kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа учебной практики для 10-11 классов «Решение нестандартных физических задач».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить свое обучение в вузах и нуждающихся в получении навыков решения физических задач повышенного уровня, можно с помощью учебных практик. Программа предлагает к использованию формы и методы обучения, способствующие достижению учащимися более высоких результатов при изучении физики. Цели программы освоения учебной практики определяют её развивающий и мотивирующий аспекты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной практики для 10-11 классов «Решение нестандартных физических задач». »

Программа учебной практики

«Решение нестандартных физических задач»

для 10-11класса.

Пояснительная записка

Одна из проблем профилизации старших классов большинства общеобразовательных школ во многих случаях – недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов. Поэтому удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить свое обучение в вузах и нуждающихся в получении навыков решения физических задач повышенного уровня, можно с помощью учебных практик. Одной из таких учебных практик может быть «Решение нестандартных физических задач», где уровень обучения повышается не сколько за счет расширения теоретической части курса физики, сколько за счет углубления практической – решения разнообразных физических задач.

Цели учебной практики:

  • обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального обучения при изучении разделов курса физики по программе среднего (полного) общего образования;

  • развить содержание курса для изучения на профильном уровне в виде решения задач повышенного уровня.

Методические особенности

Практика опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цели ее освоения – решение задач.

В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения задач в измененных или новых ситуациях. При решении задач рекомендуется широко использовать аналогии, графические методы, физический эксперимент. При отсутствии необходимой технической поддержки эксперимента можно использовать электронные пособия.

Программа рассчитана на два года (10-11 классы) и предусматривает 68часов аудиторных занятий.

Содержание программы

10-11 классы

(68 часов, 1 час в неделю)

  1. МЕХАНИКА (12 часов)

  • Кинематика поступательного движения и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

  • Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.

  • Статика. Законы сохранения импульса и энергии.

  1. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (10 часов)

  • Основы МКТ. Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы.

  • Взаимные превращения жидкостей и газов. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха. Свойства поверхности жидкости. Капилярные явления.

  • Термодинамика. Первый закон термодинамики и его применение для изопроцессов. Количество теплоты. Расчет КПД тепловых двигателей.

  1. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (16 часов)

  • Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Конденсаторы. Движение зарядов в электрическом поле.

  • Постоянный электрический ток. Закон Ома для однородного участка и для полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей. Работа и мощность электрического тока.

  • Электрический ток в различных средах. Тепловое расширение тел. Законы электролиза.

  • Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Силы Ампера и Лоренца.

  • Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Правило Ленца.

  1. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (5 часов)

  • Механические и электромагнитные гармонические колебания. Кинематика и динамика колебаний, превращение энергии. Резонанс. Колебательный контур. Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Переменный ток.

  • Механические и электромагнитные волны.

  1. ОПТИКА (6часов)

  • Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений в тонких линзах и плоских зеркалах.

  • Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка.

  1. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (2 часа)

  • Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна.

  1. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (8 часов)

  • Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

  • Постулаты Бора, их применение для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами.

  • Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда и массового числа в задачах о ядерных превращениях.

  1. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 часов)

Небесная сфера. Звёздное небо. Определение размеров тел Солнечной системы. Законы Кеплера. Физическая природа звезд. Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение.





Тематическое планирование учебного материала

10 класс (34ч, 1ч в неделю)

п/п

Тема урока

Компоненты учебной литературы

Дата (плановая)

Дата (фактическая)

МЕХАНИКА (12 часов)

Кинематика (5 часов)

1

/

1

Равномерное прямолинейное движение. Скорость.

[3, с.24-25 №1-5, с.29 №В1,С3]


 

2

/

2

Равномерное прямолинейное движение. Графики движения

[1, №26,27], [2, №2,3]


 

3

/

3

Относительность механического движения

[1, №40,41,47], [3,с.29 №В3]


 

4

/

4

Равноускоренное прямолинейное движение

[1, №49,60,88], [3,с.29 №С1]


 

5

/

5

Свободное падение тел

[1, №217,218], [2,с.№29,30]


 

Динамика (3 часа)

6

/

1

Законы Ньютона

[3, с,66-68 №1-11]


 

7

/

2

Силы в механике

[1, №158, 167,179,188]


 

8

/

3

Движение тела под действием нескольких сил

[3, с,71-72 №В1,В2,В4]


 

Законы сохранения в механике
Статика (4 часа)

9

/

1

Закон сохранения импульса

[1, №328,329,330]


 

10

/

2

Закон сохранения импульса

[2, №91-93]


 

11

/

3

Закон сохранения энергии в механике

[1, №367-369]


 

12

/

4

Закон сохранения энергии в механике

[3, с.72 №С2,С4,С6]


 

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА, ТЕРМОДИНАМИКА (10 часов)

Основы МКТ (4 часа)

13

/

1

Характеристики молекул и их систем

[1, №467-471]


 

14

/

2

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа

[1, №500,506,513]


 

15

/

3

Уравнение состояния идеального газа

[1, №541,544,545]


 

16

/

4

Газовые законы

[2, №245-250]


 

Взаимные превращения жидкостей и газов (2 часа)

17

/

1

Реальный газ. Пар

[1, №573,574,576]


 

18

/

2

Свойства поверхности жидкости

[1, №582,588,596]


 

Термодинамика (4 часа)

19

/

1

Теплопередача, Количество теплоты

[1, №647,653,664]


 

20

/

2

Первый закон термодинамики

[2, №259-261]


 

21

/

3

Первый закон термодинамики

[3, с.129 №В2-В4]


 

22

/

4

Тепловые двигатели

[1, №671,680,681]


 

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (11 часов)

Электростатика (4 часа)

23

/

1

Закон Кулона

[1, №687,688,691,693]


 

24

/

2

Расчет напряженности электрического поля

[1, №705-707]


 

25

/

3

Расчет напряженности электрического поля

[2, №314-317]


 

26

/

4

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора

[1, №764], [3, с.211 №В1-В3]


 

Постоянный электрический ток (4 часа)

27

/

1

Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи

[1, №798-801]


 

28

/

2

Расчет электрических цепей

[2, №396-399]


 

29

/

3

Работа и мощность постоянного тока

[1, №809-813]


 

30

/

4

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

[1, №827-830]


 

Электрический ток в различных средах (3 часа)

31

/

1

Электрический ток в металлах

[1, №865-868]


 

32

/

2

Закономерности протекания электрического тока в жидкостях

[1, №893-897]


 

33

/

3

Закономерности протекания электрического тока в жидкостях

[1, №899-902]


 

Резерв (1 час)

34

/

1


 


 



Тематическое планирование учебного материала 11 класс (34ч, 1ч в неделю)

п/п

Тема урока

Компоненты учебной литературы

Дата (плановая)

Дата (фактическая)

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) (5 часов)

Магнитное поле (3 часа)

1

/

1

Стационарное магнитное поле

[1, №842], [3,с.209 №21-28]


 

2

/

2

Сила Ампера

[1, №838,843,844,845]


 

3

/

3

Сила Лоренца

[1, №854,855], [2, №450]


 

Электромагнитная индукция (2 часа)

4

/

1

Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция

[1, №929,930,940,941]


 

5

/

2

Направление электромагнитной индукции. Правило Ленца

[1, №915, 926,927], [2, №463]


 

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (5 часов)

Механические и электромагнитные колебания (2 часа)

6

/

1

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

[1, №429,950,951,960]


 

7

/

2

Переменный электрический ток

[1, №973,989-991]


 

Механические и электромагнитные волны (3 часа)

8

/

1

Механические волны

[1, №438-441]


 

9

/

2

Электромагнитные волны

[1, №989-991]


 

10

/

3

Принципы радиосвязи

[1, №1005-1009]


 

ОПТИКА (6 часов)

11

/

1

Основные законы геометрической оптики

[1, №1053,1054,1057,1059]


 

12

/

2

Основные законы геометрической оптики

[2, №989-991]


 

13

/

3

Волновые свойства света

[1, №1088,1090,1103,1106,1107]


 

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (2 часа)

14

/

1

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна

[1, №1119-1125]


 

15

/

2

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна

[1, №1126-1131]


 

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (8 часов)

Световые кванты (2 часа)

16

/

1

Законы фотоэффекта

[1, №1158,1160-1162]


 

17

/

2

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света

[1, №1165,1168-1171]


 

Атомная физика (1 час)

18

/

1

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом

[1, №1180, 1186-1188]


 

Физика атомного ядра. Элементарные частицы (5 часов)

19

/

1

Радиоактивность

[1, №1200,1202-1204]


 

20

/

2

Радиоактивность

[1, №1196-1199, 1205], [3, с.301 С6]


 

21

/

3

Энергия связи атомных ядер

[1, №1222-1225]


 

22

/

4

Энергия связи атомных ядер

[1, №1226-1229]


 

23

/

5

Элементарные частицы

[1, №1238-1243]


 

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 часов)

24

/

1

Небесная сфера. Звёздное небо

[4, с.25 №3-6]


 

25

/

2

Законы Кеплера

[4, с.42 №2, с.47 №7,8]


 

27

/

3

Определение размеров тел Солнечной системы

[4, с.52 №1,5,6]


 

29

/

4

Физическая природа звезд

[4, с.131 №3-6]


 

30

/

5

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение

[4, с.135 №6, с.146 №3-6]


 

Обобщающее повторение (3 часа)

Резерв (1 час)



Библиография

  1. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений – М.:Дрофа, 2013.

  2. Зубов В.Г. Сборник задач по физике. 7-11 кл. / В.Г. Зубов, В.П. Шальнов.- 11-е изд., перераб. – М: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Альянс-В», 2003.

  3. Касаткина И.Л. Физика. Полный курс подготовки: разбор реальных экзаменационных заданий – М: АСТ: Астрель, 2010.

  4. Левитан Е.П. Астрономия: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждний – М.: Просвещение, 2007.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа учебной практики для 10-11 классов «Решение нестандартных физических задач».

Автор: Абрамова Татьяна Владимировна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ « РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ » 9 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(109) "programma-eliektivnogo-kursa-priedprofil-noi-podgotovki-rieshieniie-niestandartnykh-zadach-po-fizikie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212260"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431792999"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Научный проект по теме : " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" "
    ["seo_title"] => string(126) "nauchnyi-proiekt-po-tiemie-ispol-zovaniie-sriedstv-ikt-v-protsiessie-podghotovki-uchashchikhsia-k-matiematichieskim-olimpiadam"
    ["file_id"] => string(6) "110701"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406465883"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Математика для любознательных. "
    ["seo_title"] => string(34) "matiematika-dlia-liuboznatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405850204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства