Игра создана в рамках недели физики. Разработка представлена в виде квест-игры. В задачах игры сформулированы личностные. Метапредметные и предметные результаты обучения.Чётко выделены все этапы. На каждом этапе прописаны: деятельность учителя, учащихся, формируемые УУД. Призывает учащихся к использованию собственных знаний и житейского опыта для решения поставленных задач. На всех этапах урока происходит формирование УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра «Физика вокруг нас» 7-8 класс»
Игра «Физика вокруг нас»
в рамках недели физики в МОУ Теченская СОШ
разработал учитель физики Гасилов В.А.
Пояснительная записка.
Работа вне урока - обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Атмосфера мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, развивать логическое мышление и изобретательность, пробуждая у ребят пополнять свои знания путем самообразования, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках. Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой. Любая игра - это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению физики, привить им интерес и вкус к занятиям.
1. Основные цели и задачи игры.
Цель игры – обобщить и расширить знания, полученные на уроках, показать их использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, выработать у них умение мыслить, проявлять находчивость в трудных ситуациях.
Задачи игры:
Получить общую картину усвоения знаний, умений и навыков учащихся, комплексного их применения на практике;
Содействовать формированию идеи познаваемости окружающего мира
Выработать умения работать в коллективе
Развивать самостоятельность мышления по применению знаний на практике
Познакомить учащихся с некоторыми понятиями, которые будут изучаться далее
2. Организация и подготовка игры.
разработка программы, содержания и структуры игры в соответствии с поставленными целями
формирование команд и выбор капитанов
выбор помощников ведущего из учащихся старших классов
подготовка учащихся к проведению игры.
в роли ведущих ученики 10-11 классов. Они тщательно следят за игрой, объясняют ее участникам правила, помогают игрокам. Сопровождают команды в течение всей игры
2.1 Программа, содержание и структура игры.
Задания для игры комплектуются из ряда физических задач практического содержания. Задачи составлены по следующим темам курса физики:
для 7-го класса:
Физические величины. Точность и погрешность измерений.
Первоначальные сведения о строении вещества.
Механическое движение.
Взаимодействие тел.
Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление
Для 8-го класса:
Простые механизмы. КПД.
Механическая работа. Мощность. Энергия.
Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества
Электрические явления.
Закон Ома.
Игра проводится на территории школы и школьного двора. Она начинается с линейки всех команд, на которой учитель физики объясняет правила игры. Команды по результатам каждого дня сдают маршрутную карту путешествия.
Каждая команда имеет свою последовательность прохождения маршрута. На каждой остановке старшеклассник выдает капитану команды карточку, на которой содержится текст задания, а затем проверяет правильность его выполнения. За ответы и дополнения членам команды выдаются жетоны разного цвета. По окончании игры учитель и ведущие подводят итоги игры, на линейке оглашаются результаты.
В случае правильного выполнения поставленной задачи команда получает от ведущих разрешение двигаться дальше. Если команда не справилась с заданием, она уходит на следующую остановку с «подсказкой» от ведущего. Когда командой будет пройдена последняя остановка их маршрута на этот день, они должны будут вернуться на ту остановку, где с заданием они не справились.
2.2 Формирование команд, выбор капитанов.
Учащиеся каждого класса являются членами команды и выбирают капитана. Им должен быть ученик, знающий физику, пользующийся авторитетом, обладающий хорошими организаторскими способностями.
Капитан должен:
1. Получить у ведущего карту с указанием маршрута движения своей команды.
2. Получить задание у помощника ведущего.
3. Обсудить с товарищами способ выполнения поставленной задачи.
4. Назначить исполнителей.
5. Следить за правильностью выполнения задания.
6. Провести вместе с членами своей команды анализ полученных результатов, сделать выводы либо необходимые расчеты.
7. Сдать отчет или проинформировать устно ведущим игры.
2.3 Выбор помощников - ведущих.
Помощники-ведущие выбираются учителем из учеников старших классов. Учитель заранее объясняет им их обязанности, описание хода решения задач и правильные ответы к ним. Они же вместе с учителем оформляют и готовят тайные места для вопросов и оборудование.
Помощники-ведущие должны:
1. Выдать текст задания капитанам команд.
2. Следить за порядком выполнения задания и поведением учащихся.
3. Оценить правильность выполнения задания.
4. Выдать жетоны капитанам.
За полный правильный ответ – жетон красного цвета.
За дополнения или неполный ответ – жетон желтого цвета.
В случае успешного выполнения задания выдать капитану команды следующее задание
2.4 Подготовка учащихся к проведению игры.
Подготовка учащихся проводится на уроках в рамках учебной программы при повторении материала. Подготовка ведущих - на дополнительных занятиях.
Тексты заданий.
Задание №1. 7 класс.
Назовите ученых, чьими именами названы законы физики в учебнике 7 класса и получите записку с заданием у вашего ведущего.
Текст записки-Все, что вас окружает, находится в движении: плывут по небу облака, ездят автомобили, проходят мимо люди, летают птицы и т.д. Из одного места в другое тела двигаются по различным линиям, которые называются ……….
Решите задачу: муха может летать со скоростью 18 км/ч, а скворец со скоростью 20 м/с. А как быстро сможет бежать самый быстрый парень из вашего класса? Определите его скорость на участке в 100 м. Узнайте, кого он сможет обогнать, муху или скворца. При определении времени забега пользуйтесь секундомером. Запишите решение этой задачи, правильно его оформите. Передайте ведущим в обмен на записку.
Текст записки-Сложите вместе скорости скворца и мухи прибавьте к ним число (надо посчитать) получится число ступеней, по которым вам нужно пройти от места где видно столовую, до светильника на высоте два метра , поверните в ту сторону где темно, идите вперед, пропустив одну дверь справа, во вторую смело заходите и найдите прибор не измеряющий время, ищите вдоль этой стены записку.
Текст записки - пользуясь тем что здесь нашли , посчитайте самым рациональным способом расстояние от этого места до последней двери вдоль левой стены .Посчитайте с какой скоростью пробежал бы бегун это расстояние, если бы он затратил на бег 5 секунд.
ОБОРУДОВАНИЕ: линейка 25 см.
Запишите весь маршрут полностью, со всеми расчетами по длине, скорости, передайте ведущим. Получите то, что сегодня заработали.
Задание №2. 7 класс.
Следующее задание содержится в записке, которую вы разыщите под корнями этого красивого кустарника. Но будьте осторожны, не уколитесь о его шипы и не превратитесь в спящую красавицу!
Текст записки - Объясните, пожалуйста, вашему ведущему, почему бывает так больно, когда уколешься об острый предмет? Напишите формулу
Следующее задание вы найдете рядом с видом пресноводных лучепёрых рыб рода карасей.
Текст записки - На рыб, водоросли, камни в воде, на нас, предметы нас окружающие, птиц, бабочек, снежинки в воздухе летающих, действует один и тот же закон. В честь какого знаменитого человека назван этот физический закон, и какой удивительный закон для жидкости и газа был им открыт? Напишите имя этого человека и формулу закона. Следующий вопрос найдете вы в записке там, где шумное полотенце.
Текст записки - А теперь волшебная задачка для вас. На дне сосуда находится тело, к которому прикреплена «подсказка». Достаньте ее, не замочив руки, и не трогая ведро, используя только те предметы, которые вам даст ведущий. Объясните и сфотографируйте свои действия. Несите предмет туда, где его место. Там вы получите то, что сегодня заработали. Не забудьте написать маршрутную карту со всеми остановками и решениями, разъяснениями и формулами.
ОБОРУДОВАНИЕ: ведро с водой, гибкая трубка.
Задание №3. 7 класс.
Представьте что вы в лесу, у вас нет с собой ничего кроме куска веревки, а вам надо разжечь костер, что вы будете делать, и как называется сила, которую вы привлечете на помощь? Ответив получите записку с заданием.
Текст записки - Возвышение, на нем стол, рядом шкаф с книгами. Открыв одну из книг на стр. 117 вы получите записку и подсказку к следующему заданию.
Текст записки - На дне сосуда с водой лежит куриное яйцо. Только после того, как оно всплывет, вам ведущий сообщит, что делать дальше. Проделайте опыт, чтобы яйцо всплыло, что нужно для этого сделать? (зафиксируйте этапы опыта в фотографиях). Как называется эта сила. От каких величин зависит эта сила. Опишите, что это за закон и как он действует в данном опыте.
Все необходимое вы получите у ведущего. После демонстрации опыта ведущему и сдачи маршрутной карты с ответами и пояснениями ведущему, получите то, что заработали.
ОБОРУДОВАНИЕ: сосуд с водой и яйцом, (ложка и пачка соли – их выдать только после того, как об этом попросят учащиеся).
Задание №4. 7 класс.
Разберёмся с состояниями вещества, Запишите очень кратко, сколько состояний может быть у одного вещества, чем характеризуется каждое состояние вещества. Расскажите об этом ведущему и получите задание.
Задание – Вы в кабинете Физики. Размер кабинета составляет 9х6х3м, в нем стоит мебель занимающая объём один кубический метр. Какая масса воздуха, воды и льда может поместиться в кабинете? (воспользуйтесь специальной таблицей, а где она вы знаете). Сколько цистерн понадобится, чтобы откачать всю воду из кабинета? (в одну цистерну помещается 20 тонн воды). Найдите в кабинете полученную цифру, под ней будет записка.
Текст записки - найдите на этом этаже прибор, который показывает каким давлением на нас давит воздух, запишите, как он называется, единицы измерения прибора, какая цена деления этого прибора, и какая погрешность его измерений? Запишите показания прибора. Запишите, на сколько метров от нормы мы поднялись вверх или опустились вниз. Передайте ведущему маршрутную карту и получите то, что заработали.
Задание №1..8 класс
Назовите самые электрические фамилии из учебника 8 класса и что в честь кого из них названо. Запишите это. Получите задание у вашего ведущего
Текст задания – Там, где увидите свое отражение в шести метрах сзади и в четырех метрах слева найдете записку.
Текст записки - Запомните слово «Анри» и идите от этого места до самой дальней точки внутри школы, найдете записку.
Текст записки – Запомните слово «Алессандро» и двигайтесь туда, где видно все в режиме «онлайн», там будет подсказка.
Текст записки – Запомните слово «Георг» и идите к той двери где «хранилище знаний», чуть сзади и справа зайдите в ту дверь, и там на источнике который света лучи посылает найдете задание.
Текст записки – Андре равен Алессандро поделенный на Георга, что это? Напишите всё правильно, название, формулу, определение. Передайте маршрутную карту со всеми ответами ведущему и получите то что заработали.
Задание №2. 8 класс
Запишите все величины и формулы из курса физики 8 класса связанные со словом «удельное(ая)» и получите задание от ведущего.
Текст задания – Найдите помещение, где слова «сила», «масса» «энергия» не являются физическими величинами. Возле двери найдете что искали.
Текст записки – напишите формулу и, что означает КПД , запишите его среднее значение для вашего «девиза» (используйте интернет). Передайте записи вашему ведущему и получите новое задание.
Текст задания – Есть в школе кабинет, где самыми любимыми словами являются «сила», «масса», «энергия» Найдите этот кабинет, на самом видном месте в нем найдете вы записку.
Текст записки - Выберите из команды самого сильного мальчика. Вам необходимо определить среднюю мощность, которую он будет развивать, поднимаясь, по лестнице с 1го на 3ий этаж. Сравните мощность двигателя автомобиля BMW-X5 (N=272 л.с.) с мощностью мальчика. Какие механизмы использует природа, чтобы человек мог передвигаться. Произведите расчеты, запишите их в маршрутный лист, передайте вашему ведущему и получите то, что заработали.
ОБОРУДОВАНИЕ: Напольные весы ( но можно и без них, мальчики знают свой вес), секундомер, калькулятор.
Задание №3. 8 класс.
Текст задания – Железная проволока длиной 120м и площадью поперечного сечения 0,5 квадратных мм. включена в цепь с напряжением 127В. Найдите сопротивление проволоки и идите в кабинет, который укажет вам ответ, там за кучей элементов вы найдете следующее задание. (Не забывайте записывать в маршрутном листе ваши действия и вычисления).
Текст записки – Вы знаете, какое время года самое не плотное? Запишите его название, вспомните алфавит, посчитайте и запишите порядковый номер каждой буквы. Сложите числа, Найдите полученное число выложенным на стене, чуть ниже слева вы найдете новую записку.
Текст записки – Добавь к полученному числу 2 и вычти из их суммы 55.Определите, сколько протонов и сколько электронов у элемента под этим номером смотрите в таблице, что висит на стене, как он называется. Запишите имя ученого, в честь которого назван электрический заряд. Запишите всё в маршрутный лист и получите то, что заработали.
Задание №4. 8 класс.
Скажите самые теплые фамилии ученых из учебника 8 класса, запишите их и получите задание от вашего ведущего
Текст задания – из слов-Лень, Цыпленок, Джо, Ульяна составьте название закона, запишите его формулу и определение. Подсказка есть в буквах АЗА, АБВ и синей книге в кабинете. Как называется самый яркий пример этого закона? Запишите всё, что у вас получилось. Теперь идите туда, где этих примеров очень много, там и найдете вы записку.
Текст записки – Запишите, как лучше соединить лампы , чтоб они горели тускло, но долго, назовите вид соединения. и как соединить лампы чтобы они горели ярко, Запишите почему надо делать как вы написали? Если перегорит одна лампа в параллельном соединении, то перестанут ли гореть другие лампы, почему происходит так, как вы написали?
Текст записки – Определите электрический заряд, если известно, что сила тока 400мА , а прохождение заряда равно одной минуте. Запишите расчеты в маршрутный лист, передайте его вашему ведущему и получите то, что заработал
После окончания игры, ученики 10-11 классов совместно с учителем физики подводят итоги, выделяют самых активных игроков. На общешкольной линейке происходит награждение.