-ся с причиной изменения скорости тела; сила как мера взаимодействия тел; модуль, направление и точка приложения силы; явление всемирного тяготения; понятие силы тяжести. | штатив с муфтой и кольцом, нить, металлический шарик, теннисный шарик | Опыт по рис. 55, 56. Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити. Движение теннисного шарика, брошенного горизонтально. | ИКТ | § 23, 24, Л. № 291-293 |
24 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | 1 ч | 01.12 | | Дать понятие силы упругости; привести примеры действия силы упругости; Деформация и её виды, закон Гука для упругих деформаций. Дать понятие веса тела; Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре | прибор для демонстрации видов деформации; пружинный маятник; лабораторный динамометр; штатив, нить, шарик; доска, гиря | Прибор для демонстрации видов деформации; Колебания пружинного маятника; Лабораторный динамометр; Зависимость силы упругости от деформации (опыты по рис. 64, 66) | | § 25, Л. № 328, 329 § 26, Л. № 333, № 334 |
25 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. | 1 ч | 03.12 | | Разобрать с уч-ся единицу силы; Дать понятие силы тяжести, действующей на тело массой 1 кг; формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы; формула для расчета веса тела. | | | | § 27, упр. 9 (1, 3) § 28 |
26 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины» | 1 ч | 08.12 | | Разобрать с учащимися устройство и принцип действия динамометра; виды динамометров, их практическое применение | динамометр, набор грузов по 102 г, штатив | Различные виды динамометров. Определение цены деления шкалы приборов. | | упр. 10(1, 3) Л. № 351 |
27 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Центр тяжести тела. | 1 ч | 10.12 | | Дать понятие равнодействующей сил; определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев | штатив, пружина с указателем, набор грузов, динамометры | Опыты по рис. 74, 76 Измерение равнодействующ. сил, действующих на тело, погруженное в жидкость | ИКТ | § 29, упр. 11 (2, 3), Л. № 367 |
28 | Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины» | 1 ч | 15.12 | | | | | | стр. 185-187 учебника |
29 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | 1 ч | 17.12 | | Ознакомить уч-ся с силами трения; причинами возникновения силы трения; трения скольжения; трения качения; зависимость силы трения от веса тела | динамометр, набор деревянных брусков, деревянная доска | Сила трения покоя, скольжения; Измерение силы трения скольжения при движении бруска по деревянной доске. | технология, ИКТ | § 30, 31 |
30 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | 1 ч | 22.12 | | | | | | |
31 | Трение в природе и технике. Решение задач «Сила тяжести. Вес тела» | 1 ч | 24.12 | | Разобрать с учащимися примеры проявления трения в природе, быту и технике; использование трения (способы увеличения); борьба с трением (способы уменьш.) | шариковые и роликовые подшипники | шариковые и роликовые подшипники | | § 32 |
32 | Контрольная работа № 2 по теме «Сила. Равнодействующая сил» | 1 ч | 29.12 | | | | | | |
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч) |
33 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 ч | 31.12 | | Разобрать с учащимися давление тел на опору; единицы давления | гвозди, вбитые в доску, гиря; емкость с песком | Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры ( по рис. 86) | | § 33, упр. 12(2, 3) § 34 |
34 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору» | 1 ч | 12.01 | | | | | | упр. 13 |
35 | Давление газа. | 1 ч | 14.01 | | Разобрать с уч-ся причины возникновения давления газа; зависимость давления газа от объема и температуры | Воздушный шарик, купол, насос, штатив | Раздувание камеры. Изменение давления газа при изменении его объема и температуры | | § 35, Л. № 464, 470, 473 |
36 | Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | 1 ч | 19.01 | | Разобрать различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы; закон Паскаля | сосуд, поршень, жидкость, полый шар, имеющий в различных местах узкие отверстия | Передача давления жидкостями и газами ( по рис. 95, 96) Опыты по рис. 99-103, 106 в учебнике | | § 36, упр. 14 (2, 4), § 37 |
37 | Контрольная работа № 3 по теме «Давление. Закон Паскаля» | 1 ч | 21.01 | | | | | | Л. № 471, 474, 476 |
38 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 ч | 26.01 | | Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда | | | | § 38, упр. 15 |
39 | Решение задач «Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда». | 1 ч | 28.01 | | p=ρ·q·h | | | | § 37, 38 повторить, Л. № 504-507 |
40 | Сообщающиеся сосуды | 1 ч | 02.02 | | Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение | штатив, воронка, резиновый шланг, стеклянная трубка | Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости; Модели водомерного стекла | ИКТ | § 39, задание 9 |
41 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 1 ч | 04.02 | | Ознакомить уч-ся с явлениями, подтверждающими существование атмосферного давления; силой притяжения к Земле как причиной увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. | прочный стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой с зажимом, насос, рычажные весы стеклянная трубка, поршень | Определение массы воздуха; Обнаружение атмосферного давления. | география | § 40,41, упр. 17, упр. 18, задание 10 |
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 ч | 09.02 | | Измерение атмосферного давления ртутным барометром; вычисление атмосферного давления (в Па) | магдебургские полушария, насос Комовского, модель присоски | Опыт с магдебургскими полушариями; Действие присоски. | ИКТ | § 42, упр. 19 (4), задание 11 |
43 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 ч | 11.02 | | Разобрать с уч-ся назначение, устройство и принцип действия барометра-анероида; зависимость атмосферного давления и плотности воздуха от высоты над землей. | барометр-анероид; ручной насос. | Барометр-анероид; Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. | география, ИКТ | § 43, 44, упр. 20, упр. 21 (1, 2) |
44 | Манометры. Решение задач (с использованием формулы p=ρ·q·h, задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления) | 1 ч | 16.02 | | Разобрать устройство и действие открытого жидкостного и металлического манометров | открытый жидкостный манометр, металлический манометр | Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра; Устройство и принцип действия металлического манометра. | | § 45, Л. № 601, 603 |
45 | Контрольная работа № 4 по теме «Давление в жидкости и газе» | 1 ч | 18.02 | | | | | | |
46 | Поршневой жидкостный насос. | 1 ч | 25.02 | | Разобрать с уч-ся устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса. | действующая модель насоса, демонстрационная таблица | Действующая модель насоса и демонстрационная таблица | | § 46, упр. 22 (2) |
47 | Гидравлический пресс. | 1 ч | 01.03 | | Ознакомить уч-ся с устройством и принципом действия гидравлического пресса. | гидравлический пресс с принадлежностями | Действие модели гидравлического пресса | технология | § 47, Л. № 498 |
48 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 ч | 03.03 | | Рассмотреть причины возникновения выталкивающей силы; направление и величину выталкивающей силы. | штатив, пружина с указателем; груз, сосуд с водой; рычажные весы; стеклянная колба | Опыты по рис. 137, 138 в учебнике | ИКТ | § 48, упр. 19 (2) |
49 | Архимедова сила. | 1 ч | 09.03 | | Разобрать с уч-ся вывод правила и формулы для определения архимедовой силы. | отливной сосуд, штатив, ведерко Архимеда | Опыт по рис. 139 в учебнике | ИКТ | § 49, упр. 24 (3), подг. к лаб. работе № 7 |
50 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 ч | 10.03 | | Обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу | динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде | | | § 49-повт., упр. 24 (2, 4) |
51 | Плавание тел. | 1 ч | 15.03 | | Рассмотреть условия, при которых тело плавает в жидкости (газе) тонет, всплывает и плавает | закрытая пробирка с соответствующим количеством песка внутри, сосуд с водой | Плавание тела в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архимедовой силы. | | § 50, упр. 25 (3-5) |
52 | Решение задач (на определение архимедовой силы и на условия плавания тел) | 1 ч | 17.03 | | | | | | подг. к лаб. работе № 8. Устно: Л. № 605, 611, 612, 615 |
53 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 ч | 22.03 | | на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет | весы с разновесками, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок | | | решить задачи под запись |
54 | Плавание судов | 1 ч | 24.03 | | ознакомить уч-ся с применением условия плавания тел; водным транспортом | коробка из фольги, сосуд с водой | Плавание коробки из фольги; Изменение осадки модели судна при увеличении веса груза на нем | ИКТ | § 51, упр. 26 (1, 2) |
55 | Воздухоплавание | 1 ч | 05.04 | | ознакомить уч-ся с воздушным шаром; дать понятие подъемной силы. | резиновый шар, нить, мыльный раствор, стеклянная трубка | Подъем в воздухе резинового шара; Передвижение мыльных пузырей | ИКТ | § 52, упр. 27 (2), Л. № 657 |
56 | Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 ч | 07.04 | | разобрать с уч-ся способы решения задач на нахождение архимедовой силы; на условия плавания тел. | | | | Л. № 654, 655, 659 |
57 | Контрольная работа № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 ч | 12.04 | | Работа состоит из трех вариантов, в каждом потри задачи | | | | задание 16 |
Тема 5. Работа и мощность. Энергия (13 ч) |
58 | Механическая работа. | 1 ч | 14.04 | | Дать понятие механической работы; единицы работы; определение механической работы для случаев, когда сила F совпадает с направлением движения тела | деревянный брусок, наклонная доска, динамометр, измерительная линейка | Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние | ИКТ | § 53, упр. 28 (3, 4) |
59 | Мощность. | 1 ч | 19.04 | | Дать определение мощности; единицы мощности | | | технология | § 54, упр. 29 (3, 6) |
60 | Решение задач «Механическая работа. Мощность» | 1 ч | 21.04 | | | | | | |
61 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 ч | 26.04 | | Ознакомить уч-ся с простыми механизмами; рычагом; плечом силы; условием равновесия рычага. | рычаг, штатив, набор грузов, динамометр | Простые механизмы; Опыты по рис. 149, 150 и 154 в учебнике | ИКТ | § 55, 56, Л. № 736, 737, задание 18 (2). |
62 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | 1 ч | 28.04 | | Разобрать с уч-ся момент силы; правило моментов (для двух сил); единицу момента силы. | рычаг, штатив, набор грузов | Условие равновесия рычага (по рис. 154 в учебнике) | ИКТ | § 57, § 58 упр. 30 (2), подг. к лаб. работе № 9 |
63 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 ч | 03.05 | | Ознакомить уч-ся с определением выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами; устройством и действием рычажных весов. Проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверить на опыте правило моментов | рычажные весы, ножницы, кусачки, щипцы; рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр | Устройство и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов и т.п. | технология | упр. 30 (1, 3, 4) |
64 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики | 1 ч | 05.05 | | Ознакомить уч-ся с неподвижным блоком, подвижным блоком; равенством работ при использовании простых механизмов; «золотым правилом» механики | штатив, динамометр, неподвижный блок, подвижный блок, рычаг, набор грузов, линейка | Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока; Действие подвижного блока; Равенство работ. | ИКТ | § 59, 60, упр. 31 (5), задание 19 |
65 | Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач (на «золотое правило» механики). | 1 ч | 10.05 | | Разобрать с уч-ся способы решения задач на «золотое правило» механики | | | | § 59, 60 – повт., § 61 Л. № 766, подг. к лаб. работе № 10 |
66 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | 1 ч | 12.05 | | В ходе выполнения лаб. работы убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной. | доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой | | | Л. № 788 |
67 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач (на определение КПД простых механизмов). | 1 ч | 17.05 | | Разобрать с уч-ся способы решения задач на КПД простых механизмов. Дать понятие об энергии; ознакомить уч-ся с потенциальной энергией, зависимостью потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема; кинетической энергией; зависимостью кинетической энергии от массы тела и его скорости. | пружина, груз, нить, шарик, наклонная плоскость, брусок | Опыты по рис. 171 и 172 в учебнике; Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости | | § 62, 63, упр. 32 (1, 4) |
68 | Контрольная работа № 6 по теме «Работа и мощность» | 1 ч | 19.05 | | | | | | |
69 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | 1 ч | 24.05 | | Разобрать с уч-ся переход одного вида механической энергии в другой; дать понятие полной механической энергии и закона её сохранения | маятник Максвелла, шарик, нитяной маятник, наклонный желоб, «сегнерово колесо» модель | Опыты по рис. 175 и 176 в учебнике; Колебания нитяного маятника; Движение шарика по наклонному желобу вверх и вниз; Движение «сегнерова колеса». | ИКТ | Л. № 797. Анализ результатов к. р. № 6. Работа над ошибками. |
70 | Повторительно-обобщающее занятие | 1 ч | 26.05 | | Повторение закона сохранения полной механической энергии; физических величин и единиц измерения. | | | | Л. №809 |