kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УМК Пушкин и наука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплект воспитательного  занятия по дисциплине «Физика»,  «Литература» по теме «Пушкин и наука», в честь Дня российской  науки и года литературы, предназначен для проведения нестандартного занятия или внеаудиторного воспитательного занятия в группах  I курса среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Данный  УМК ориентирован на решение задач политехнической и специальной подготовки студентов, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков самостоятельного  поиска информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УМК Пушкин и наука »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Томь – Усинский энерготранспортный техникум









УМК

Воспитательного бинарного занятия

Тема: «Пушкин и наука», посвященного Дню Российской науки и Году литературы





Выполнили преподаватели:

ЦК естественно-научных и

физико-математических дисциплин,

ЦК общегуманитарных и

социально-экономических дисциплин:

Морозова Л.Ф., Букина Н.В.







2015г.

Содержание

Аннотация_______________________________________________________2

Введение_________________________________________________________3

План занятия (технологическая карта)_____________________________ 4-12

Список литературы________________________________________________13

Приложение___________________________________________________14-27































АННОТАЦИЯ

На УМК бинарного воспитательного занятия по теме: «Пушкин и наука», посвященного Дню Российской науки и году литературы, разработанную, преподавателем русского языка и литературы Букиной Надеждой Владимировной, преподавателем физики Морозовой Людмилой Филипповной Томь - Усинского энерготранспортного техникума в 2014-2015 учебном году.

Цель разработки: показать методы активного обучения и повторения материала, использование информационно-коммуникационных технологий для повышения интереса обучающихся к изучению физики, литературы; формирование навыка использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, а также коммуникативных навыков работы в коллективе и в команде на занятии при подготовке и проведении внеаудиторных мероприятий.

Назначение: применение в педагогической практике.

Краткое содержание: в работе большое внимание уделено знакомству обучающихся с научными открытиями русских ученых, о роли А.С. Пушкина в пропаганде естественных наук; формированию обобщенных познавательных умений и навыков, умению работать в коллективе, использованию ИКТ, дополнительных источников, междисциплинарных связей.



Авторы разработки: Н.В.Букина,Л.Ф. Морозова









Введение

Учебно-методический комплект воспитательного занятия по дисциплине «Физика», «Литература» по теме «Пушкин и наука», в честь Дня российской науки и года литературы, предназначен для проведения нестандартного занятия или внеаудиторного воспитательного занятия в группах I курса среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Данный УМК ориентирован на решение задач политехнической и специальной подготовки студентов, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков самостоятельного поиска информации.

В УМК используются материалы научно-технической информации на мотивацию:

  • сообщения об учёных, их открытиях, изобретениях; викторина;

  • наглядные пособия: электронные презентации, таблицы, схемы, портреты учёных – современников А.С. Пушкина;

  • раздаточные материалы: карточки, справочная литература, таблицы, схемы;

  • технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска;

  • аудиоматериалы: муз.оформление физпаузы, презентации;

  • видеоматериалы: в/фрагменты кинофильма «Последняя дуэль А.С. Пушкина»;

Описание конкурса, викторины и порядок проведения представлен в сценарии. В приложении: сценарий, задания, карточки, материалы выступлений, электронная презентация «Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина», викторина, кинофильм, видеофрагменты проведения занятия.



РАССМОТРЕН на заседании предметно-цикловых комиссий:

Протокол №____от___________2015г.

Председатель предметной -цикловой


комиссии ____________/Л.Е. Чудинова/

подпись, расшифровка

Преподаватель _________/Л.Ф. Морозова/

подпись, расшифровка

Председатель предметной -цикловой


комиссии ____________/Н.А. Печкунова/

подпись, расшифровка

Протокол №____от___________2015г.


Преподаватель _________/Н.В. Букина/

подпись, расшифровка



План воспитательного занятия


Дата проведения:

Февраль 2015г.

Преподаватели:

Морозова Людмила Филипповна, Букина Надежда Владимировна

Специальность:

технический профиль общеобразовательной подготовки

Дисциплина (ПМ, МДК):

ОДП.03 Физика,ОДБ. 02 Литература

Тема:

«Пушкин и наука»

Тип урока:

Воспитательное занятие

Вид урока:

Бинарное - лекторий

Цели урока:


Обучающая

создать условия для изучения и закрепления пройденного материала об открытиях русских ученых, о роли А.С. Пушкина в пропаганде естественных наук для формирования навыков мыслительной деятельности и самостоятельной работы через реализацию проблемно-поискового метода

Развивающая

- формировать речевые умения и навыки,умение слушать, потребность в самостоятельном поиске нужного материала, а также развивать творческие способности обучающихся для использования приобретенных знаний и умений при решении практических задач в повседневной жизни и рационального природопользования, охраны окружающей среды, для приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный предмет(компоненты ОК1,ОК2,ОК3, ОК4, ОК5,ОК6); - учить ориентироваться в мире информации, работать с источниками (Интернет-ресурсами, справочниками, учебниками,)(компоненты ОК1,ОК2,ОК3, ОК4,ОК5,ОК6);

Воспитательная

- воспитывать самостоятельность, ответственность за работу в п/группе, компонентов общих компетенций работы в коллективе,

- уважительное отношение к истории своего Отечества, к учёным и их открытиям; к великому творчеству А.С. Пушкина, пушкинской мысли о неизбежности обновления естественнонаучных знаний (компоненты ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6,ОК7,ОК8)

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:

- фронтальная,

- индивидуальная

- работа в подгруппах

Методы обучения:

- демонстрация,

- собеседование

- импровизация

- самостоятельная работа

Междисциплинарные связи:

ОДБ.02 Литература, ОДБ.04 История, ОДП.03 Физика

Материально-техническое оснащение:

ТСО:

- мультимедийный проектор

- интерактивная доска

- ПК

Учебно-методическое обеспечение:

- наглядные пособия: слайд- презентация «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

- раздаточный материал: карточки, выставка, посвященная Дню науки;

- музыкальное оформление: муз.номера исп. на гитаре




Формируемые общеучебные умения


знать/понимать:

  • определения и понятия «природа», «нравственность», «прогресс», «Российская Академия», основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, основные понятия о физических явлениях.



уметь:

  • выполнять самостоятельные задания с использованием ИКТ, производить логические операции;

  • создавать устные и диалогические высказывания различных типов и жанров, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • использовать приобретенные понятия, знания и умения по физике в практической деятельности и повседневной жизнидля: развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

  • самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности, предстоящей профессиональной деятельности;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях, применять исторические и научные факты.











Технологическая карта воспитательного занятия

Специальность: технический профиль Дисциплина: ОДБ .02 Литература, ОДП.03 Физика. Преподаватели: Букина Н.В, Морозова Л.Ф. Группа: ТРУК-1-14, ТЭО-1-14,ЭССС-1-14,ОПТ-1-14,ОПТ-2-14 Тема: «Пушкин и наука» - День Российской науки.

Цели урока: создать условия для изучения классиков российской литературы, формирования представлений о творчестве А.С. Пушкина, как прогрессивного поэта и писателя – продвигавшего российскую науку (компоненты ОК1,ОК2,ОК3, ОК4,ОК5, ОК6);

-развивать представления о значении российской науки и литературы в научно – техническом прогрессе и для следующих поколений (компоненты ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4,ОК5, ОК6);

-воспитывать интерес и уважение к прогрессивным реформам в науке и образовании 18-20 в.в., коммуникативные навыки работы в п/группе, позитивный стиль общения;(компоненты ОК1,ОК2,ОК3,ОК4, ОК6, ОК7,ОК8,)

Вид занятия: бинарное - лекторий

п/п

Этапы занятия

Планируемые результаты урока,

компоненты общих

компетенций

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Действия преподавателя

Действия обучающихся


УМО

1

Орг. момент

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

владеть различными средствами самоконтроля

Контроль наличия учебных принадлежностей, контроль внешнего вида в соответствии с ЕТ, приготовленной интерактивной доски (демонстрации, муз. номера, презентации, карточки, доклада)


Дежурные в группе обеспечивают

наличие справочной литературы, помогают преподавателям раздать карточки, иллюстрации


письменные принадлежности, рабочие тетради, презентации и сообщения


Проверка Д/з


определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

Провести устный фронтальный опрос: «Что вам известно о российской науке и ее значении для н/технического прогресса?» о дне Российской науки?; принять доклады, сообщения, в/фильмы, презентации

Отвечают на вопросы, сдают дом. с/работу

письменные принадлежности, рабочие тетради, презентации и сообщения

2

Актуализация знаний

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения заданий

Пояснить тему, обратить внимание на литературу на выставке, рассказать

о значении знаний, образования для будущей профессии

Сообщение темы, целей занятия о проводимом годе литературы, обратить внимание на великое творчество А.С. Пушкина, внесшего немалый вклад в развитие не только русской литературы и ее наследия, но и в научно-технический прогресс, т.к. он включает и интеллектуальное развитие, нравственные ценности

Обучающиеся слушают, записывают в тетради план занятия;

уясняют цели лектория

письменные принадлежности, рабочие тетради, презентации и сообщения, тексты стихотворений

3

Изучение нового материала

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Владеть алгоритмом анализа рабочих ситуаций;

- коррекция и контроль результатов работы на основе аналитических выводов (проведенного анализа)

- оценивание рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- Владение различными способами и средствами, приемами работы со стандартными ИКТ и специальными ИКТ;

ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами

Изучение нового материала и понятий: «Отечество», «Классики российской литературы», «Н/технический прогресс», «Хронология творчества А.С. Пушкина»


Преподаватели и представитель ЦДТ «Лира» Неунывахина Нина Петровна поздравляют обучающихся с праздником, рассказывают о Дне Российской науки и проводят лекторий о значении науки и творчества А. С. Пушкина для научно-технического прогресса и развитии культуры, литературы, для формирования интеллектуальных и нравственных ценностей настоящих и будущих поколений;

демонстрируют

презентацию (см. в прилож.№1), выставку литературы, иллюстраций; сообщения обучающихся.



- Организуют работу обучающихся в п/гр. на составление устного рассказа о значении науки и творчества А. С. Пушкина для научно-технического прогресса и развития культуры, литературы;

- блиц-турнир на смекалку: угадать, какие явления природы описывал А.С. Пушкин в стихах? (см. в прилож.№1)

Обучающиеся слушают, участвуют в обсуждении сообщений, презентаций и выставке


















вып. сам. работу в п/гр, используя справочную литературу- составляют рассказ о значении науки и творчества А. С. Пушкина для научно-технического прогресса и развитии культуры, литературы













презентации и сообщения

4

Физ. пауза

ОК2.Организовывать собственную деятельность

Повторение упражнений

Контроль выполнения физпаузы

Вып. систему упражнений по снятию напряжения, прослушивание музыки и муз. номеров обучающихся


5

Первичное закрепление полученных знаний

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- Владение различными способами и средствами, приемами работы со стандартными ИКТ. ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

- Владение алгоритмами самоанализа деятельности и анализа деятельности в различных ситуациях;

уметь ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности

Задать проблемные вопросы – Почему День

Российской науки имеет большое значение для демонстрации и изучения научно-технического прогресса и развития культуры, литературы России и в целом мире?

проводят викторину о природных явлениях

и конкурс на перечисление произведений А.С. Пушкина;

(см. в прилож.№1)

решают проблемные вопросы, отвечают на вопросы;






работают в п/гр., активно участвуют в предлагаемых конкурсах.


6

Домашнее задание

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.

уметь ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности

Рекомендации по выполнению домашнего задания – написать отзыв о мероприятии. Контроль записи Д/з

Запись Д/з в тетради


7

Подведение итогов занятия

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

Обобщающая беседа с обучающимися

Зачитывается командная работа по составлению рассказов о творчестве А.С. Пушкина и значении Российской науки для н/технического прогресса, фотографии на память (см. прилож.№5)


Поощрение сертификатами и высокими баллами активно участвующих обучающихся.



Список литературы:

  1. Пушкин А.С. Лирика. – М.: Худ. Лит., 1983

  2. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М.: Худ. Лит., 1981

  3. Пушкин А.С. Драматические произведения. – М.: Худ. Лит., 1983.

  4. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1986.

  5. Никитина Н.В. Развитие у учащихся – гуманитариев интереса к физике, Научно-методический журнал «Физика в школе».№4 2011г.-С.46-50.









Приложения:

  1. Сценарий.

  2. Электронная презентация «Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина».

  3. Фото с выставки «Гения живая ветвь».

  4. Фотографии бинарного занятия





















Приложение 1

Сценарий

Приветствие преподавателя и ведущих.

Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты! Ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки, утвержденный Указом президента РФ от 7 июня 1999 года. Проведение Дня науки связано с датой основания Академии наук в России. Русские ученые известны всему миру и в 21веке Россия занимает лидирующие позиции в физике, химии, биотехнологиях, нанотехнологиях, в производстве атомной энергии и в других областях науки и техники.

Сегодня, накануне Дня науки нам, предоставляется возможность не только поздравить вас с праздником, но и узнать, какую роль наука играла в жизни А.С.Пушкина. 8 февраля этого года совпало с еще одним событием – годом литературы.

В ходе занятия мы посмотрим презентацию, фильм о гибели поэта и послушаем выступления студентов о естественно - научной тематике произведений Пушкина, вы примите участие в викторине, конкурсах и получите призы - хорошие оценки и памятные медали!

(Вопросы на актуализацию):

Нравится ли Вам творчество А.С.Пушкина? А знаете ли Вы, что Пушкин пропагандировал науку в своём творчестве? Умеете ли Вы видеть красоту научных фактов и явлений природы?

1. Краткое вводное слово преподавателей о единстве научного и художественного мышления в творчестве учёных-физиков, деятелей литературы и искусства(слова К.Д.Ушинского, Д..И.Менделеева, И.В.Курчатова)

К.Д.Ушинский считал, что во всякой науке есть эстетический элемент. У Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно в поэзии так же, как и в геометрии. Д.И.Менделеев был убеждён: «Опыт должен быть не только поучителен и верен, но также красив и привлекателен». Красоту видимую, которую мы ощущаем в природе, распознать проще, она проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, симметричности форм и тел живой и неживой природы. Д.И.Менделеев и И.В.Курчатов считали, что искусство помогает развивать интерес к науке, пробуждает жажду творчества.

Просмотр презентации «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»,прослушивание аудиоматериала с презентации - декламационное прочтение стихотворения А.С.Пушкина « Памятник».

Сообщения обучающихся:

В.1 Ректор Петербургского университета П.А.Плетнев писал об Александре Сергеевиче Пушкине так: «Природа, кроме поэтического таланта, наградила его изумительной памятью и проницательностью . Ни одно чтение, ни один разговор, ни одна минута размышления не пропала для него..»

В.2 Исследователь творчества поэта, Алексеев утверждает в своей работе« Пушкин и наука», что « Александр Сергеевич Пушкин зорко разглядел русский технический прогресс как сумму завоеваний цивилизации, которые неизбежно послужат благу родной страны и народа.» В библиотеке Пушкина сохранились книги по самым различным отраслям знаний - не только по общественным наукам, но и по естественным, по астрономии и даже по математике.

В.3 В их числе – на русском и иностранном языках. Есть работы Лапласа по теории вероятностей, « Разговор о множественности миров» Б. Фонтенеля, статьи российского академика Петрова – крупнейшего русского физика – исследователя электрических явлений.

В.4 В пушкинском « Современнике» публиковались не только художественные произведения: журнал под руководством Пушкина принимал активное участие в популяризации естественнонаучных знаний. В « Современнике» были опубликованы три статьи русского дипломата князя Козловского. «Краткое начертание теории паровых машин» , одна из них, вышла уже после гибели поэта, так как её Пушкин заказал Козловскому за несколько дней до дуэли.

В.5 В 7-й главе «Евгения Онегина» поэт прославляет научно – технический процесс. Давайте вслушаемся в его слова: « Лет чрез пятьсот … дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагну широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды…»

В.6 Известно. Что А.С. Пушкин неоднозначно относился к научному и художественному способам познаниям мира. Он видел разницу между ними.

В.7 Да, это так. С одной стороны – преклонение перед М.В. Ломоносовым, стремившимся эти способы объединить. С другой стороны, в проекте предисловия к последним главам «Евгения Онегина» он пишет: « Между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились, и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны».

В.6 Отметим, что пушкинская мысль о неизбежности обновления естественнонаучных знаний является исключительно ценной.

В.7 В истории российской естественнонаучной мысли 20 – 30-е гг. XIX в. – важнейший период. В математике в те годы Н.И. Лобачевский сформулировал основные положения неевклидовой геометрии.

В.6 К этому же времени относится работы математика М.В. Остроградского по преобразованию тройного интеграла в двойной.

В.7 В 1827 году астроном В.Я. Струве завершил работы по измерению дуги земного меридиана и представил с помощью фраунгоферова телескопа опись 3112 двойных звезд, из которых 2392 были до того времени неизвестны.

В.6 Естественнонаучной тематикой насыщена повесть А.С. Пушкина « Пиковая дама»

В.7 Как ярко описана обстановка: « … по всем углам торчали фарфоровые пастушки, фарфоровые часы…, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки, изобретенные в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом…»

В.6 (продолжает).

А дальше: «.. Время шло медленно. Всё было тихо. В гостиной пробило двенадцать…

Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах её изображалось совершенное отсутствие мысли, смотря на неё можно было подумать, что качание… происходило не от её воли, но под действием скрытого гальванизма».

В.7 Всё это вынуждает нас согласиться со словами нашего соотечественника литературоведа Ю.М. Лотмана о том, что яркие описания «… делают произведения А.С. Пушкина не только фактами истории искусства, но и этапами развитиями человеческой мысли».

В.6 Приглашаем вас ответить на вопросы нашей викторины .

( Звучит танцевальная музыка XIX в.)



Викторина

В. Вопросы нашей викторины по физике связаны с произведениями А.С. Пушкина.

1. А.СПушкин в поэме «Русалка» писал:

Туман над озером дымился

И красный месяц в облаках

Тихонько по небу катился.

Почему вечером над водоемом появился туман?

2. В романе «Евгений Онегин» есть такие строки:

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Что подразумевал поэт под словами «на отуманенном стекле»? Почему стекло было отуманенным? Почему пальчик оставлял на стекле заметный след?

3. В поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин мы находим описание:

В нем гнев свирепый умирает,

И мщенье бурное падёт

В душе, моленьем усмиренной.

Так на долине тает лед,

Лучом полудня пораженный.

Почему под действием полуденных лучей лед тает интенсивно?

4. В 1925 г., находясь в Михайловском, А.С. Пушкин написал стихотворение с физическим названием «Движение».

Движения нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Что утверждал Галилей? В чем прав и в чем не прав А.С. Пушкин в этом стихотворении?

5. А.С. Пушкин любил жизнь и природу; он мастерски их воспевал в своих стихах.

Например:
Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно ржет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на берег.

О каких физических явлениях говорит А.С. Пушкин в этом отрывке?

6.А теперь вопрос по астрономии.

Какие астрономические явления описаны А.С. Пушкиным в этом отрывке?

На небесах печальная луна

Встречается с весёлою зарею,

Одна горит, другая холодна.

Заря блестит невестой молодою,

Луна пред ней как мертвая, бледна.

(Ответ: восход солнца, утренняя заря.)

Теперь предлагаем Вам посмотреть фрагменты кинофильма, где представлена обстановка последних дней жизни русского поэта А.С.Пушкина, Вам предстоит увидеть истинную подоплёку событий, приведших к гибели Александра Сергеевича Пушкина. Несомненно Вы проникнетесь не только состраданием, но и уважением к загубленной жизни и незавершенном творчестве великого русского писателя и поэта.

Физпауза.

Выполнение упр. на релаксацию, прослушивание музыки

Повтор.и закрепление прослушанной и увиденной информации об основных этапах творчества А.С.Пушкина и Дне науки ; решение проблемных вопросов:

- Какие этапы жизни А.С.Пушкина Вы можете выделить?

- Какой из них считаете важным, обоснуйте почему?

- Каким был вклад А.С.Пушкина в развитие русской науки 19 века?

- Назовите из прослушанных выступлений явления природы и открытия учёных, которые нашли отражение в творчестве А.С.Пушкина?

Работа в микрогруппах по маршрутным карточкам (задания выдаются командам, на выполнение -5 мин.).

Задания командам

Маршрут №1

1)Какие великие открытия 19 века Вам известны?

2)С кем из этих учёных мог общаться А.С.Пушкин?

3)Составить кроссворд по изученной теме

(использовать портреты учёных, справочник «100 великих открытий»)

Маршрут №2

1)В каких произведениях Пушкин воспевал явления природы?

2)Какого русского ученого высоко ценил поэт? Как о нем отзывался?

3)Составить кроссворд по изученной теме

Маршрут №3

1)Назовите самое любимое время года поэта. В каком стихотворении он дает ему хвалебную оценку?

2)Кого из представленных в фильме героев можно считать друзьями Пушкина?

3)Составить кроссворд по изученной теме

Маршрут №4

1)Какой русский поэт повторил судьбу Пушкина: также погиб на дуэли ?

2)Какую помощь оказал семье Пушкина император Николай 1 ?

3)Составить кроссворд по изученной теме

После обсуждения в командах ответить на вопросы по теме. Музыкальная пауза (5мин.), просмотр презентации «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»



Приложение 1а

Блиц - турнир на смекалку: угадать, какие физические явления природы описывал А.С. Пушкин в стихах?

В 7-й главе «Евгения Онегина» поэт прославляет научно – технический процесс. Давайте вслушаемся в его слова: « Лет чрез пятьсот … дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды…»

Известно, что А.С. Пушкин неоднозначно относился к научному и художественному способам познаниям мира. Он видел разницу между ними.

С одной стороны – преклонение перед М.В. Ломоносовым, стремившимся эти способы объединить. С другой стороны, в проекте предисловия к последним главам «Евгения Онегина» он пишет: « Между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились, и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны».

Отметим, что пушкинская мысль о неизбежности обновления естественнонаучных знаний является исключительно ценной.

В истории российской естественнонаучной мысли 20 – 30-е гг. XIX в. – важнейший период. В математике в те годы Н.И. Лобачевский сформулировал основные положения неевклидовой геометрии.

К этому же времени относится работы математика М.В. Остроградского по преобразованию тройного интеграла в двойной.

В 1827 году астроном В.Я. Струве завершил работы по измерению дуги земного меридиана и представил с помощью фраунгоферова телескопа опись 3112 двойных звезд, из которых 2392 были до того времени неизвестны.

Естественнонаучной тематикой насыщена повесть А.С. Пушкина « Пиковая дама»

Как ярко описана обстановка: « … по всем углам торчали фарфоровые пастушки, фарфоровые часы…, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки, изобретенные в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом…» А дальше: «.. Время шло медленно. Всё было тихо. В гостиной пробило двенадцать…

Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах её изображалось совершенное отсутствие мысли, смотря на неё можно было подумать, что качание… происходило не от её воли, но под действием скрытого гальванизма».

Всё это вынуждает нас согласиться со словами нашего соотечественника литературоведа Ю.М. Лотмана о том, что яркие описания «… делают произведения А.С. Пушкина не только фактами истории искусства, но и этапами развитиями человеческой мысли».

Приглашаем вас ответить на вопросы нашей викторины.

( Звучит танцевальная музыка XIX в.)

Подведение итогов, вручение призов



Приложение 2











Приложение 3





Приложение 4










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
УМК Пушкин и наука

Автор: Морозова Людмила Филипповна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока по окружающему миру на тему:"В поисках справедливости" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-v-poiskakh-spraviedlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "193485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427642680"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "урок русского языка по теме: "Язык и человек. Язык и речь" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-iazyk-i-chieloviek-iazyk-i-riech"
    ["file_id"] => string(6) "101647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424949"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Исследование значение труда в жизни человека "
    ["seo_title"] => string(53) "issliedovaniie-znachieniie-truda-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "101698"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402427422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства