Игра-соревнование
«Физика повсюду»
7 – 9 классы
Пояснительная записка:
-
В игре принимают участие 2 команды.
-
Игра-соревнование состоит из 6 этапов.
-
Жюри оценивает правильность ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, уважаемые участники, жюри, болельщики. Сегодня мы собрались, чтобы убедиться, что физика – это не просто предмет с трудными формулами и законами, а очень важная и нужная наука, которая повсюду. Она объясняет многие явления вокруг нас. Именно поэтому физика всегда с нами!
-
Разминка.
1 команда
2 команда
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелки есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(Компас)
Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака.
(Барометр)
Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.
(Весы)
Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Термометр)
Весь век идёт Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам от точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.
(Часы)
Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит.
(Эхо)
Быстро, быстро я бегу.
Кому угодно помогу.
Но иногда я так «стреляю»,
Что пожары вызываю
И даже насмерть убиваю.
(Электрический ток)
У планет она большая,
Минимальна у частиц.
Ее на глаз не измеряют,
Ведь у нее не мало лиц.
(Масса)
В руки ты меня возьмешь
И как следует нажмешь.
И я узнаю только так –
Ты силач или слабак.
(Динамометр-силомер)
Т взгляни на небеса,
Там творятся чудеса.
Покажу я красоту –
Не земную, а вон ту!
(Телескоп)
-
«Найди верную тропу».
Учитель: Каждая команда получает от учителя карточку, где в четыре столбика написаны обозначения физических величин, единицы их измерения, название величины и прибор, измеряющий эту величину. Вам необходимо их правильно соотнести.
υ
Па
масса
весы
m
с
сила
секундомер
F
м/с
скорость
манометр
p
Н
давление
спидометр
t
кг
время
динамометр
-
Анаграммы.
1 команда
2 команда
Этот зверь в лесу гуляет,
С лета в зиму шерсть меняет,
Коль в слове буквы поменяешь,
Причину ускорения узнаешь.
(лиса – сила)
Такое время года вы любите не зря.
Хорошая погода, походы, лагеря…
Но буквы поменяй местами,
Физический предмет получим с вами.
(лето – тело)
Слева направо прочитаешь –
Зимой на печке он сидит.
Читай обратно и узнаешь,
Что без ног по проводу бежит.
(кот – ток)
Увы! Подергиванье глаз
Ты наблюдал не раз.
Слово обратно почитаешь –
Название животного узнаешь.
(тик – кит)
-
«Приплюсуем – вычтем».
Слово, которое нужно отгадать, есть физическое понятие. По заданию оно является или частью какого-либо слова или его дополнением. Другими словами дается слово, к нему прибавляется или вычитается одна буква, а в результате получается загаданное понятие.
-
Алиса – А = Сила
-
Топка + И = Оптика
-
Ряд + О = Ядро
-
Блок + А = Колба
-
Лапа + М = Лампа
-
Кузов – В = Звук
-
Пара – А = Пар
-
Алмаз + П = Плазма
-
«Житейские тесты».
Тесты выдаются каждой команде. Правильный ответ они обводят в кружок.
-
Дверцы шкафа в детской комнате стали скрипеть. Алеша смазал петли маслом, и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
А) смачивание поверхностей тел.
В) Уменьшение трения вследствие смазки.
С) поглощение скрипа смазкой.
-
Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона из-под духов. Алеша подержал горлышко в горячей воде и вынул пробку. Какое явление помогло Алеше?
А) Тепловое расширение: при нагревании тела расширяются.
В) Диффузия: при нагревании ее скорость возрастает.
С) Отталкивание молекул: при нагревании молекулы вещества отталкиваются
друг от друга сильнее.
-
На экскурсии Алеше преградил путь арык. Алеша разбежался и легко перемахнул через арык. Какое явление использовал Алеша?
А) Уменьшение трение между подошвами ног и землей.
В) Уменьшение силы тяжести, действующей на человека при разбеге.
С) Явление инерции, которое сохраняет скорость, приобретенную при разбеге
во время прыжка.
-
Алешина бабушка разбила медицинский термометр. Алеша сразу же собрал всю пролитую ртуть и проветрил комнату. Почему он это сделал?
А) На капельках ртути можно поскользнуться и упасть.
В) Чтобы капельки ртути не попали на одежду и не испортили ее.
С) Потому что ртуть легко испаряется и ее пары ядовиты.
-
Алеша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжелой, и ручки ее больно врезались в ладонь. Тогда Алеша подложил под ручки сложенный лист бумаги. И нести покупки стало удобнее. Как это явление объяснить?
А) Бумага мягче ручек сумки, поэтому ладони болеть не будет.
В) Подложив бумагу, он уменьшил трение между ладонью и ручками.
С) Алеша уменьшил давление ручек, увеличив с помощью бумаги площадь их
соприкосновения.
-
«Историческая викторина».
Каждая команда должна раньше соперника определить имя и фамилию ученого. Дается пять подсказок. Если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, если после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвертой – 2 балла, после пятой – 1 балл.
Задание 1.
-
Это английский ученый уже в 24 года сделал свои первые открытии в области физики и математики.
-
Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 г., а через 4 года – стал его директором. Ему выдалась честь отчеканить все монеты страны.
-
Уже в 26 лет он стал профессором.
-
Он обосновал три закона механики.
-
Существует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл известный физический закон.
Ответ: Исаак Ньютон.
Задание 2.
-
Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки.
-
Его изобретения весьма популярны.
-
С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.
-
Он говорил: «Дайте мне точку опоры, и подниму землю».
-
После сделанного открытия он закричал: «Эврика».
Ответ: Архимед.
Задание 3.
-
Это уникальный путешественник ХХ века.
-
Претендентов на это путешествие было почти 3 тысячи, но выбрали именно его.
-
Свое кругосветное путешествие он проделал в одиночку.
-
То, что он совершил, прославило человеческий разум, его самого и нашу Родину.
-
Перед началом путешествия он сказал: «Поехали!».
Ответ: Ю.А. Гагарин.
Задание 4.
-
Свои первые серьезные открытия он делал, будучи еще студентом.
-
Свои исследования в области механики и астрономии этот ученый начал после окончания университета.
-
Закон инерции открыл именно он.
-
Ему принадлежат такие открытия как: 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
-
Занимаясь исследованиями свободного падения, ему понадобилась наклонная пизанская башня.
Ответ: Галилео Галилей.
-
«Почемучки».
Задание на скорость. Кто быстрее даст ответ.
-
Почему в старинных зданиях стекла, которые сохранились до наших дней, оказываются толще в нижней части окна?
Ответ: Стекло является аморфным веществом, атомы в нем не «упакованы», а могут перемещаться. Стоя вертикально не один век, стекло очень медленно стекает вниз.
-
Почему в сильный мороз ель трещит?
Ответ: Вода в волокнах дерева замерзает и превращается в лед, в результате он разрывает волокна, поэтому слышен звук.
-
Почему окна зимой замерзают?
Ответ: Окна в квартире замерзают, так как в пространство между рамами проникает из комнаты теплый воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерзает на нем.
Учитель: Физика огромная и удивительная наука. И наконец, устав от всяких «почему?», мы добрались до финала. Оказывается, физика может доставить удовольствие, и мы его испытали, пройдя семь этапов нашей игры. А теперь слово жюри.
Использованная литература:
-
Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. Физика. 7-11 классы. – Москва «ВАКО», 2006
-
Л.А. Горлова Занимательные внеурочные мероприятия по физике. 7-11 классы. - Москва «ВАКО», 2010
-
Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9 классы. – Москва «Глобус», 2008.