Цель программы совершенствование знаний и умений учащихся, полученных при изучении основного курса, развитие интереса к предмету на основе решения физических задач различного уровня сложности, применение методов и приемов, позволяющих развивать логическое мышление. Программа может быть использована как для групповых занятий, так и для коллективных, в зависимости от наполнения содержанием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Физика в задачах"»
Филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино Токаревский район Тамбовская область
Программа
курса "Физика в задачах"
/7 класс/
Автор: Егорова Любовь Алексеевна,
учитель физики филиала МБОУ
Токарёсвкой СОШ №2 в д.Чичерино
Чичерино
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач по физике – один из основных методов обучения учащихся. При решении задач школьникам дополнительно сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, а также сведения из истории науки и техники.
Одной из важнейших целей современного физического образования является формирование умений учащихся работать со школьной учебной физической задачей. В этой связи актуальность данного курса определяется направленностьюнаформирование у школьников практических, интеллектуальных и творческих компетентностей; личностных качеств (целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность); развитие эстетических чувств и самостоятельности. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать нестандартные задачи на основе достижений науки и техники.
Цель программы:
– совершенствование знаний и умений, полученных учащимися в основном курсе физики, развитие интереса учащихся к физике на основе решения физических задач; Задачи курса:
– продолжить развитие познавательного интереса учеников к физике, аналитико-синтетических умений учащихся посредством постановки, классификации, использования приёмов и методов решения школьных физических задач.
Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года, а также провести зачёт по умению решать задачи.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике и согласована с содержанием основного курса физики для 7 класса. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача", осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными способами решения задач. Далее рассматриваются задачи из разделов курса физики 7-го класса «Механические явления», «Звуковые явления», «Световые явления»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год.
Место предмета в базисном учебном плане.
Курс «Физика в задачах»» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и представляет собой вариативную часть учебного плана образовательной области «Естествознание».
Формы: индивидуальный опрос (устный и письменный (работа по карточке)), фронтальный опрос (устный и письменный ), зачёт.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(35 ч, 1 ч в неделю)
1. Введение (3 ч)
Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.
2. Механические явления(20 ч)
Механическое движение и его виды. Равномерное движение. Скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.
Масса. Плотность, расчет массы тела через плотность и объём. Сила. Сложение сил. Сила тяжести, трения, упругости. Расчет сил. Давление твёрдых тел. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Энергия. Виды энергии.
3. Звуковые явления(5 ч)
Колебательное движение. Период колебаний маятника. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость волны. Отражение волн.
4. Световые явления. (5 ч)
Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.
5. Итоговое занятие. (2 ч)
Учебно-тематический план
№
п/п
Раздел программы
Кол-во часов
Кол-во зачетных работ
1
Введение
3
2
Механические явления
20
2
3
Звуковые явления
5
1
4
Световые явления
5
1
5
Итоговое занятие
2
Итого:
35
4
Календарно - тематический план
№ по п/п
№ по теме
Тема урока
Дата
Вид и форма контроля
П
Ф
Введение (3 ч)
1
1
Классификация задач. Примеры типовых задач.
2
2
Правила и приёмы решения задач
Текущий контроль. Фронтальный опрос
3
3
Оформление решения расчётных задач по физике. Алгоритмы решения задач
Текущий контроль. Фронтальный опрос
Механические явления (20 ч)
4
1
Механическое движение и его виды. Равномерное движение. Скорость. Преобразование единиц скорости.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
5
2
Решение задач на расчет скорости равномерного движения.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
6
3
Решение задач на расчет средней скорости движения.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
7
4
Равноускоренное движение. Ускорение. Решение задач на расчет ускорения.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
8
5
Масса. Плотность вещества. Решение качественных задач.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
9
6
Решение экспериментальной задачи на расчёт плотности бруска
Текущий контроль. Фронтальный опрос
10
7
Решение расчётных задач на расчет массы и плотности
Текущий контроль. Фронтальный опрос
11
8
Сила. Виды сил. Сложение сил.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
12
9
Решение задач на графическое изображение сил.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
13
10
Решение задач на расчет сил
Текущий контроль. Фронтальный опрос
14
11
Зачет по теме «Механическое движение. Силы»
Тематический контроль. Индивидуальный опрос
15
12
Давление твердых тел. Решение экспериментальной задачи на расчет давления.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
16
13
Решение задач на расчет давления твердых тел.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
17
14
Механическая работа и мощность.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
18
15
Решение задач на расчет работы и мощности.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
19
16
Простые механизмы. Правило равновесия рычага. Решение задач
Текущий контроль. Фронтальный опрос
20
17
Коэффициент полезного действия. Решение задач на расчет КПД
Текущий контроль. Фронтальный опрос
21
18
Энергия. Расчет потенциальной и кинетической энергии.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
22
19
Решение задач на расчет энергии
Текущий контроль. Фронтальный опрос
23
20
Зачет по теме «Механические явления»
Тематический контроль. Индивидуальный опрос
Звуковые явления (5 ч)
24
1
Колебательное движение. Решение задач на расчет периода колебаний.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
25
2
Звук. Волновые явления. Решение качественных задач на характеристики звука
Текущий контроль. Фронтальный опрос
26
3
Решение задач на расчет длины и скорости волны.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
27
4
Решение задач на закон отражения звука
Текущий контроль. Фронтальный опрос
28
5
Зачет по теме «Звуковые явления»
Тематический контроль. Индивидуальный опрос
Световые явления (5 ч)
29
1
Отражение и преломление света. Решение экспериментальных задач.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
30
2
Решение задач на законы отражения и преломления.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
31
3
Линзы. Решение задач на построения .
Текущий контроль. Фронтальный опрос
32
4
Решение задач на формулу тонкой линзы.
Текущий контроль. Фронтальный опрос
33
5
Зачет по теме «Световые явления»
Тематический контроль. Индивидуальный опрос
34-35
Итоговое занятие. Конференция «Физические задачи на службе человека»