kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели и задачи проблемной группы

Цели

  • совершенствование методического и профессионального мастерства учителей;
  • организация взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников;
  • объединение педагогов, участвующих в научно–педагогическом исследовании и научно –   практическом поиске при совершенствовании учебно–воспитательного процесса.

Задачи

  • обеспечение освоения и использования современных педагогических технологий, методов и приёмов обучения и воспитания школьников;
  • изучение и выработка путей реализации определенной проблемы с целью повышения профессиональной компетентности учителя;
  • разработка практических рекомендаций по решению проблемы;
  • повышение уровня методической подготовленности педагогов;
  • обмен опытом успешной педагогической деятельности;
  • выявление, пропаганда и тиражирование новых подходов к организации обучения и воспитания;
  • создание условий для непрерывного педагогического образования учителей;
  • создание условий для разработки проектов, программ

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей»

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края




РАССМОТРЕНО

На методическом совете

Протокол № 1

«16 » сентября 2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______/Ю.Р. Конюшенко







ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ГРУППЫ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ»










учитель Докучаева Татьяна Анатольевна

первая квалификационная категория















Учебный год: 2014 - 2015









Основные цели и задачи проблемной группы





Цели

  • совершенствование методического и профессионального мастерства учителей;

  • организация взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников;

  • объединение педагогов, участвующих в научно–педагогическом исследовании и научно – практическом поиске при совершенствовании учебно–воспитательного процесса.








Задачи

  • обеспечение освоения и использования современных педагогических технологий, методов и приёмов обучения и воспитания школьников;

  • изучение и выработка путей реализации определенной проблемы с целью повышения профессиональной компетентности учителя;

  • разработка практических рекомендаций по решению проблемы;

  • повышение уровня методической подготовленности педагогов;

  • обмен опытом успешной педагогической деятельности;

  • выявление, пропаганда и тиражирование новых подходов к организации обучения и воспитания;

  • создание условий для непрерывного педагогического образования учителей;

  • создание условий для разработки проектов, программ























Состав работающих в творческой группе учителей – предметников по теме «Развитие познавательной активности учащихся через метапредметные формы работы»





Фамилия, имя, отчество

Предмет

Квалификационная категория

1

Докучаева Татьяна Анатольевна

физика

первая

2

Левина Галина Михайловна

физика

первая

3

Останина Валентина Павловна

химия

первая

4

Хромченкова Тамара Ивановна

Иностранный язык

первая

5

Горлина Людмила Петровна

математика

первая

6

Подоляк Светлана Прокопьевна

Учитель начальных классов

первая































План работы





Тема, содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Обсуждение и утверждение плана работы

октябрь

Докучаева Т.А

2

Метопредметное учебное занятие и требования к нему


ноябрь

Докучаева Т.А

3

Самостоятельная работа как один из методов формирования личностных и метапредметных результатов



декабрь

Докучаева Т.А.

Левина Г.М.

4

Мастер-класс

«Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся младших классов»



февраль

Докучаева Т.А.

Подоляк С.П.

Одариченко О.И. – руководитель школьного методсовета

5.

Круглый стол

«Метапредметность – способ формирования универсальных способов деятельности»



март

Докучаева Т.А.

Хромченкова Т.И.

Останина В.П.

Одариченко О.И. – руководитель школьного методсовета

6

Проблемная деловая игра

«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»



апрель

Докучаева Т.А

Горлина Л.П.

Буцик О.А – зам. директора по УВР

7

Групповой отчет по темам самообразования

май

Инициативная группа





















Сведения о темах самообразования

проблемной группы объединения учителей

на 2014 – 2015 учебный год




Ф.И.О.

учителя

Тема самообразования

Какой год работает над темой

1

Докучаева Т.А.

Решение задач повышенной сложности по физики как средство развития познавательной активности учащихся

Третий

2

Левина Г.М.

Научно-исследовательская работа на уроках физики

Второй

3

Останина В.П.

Личностно – ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность

Первый

4

Подоляк С.П.

Метод мини - проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Второй

5

Хромченкова Т.И.

Формирование познавательной самостоятельности учащихся

Первый

6

Горлина Л.П

Развитие познавательных способностей на уроках математики

Третий





























«Самостоятельная работа как один из методов формирования личностных и метапредметных результатов»


Выступление

Докучаева Т.А



Плохой учитель сообщает истину,

хороший учит ее находить.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Я считаю, что формировать учебные универсальные действия помогает один из активных методов обучения - самостоятельная работа.

Формирование познавательной самостоятельности и активности сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни. Поэтому целью данной работы является обобщение собственного опыта применения самостоятельной работы на как одного из методов формирования личностных и метапредметных результатов.

В различных трудах дидактов существует множество разнообразных трактовок и классификаций понятий самостоятельной работы.

Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Она характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою точку зрения.

Стержнем самостоятельной работы является продуктивная деятельность ученика, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторские, творческие задачи и формирует учебные универсальные действия.

Понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических действий.

Самостоятельная работа оп определению А.И. Зимней представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

В данном определении принимаются во внимание психологические понятия самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Что же по существу входит в понятие самостоятельная деятельность?

« Самостоятельность»– как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

Самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана универсальных учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной  познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов,   критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры, это и есть личностные результаты. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Докучаева Татьяна Анатольевна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Выполнение комплексной исследовательской работы через интеграцию физики с другими школьными предметами в рамках обобщающего урока"
    ["seo_title"] => string(155) "vypolnieniie-komplieksnoi-issliedovatiel-skoi-raboty-chieriez-intieghratsiiu-fiziki-s-drughimi-shkol-nymi-priedmietami-v-ramkakh-obobshchaiushchiegho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "251184"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447186333"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Инновационный словарь метапредмтетных понятий Словаря межпредметных понятий. "
    ["seo_title"] => string(87) "innovatsionnyi-slovar-mietapriedmtietnykh-poniatii-slovaria-miezhpriedmietnykh-poniatii"
    ["file_id"] => string(6) "245394"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446124764"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства