Просмотр содержимого документа
«Физический кружок по физике»
МУ ДОД
«Лямбирский районный Дом детского творчества»
Утверждаю:
Директор МУ ДОД
Алукаева Г.Ш.___________
«___» _________ 2016г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Архимедова сила»
Разработал:
учитель физики
МОУ «Лямбирская СОШ №2»
В.Б. Колябин
ЛЯМБИРЬ-2016
Структура документа
Программа включает 4 раздела:
Пояснительная записка.
Тематический план.
Содержание тем курса.
Список литературы
1. Пояснительная записка
Программа кружка «Физика вокруг нас» для 9 класса рассчитана на 192 часа, 3 занятия в неделю, 2 часа каждое занятие.
Цель программы:
Углубление и расширение основного курса физики
Основные задачи курса:
раскрытие проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;
развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;
формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике;
технологическое образование и профориентация школьников.
Основные формы проведения занятий кружка:
эвристическая беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, защита проектов, просмотр видеозаписей и т. д.
Примерное распределение учебного времени на различные виды самостоятельной работы: изучение теории – 30%, самостоятельный физический эксперимент – 40%, решение задач – 30%.
Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки.
Ожидаемые результаты:
Результаты реализации программы определяется личностным ростом школьника. Программа призвана помочь сформировать дополнительные знания, умения и навыки по физике.
Результаты реализации программы:
Достижения учащихся на олимпиадах;
Повышение качества знаний.
2. Тематическое планирование кружка
№ занятия
Тема занятия кружка
Кол-во часов
Формы проведения кружка
Сроки проведения занятия
1. Введение
24
1
Организационное занятие
6
Беседа
1 неделя октября
2
Физика в природе
6
Беседа
2 неделя октября
3
Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин.
6
Беседа
Практическая работа
3 неделя октября
4
Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы.
Движение и взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твердых кристаллических телах.
6
Беседа
Практическая работа
2 неделя ноября
7
Материалы. Виды материалов в технике и строительстве.
6
Беседа
Сообщения учащихся
3 неделя ноября
8
История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории строения вещества.
6
Беседа
Сообщения учащихся
4 неделя ноября
9
Игровое занятие. Атом. Молекула. Вещество.
6
Викторина
Творческие работы учащихся (кроссворды, сказки, стихи)
1 неделя декабря
3. Движение и силы
42
10
Относительность движения и покоя. Методы измерения скорости. Скорости в природе и технике.
6
Беседа
Практическая работа
2 неделя декабря
11
Взаимодействие тел и инертность. Масса
6
Беседа
Практическая работа
Решение задач
3 неделя декабря
12
Сила. Деформации. Упругие силы.
6
Беседа
Практическая работа
4 неделя декабря
13
Небесные тела и их движение. Сила тяжести на других планетах.
6
Беседа
Сообщения учащихся
1 неделя января
14-15
Решение занимательных задач.
12
Практическая работа
2-3 недели января
16
Силы в природе
6
Защита проектов
4 неделя января
4. Гидро- и аэростатика
54
17
Давление в жидкости и газе.
6
Беседа
Практическая работа
Решение задач
1 неделя февраля
18
Сообщающиеся сосуды
6
Беседа
Практическая работа
Решение задач
2 неделя февраля
19
Гидростатический парадокс.
6
Беседа
Практическая работа
3 неделя февраля
20
Водопровод. Гидравлический тормоз.
6
Беседа
Практическая работа
Сообщения учащихся
4 неделя февраля
21
Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки, батискаф, акваланг.
6
Беседа
Сообщения учащихся
Практическая работа
1 неделя марта
22
История развития гидро-, аэростатики (Архимед, Паскаль, Торричелли, Герике).
6
Беседа
Сообщения учащихся
2 неделя марта
23-24
Решение занимательных задач погидро- и аэростатике
12
3-4 неделя марта
25
Брейн-ринг. Гидростатика
6
1 неделя апреля
5. Работа, мощность, энергия
54
26
Простые механизмы. «Золотое правило механики».
6
Беседа
Практическая работа
2 неделя апреля
27
Простые механизмы
6
Защита проектов
3 неделя апреля
28
Виды механической энергии. Энергия вокруг нас.
6
Беседа
Практическая работа
4 неделя апреля
29-30
Решение занимательных задач
12
1-2 недели мая
31
Энергия рек и ветра.
6
Беседа
Сообщения учащихся
3 неделя мая
32
Игровое занятие. Работа, мощность, энергия
6
Викторина
Творческие работы учащихся (кроссворды, сказки, стихи)
4 неделя мая
3. Содержание тем курса.
№
Наименование разделов и тем программы
Кол-во часов
Фронтальные лабораторные работы и экспериментальные задания
Демонстрации
Введение
Физика в природе
Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. Масштабы физических явлений на Земле и во Вселенной.
Физика – основа техники. Физика и ускорение научно-технического прогресса.
Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы.
24
1. Определение толщины листа линейкой, микрометром, штангенциркулем.
2. Измерение объема твердого тела и жидкости мензурками с разными ценами деления.
3. Измерение максимальной и минимальной температуры воздуха в течение суток.
1. Демонстрации управляемой по радио модели автомобиля на расстоянии.
2. Демонстрация измерительных приборов (линейка, счетчик-секундомер, весы, амперметр, вольтметр и др.).
3. Диафильм «Знаете ли вы измерительные приборы».
4. Диафильм «Микрометр».
5. Диафильм «Измерение температуры».
2. Строение и свойства вещества
Молекулы. Явления, подтверждающие молекулярное строение вещества. Размеры и масса молекул.
Движение и взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твердых кристаллических телах. Атом. Молекула. Вещество.
Материалы. Виды материалов в технике и строительстве.
История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории строения вещества.
30
1. Наблюдение явления диффузии.
2. Изучение коллекции минералов.
3. Наблюдение взаимодействия молекул различных веществ.
1. Силы взаимодействия молекул.
2. Уменьшение объема при смешивании воды и спирта.
3. Диффузия газов.
4. Занимательные опыты.
3. Движение и силы
Относительность движения и покоя. Мгновенная и средняя скорости. Методы измерения скорости. Скорости в природе и технике.
Взаимодействие тел и инертность. Масса. Сила. Деформации. Упругие силы. Явление тяготения. Небесные тела и их движение. Сила тяжести на других планетах.
47
1. Определение средней скорости движения заводного автомобиля.
2. Измерение плотности жидкости.
3. Изучение зависимости результата действия силы на тело от ее значения и точки приложения.
4. Сравнение сил трения при скольжении и качении.
5. Вычисление силы по равнодействующей и второй силе.
1. Наблюдение относительности покоя и движения тел.
2. Определение мгновенной скорости с помощью электрического счетчика-секундомера.
3. Демонстрация взаимодействия двух тел (двух динамометров, двух тележек, двух магнитов).
4. Демонстрация невесомости
4. Гидро- и аэростатика
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды с разными жидкостями. Водопровод. Гидростатический парадокс.
Гидравлический тормоз.
Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки, батискаф, акваланг. История развития гидро-, аэростатики (Архимед, Паскаль, Торричелли, Герике).
54
1. Вычисление силы атмосферного давления.
2. Определение плотности сплошного тела методом гидростатического взвешивания.
3. Устройство и применение аэрометров.
4. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, формы тела и плотности жидкости.
1.Наблюдение равновесия неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
2. Гидростатический парадокс.
3.Демонстрация модели гидравлического тормоза.
4.Наблюдение действия атмосферного давления.
5. Картезианский водолаз.
5. Работа, мощность, энергия
Простые механизмы. «Золотое правило механики». Подвижный и неподвижный блоки. Ворот. Наклонная плоскость. Винт. Подъемный кран.
Виды механической энергии. Формула кинетической энергии (без вывода). Энергия вокруг нас.
Энергия рек и ветра.
54
1. Определение работы при перемещении тел.
2. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
3. Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применяется рычаг (ножницы, кусачки, плоскогубцы).
4. Вычисление потенциальной энергии поднятого тела.
5. Вычисление кинетической энергии движущегося тела.