Просмотр содержимого документа
«Значение дидактических игр в информационной образовательной среде в условиях ФГОС.»
Тема.
Значение дидактических игр в информационной образовательной среде в условиях ФГОС.
Содержание.
Введение. Значение дидактических игр на уроках физики.
Часть 1. Физическая игра (задачи с выбором ответа)
Часть 2. Ответы.
4. Литература.
1.Введение. Значение дидактических игр на уроках физики.
Среди множества путей воспитания у учащихся интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Почему я выбрала на данный момент именно этот путь воспитания интереса к учению? Первая причина: хочется «просто отдохнуть», т.к. в нашем лицее мы на уроках и спецкурсах много решаем сложных задач, участвуем в олимпиадах разного уровня, в конкурсах: «Хочу всё знать!», «Наука и техника», «Время, вперёд!» а др., в Сахаровских чтениях и в международных Харитоновских чтениях. Вторая причина: приохотить к учению, как писал Л.И.Перельман, не столько друзей физики, сколько её недругов, которых важно не приневолить. Слова «просто отдохнуть» я особо выделила, т.к. и игра не является для нас забавой и развлечением. Игра – это учение и труд. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудности, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
Игры не могут быть источником систематических, прочных и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения. Учащиеся нашего лицея стремятся получить знания, соответствующие современному уровню развития науки, и учатся приобретать их самостоятельно.
Игры, которые провожу я, учащимся очень нравятся: наглядные, красочные и с использованием ИКТ. Они вызывают у них только положительные эмоции: весёлое настроение и удовлетворение от удачного ответа. На протяжение всей игры присутствует дух соперничества между командами или отдельными участниками, что повышает самоконтроль и активизирует их деятельность. Завоевание победы или выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям – хочется снова играть и самостоятельно добывать знания.
Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического выполнения уроков.
Игры, организованные мною, в основном, провожу в конце учебного года, в конце четверти, на протяжении свей «Недели физики», в День космонавтики, в летнем физико-математическом лагере. Ученики понимают и принимают как цели, так и правила игры, которые я постоянно меняю, и становятся активными участниками их реализации.
Игры для 7-10 классов, ведь 11-классники должны больше размышлять, анализировать, сравнивать, обобщать, а это другие пути обучения, но при малейшей возможности и они не прочь показать свою интеллектуальность.
Кто-то спросит: «Так причём здесь игра, когда речь идёт о сдаче ЕГЭ?» Отвечу так: «Все методы хороши, если они ведут к положительному результату сдачи экзамена, к поступлению в те вузы, в которых выпускники хотели бы учиться, а это ведущие вузы России».
Те некоторые задания, которые я использую в своей работе, содержат элементы игры. Эти задания можно применять в конце учебного года на уроках физики 10, 11-х классах или на спецкурсах в качестве повторения. Хочется проверить не только знания физики, но и вычислительные навыки.
Первая часть состоит из 10 заданий. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из них правильный только один, который ученик вписывает в условие следующего задания и решает его. Процесс повторяется.
Выпускники с удовольствием «играют», хоть это не просто. Бывает, что кто-то успешно доходит в этой «игре» до финала, т.к. в группе есть призёры и победители школьных, городских и областных олимпиад. Затем отдельно рассматриваем все предложенные способы решения задач.
Часть 1. Физическая игра (задачи с выбором ответа)
№1. Из пункта А в пункт В, расстояние между, которыми 30 км, одновременно выехали мотоциклист и велосипедист. Известно, что за час мотоциклист проезжает на 35 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 1 час 24 минуты позже мотоциклиста.
1. 50 2. 15 3. 65 4. 15
№2. Тело движется равноускорено без начальной скорости. За какой промежуток времени это тело пройдёт пятый метр своего пути, если первый метр оно проходит за (см. ответ №1) с?
1. 15 с 2. 35 с 3. 1.5 с 4. 3.5 с
№3. Через неподвижный блок перекинута лёгкая верёвка, к концу которой прикреплён груз массой m=9 кг. Для поднятия груза с поверхности земли на высоту =(см. ответ №2) м за время t=6 с надо потянуть верёвку с постоянной силой F. На какую величину потребуется увеличить силу F, чтобы поднять груз с поверхности земли за то же время на высоту =5.5 м? Массой блока и трением в его оси пренебречь.
1. 1Н 2. 2Н 3. 3Н 4. 9Н
№4. Два пластилиновых тела движутся навстречу друг другу. Масса одного тела 10г. Его скорость до столкновения (см. ответ задачи №3) . Масса второго тела 25 г. При какой скорости второго тела после столкновения тела остановятся?
1. 2.5 2. 0.25 3. 0.4 4. 4
№5. Если на плоскую льдину площадью S=2 м² и толщиной h=(см. ответ №4) м, плавающую на поверхности воды, встанет человек массой 70 кг, то льдина дополнительно погрузится в воду на:
1. 3.5 см 2. 7 см 3. 1.4 см 4. 2.8 см
№6. Три конденсатора с ёмкостью С, ХС, 2С соединены последовательно, где Х=(см. ответ №5, перевернуть дробь). К цели приложили напряжение И. Найти заряд конденсатора ХС.
1. 2. 3. 5СИ 4.
№7. Имеется два точечных заряда XQ и 18Q (Q0), Х =(коэффициент ответа №6 умножьте на 10). В какой из точек – А, В или С, находящихся на одной прямой, сила, действующая со стороны этих зарядов на некоторый помещенный в эти точки положительный заряд q, будет наименьшей? Расстояния А – XQ, XQ – В, В – 18 Q, 18 Q – C – одинаковы и равны a.
(k – не расписывать).
1. В точке А и С 2. В точке С 3. В точке В 4. В точке А
№8. Лёгкий воздушный шар, заполненный гелием, находится в равновесии в атмосферном воздухе. Найти отношение массы оболочки шара к массе гелия в шаре. Молярная масса гелия М1=(см. коэффициент в №7)
1. 6.25 2. 7 3. 7.25 4. 13
№9. Точка движется со скоростью =(см. ответ №8) перпендикулярно главной оптической оси собирающей линзы с фокусом расстоянием F=20 см, пересекая оптическую ось на расстоянии d=60 см от линзы. С какой скоростью движется изображение точки?
1. 31.25 2. 6.25 3. 3.125 4. 12.5
№10. Период полураспада некоторого радиоактивного изотопа равен Т. В начальный момент имеется атомов этого вещества останется через время Х T, где Х =(см. ответ №9, округлив до целых)?
1. 2. 3. 4.
Часть 2. Ответы.
№1. 15
№2. 3,5 с.
№3. 1 Н
№4 .0,4
№5. 3,5 см
№6.
№7. 4
d²
№8. 6,25
№9. 3,125
№10.
№ задачи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
2
4
1
3
1
2
4
1
3
3
Литература
1. Генденштейн Л.Э. , Кирик Л.А., Гельфкат И.М.. Задачи по физике. 10-11 класс М.: Илекса 2008.
2. Кирик Л.А.. Физика. Самостоятельные и контрольные работы. М. : Илекса, 2010.
3. Чугунов А.Ю.. ФЗФТШ при МФТИ, 2010
4. Муравьёв С.Е.. Олимпиада «Росатом» - 2009 по физике М.: НИЯЦ МИФИ, 2010.
5. Браверманн Э.М. Под ред. Разумовского В.Г. Урок физике в современной школе.
Творческий поиск учителей. М.: Просвещение, 1993 г.