описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Основное содержание предмета
Введение
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура. Термометры.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.
Лабораторные работы
Сравнение характеристик тел.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение температуры воды и воздуха.
Наблюдение делимости вещества.
Наблюдение явления диффузии.
Измерение плотности вещества.
Взаимодействие тел
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
Лабораторные работы
Измерение силы трения.
Определение давления тела на опору.
Измерение выталкивающей силы.
Выяснение условия плавания тел.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ уроков
у
Тема урока
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки
1
Физика – наука о природе. Физические явления
1.09 – 2.09
2
Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория
4.09 -.9.09
3
Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование
11.09 – 16.09
4
Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела»
18.09 – 23.09
5
Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 «Определение объема измерительного цилиндра и твердого тела»
25.09 – 30.09
6
Характеристики тел и веществ
2.10 – 7.10
7
Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества
9.10 -14.10
8
Масса тела. Эталон массы
16.10 – 21.10
9
Лабораторная работа № 4 «Определение массы тела»
23.10 -28.10
10
Температура. Термометр. Лабораторная работа № 5 «Измерение температуры воздуха и воды»
6.11 -11.11
11
Строение вещества. Молекулы и атомы
13.11 -18.11
12
Движение молекул. Диффузия
20.11. – 25.11
13
Взаимодействие частиц вещества
27.11 -2.12
14
Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений
4.12 – 9.12
15
Строение атома
11.12- 16.12
16
Плотность вещества
18.12 -23.12
17
Связь между плотностью, массой и объемом
25.12 – 30.12
18
Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества»
15.01 – 20.01
19
Самостоятельная работа
22.01 -27.01
20
Сила как характеристика взаимодействия
29.01 -3.02
21
Явление тяготения. Сила тяжести
5.02 -10.02
22
Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформации. Сила упругости
12.02 -17.02
23
Деформация. Виды деформации. Сила упругости
19.02 - 24.02
24
Измерение сил. Динамометр.
26.02 – 3.03
25
Сила трения. Роль трения в природе и технике
5.03 -10.03
26
Способы усиления и ослабления трения.
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения»
12.03 -17 03
27
Давление твердых тел
19.03 – 24.03
28
Зависимость давления от площади опоры. Лабораторная работа № 8 «Определение давления тела на опору»
2.04 -7.04
29
Передача давления жидкостями и газом. Закон Паскаля
9.04 – 14.04
30
Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды
16.04 -21.04
31
Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимелова сила. Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы»
23.04 -28.04
32
Условия плавания тел. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия плавания тел»