Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Физический эксперимент при подготовке к ИА"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Н.Зайцева
Рассмотрено методическим объединением педагогов школы
Протокол №___ от «__» ____2017г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы _____________Александрова О.М.
Приказ № от «__» ______2017 г.
Рабочая программа
По элективному курсу __«Физический эксперимент при подготовке к итоговой аттестации»_________
_____9________ класс
Учитель: __Смирнова Ирина Павловна _____
Пояснительная записка
Элективный курс разработан для учащихся 9 класса.
Физика - это сочетание теоретической и практической части изучения окружающего мира. При его освоении формируются экспериментальные умения и навыки для подготовить к выполнению практических части экзамена в форме ОГЭ.
Эксперимент – основной метод при изучении физики, он представляет собой исследование какого-либо объекта путем активного воздействия на него в ходе создания новых условий, соответствующих целям эксперимента. Учебный эксперимент — это воспроизведение с помощью специальных приборов физического явления на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения. Поэтому он служит одновременно источником знаний, методом обучения и видом наглядности.
Учебный физический эксперимент в виде демонстрационных опытов и лабораторных работ, домашнего эксперимента и физического практикума является неотъемлемой частью курса физики средней школы.
Основной задачей данного курса является подготовка выпускников к экзамену по физике, в частности к его практической части.
В течение всего курса физики опыты расширяют кругозор учащихся. Они зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, иллюстрируют технические применения физических законов.
Лабораторные работы выполняются на протяжении трех лет (7-9 классы). В учебниках физики представлены основные лабораторные работы, которые делают учащиеся для освоения основного образовательного стандарта. Спектр лабораторных работ, которые могут выступать в практической части экзамена в несколько раз шире. Именно в этом и заключается специфика данного курса. Выпускники выполняют несколько видов лабораторных работ с одним и тем же комплектом оборудования.
Данная программа рассчитана на 17 часов.
Цель курса:
обеспечить дополнительную поддержку выпускников основной школы для сдачи ОГЭ по физике.
Задачи курса
-систематизация и обобщение теоретических знаний по основным темам курса
-развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно овладевать знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах;
-создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению физики и проведению эксперимента;
-развить у учащихся интеллектуальные и практические умения в области физического эксперимента, а также творческие способности;
-научить учащихся основам тайм-менеджмента при подготовке и организации экзамена.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.
В результате работы по программе «Физический эксперимент при подготовке к итоговой аттестации» учащиеся:
должны знать:
физические понятия и законы по темам предусмотренным программой курса,
методы обработки, сбора информации и экспериментальной работы.
должны уметь:
самостоятельно планировать физический эксперимент,
моделировать физические явления,
выдвигать гипотезы,
обрабатывать результаты экспериментов с нахождением ошибок измерений;
способны решать следующие жизненно-практические задачи: применять полученные знания при сдачи итоговой аттестации.
Содержание рабочей программы
Тема 1: Инструктаж по ТБ. Специфика проведения и оформления практической части итоговой аттестации (0,5 ч)
Измерение физических величин. Определение цены деления измерительных приборов. Нахождения погрешности измерения (0,5 ч)
Основные элементы рисунка при выполнении практической части ОГЭ (1 час)
Тема 3: Комплект 2: «Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость»
«Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела»
«Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела»
«Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости» Способы оценки интервалов возможных значений. (1 час)
«Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности»
«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»
«Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей» (2 часа)
Тема 6: Комплект 5: «Определение электрического сопротивления резистора»
«Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе» «Определение работы электрического тока, протекающего через резистор» «Исследование зависимости силы тока, протекающего через резистор, от электрического напряжения на резисторе»
«Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов»
«Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов»
«Различные виды лабораторного оборудования: ГИА лаборатория; ФГОС лаборатория и другое оборудование» (3 часа)
Тема 7: Комплект 6: «Определение оптической силы собирающей линзы» «Проверка предположения о сумме расстояний от линзы до предмета и изображения» (1 час)
«Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к ленте груза от длины ленты» (2часа)
Тема 9: Комплект 8: «Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием подвижного блока» «Определение момента силы, действующего на рычаг»
«Исследование равновесия рычага» (2 часа)
Тема 10: Итоговая работа Разбор типичных ошибок Критерии оценивания экспериментальной части экзамена Элементы тайм-менеджмента на экзамене. (2 часа)
Тематическое планирование элективного курса по физике
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Инструктаж по ТБ. Специфика проведения и оформления практической части итоговой аттестации. Измерение физических величин. Определение цены деления измерительных приборов. Нахождения погрешности измерения