kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс: "Физика вокруг нас. ВОДА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: обучение ведению дискуссии и методологии научного исследования; демонстрация теснейшей связи науки и искусства; раскрытие необычайного в «очевидном».

Идея урока: три группы учащихся изучают одно и то же вещество с разных точек зрения: научной, художественной и прикладной.

Рассматривая воду в трёх состояниях, видим простоту, уникальность  и необходимость данного вещества. В процессе урока надо показать, что эти три состояния одного и того же вещества, дают целостный (объемный) образ действительности в том что вода - это вещество, которое создало нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна !!! Вода является самым уникальным веществом на Земле.

Оборудование: Вода в стакане, вата, термометр, психрометрическая таблица, бумага писчая, ножницы, циркуль, авторучки или карандаши.

Слайд 1. Физика вокруг нас.

Слайд 2. Все внимательно посмотрите на экран и попытайтесь определить, о чём будет идти речь, сегодня на уроке.

Ответ: «О воде»

Слайд 3. Вода - самое необыкновенное вещество в мире. Нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах. Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (Н2О).
Слайд 4. Вода – единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях : жидком, твёрдом и газообразном (вода, лед и водяной пар).

Чистая вода без примесей - это жидкость без запаха, вкуса и цвет с температурой кипения = + 100 С и температурой замерзания = 0 С.

Слайд 5. Некоторые факты о воде.

Слайд 6 – 7. Газообразное состояние воды – пар или туман.

Для хорошего самочувствия человека и нормального хода многих технологических процессов совершенно небезразлично, насколько водяной пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Если в воздухе содержится мало водяных паров, то это создает чувство сухости во рту, одежда "электризуется" и липнет к телу. Если же пар, содержащийся в воздухе, наоборот, почти насыщен, то при малейшем понижении температуры наступит конденсация пара, и все предметы покроются капельками влаги (росы). 
Ученые физики ввели физическую величину, характеризующую влажность воздуха. Она должна показывать, насколько пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Такую величину называют относительной влажностью воздуха:

Относительная влажность воздуха показывает выраженную в процентах долю, которую составляет плотность пара, содержащегося в данный момент в воздухе, от плотности насыщенного пара для этой же температуры. Влажность можно характеризовать также влагосодержанием, или абсолютной влажностью — количеством воды, отнесённым к единице массы сухой части материала. Установление степени влажности многих продуктов, материалов и т.п. имеет важное народно-хозяйственное значение. Только при определённой влажности многие тела (зерно, цемент и др.) являются пригодными для той цели, для которой они предназначены. Жизнедеятельность животных и растительных организмов возможна только при определённых границах влажности и относительной влажности окружающей атмосферы.

Слайд 8 - 9. Волосной гигрометр – основой этого прибора, является женский обезжиренный волос. Психрометр Августа – это два термометра один сухой, другой увлажнённый и психрометрическая таблица.

Слайд 10.

Вода, у тебя нет цвета, нет вкуса, нет запаха, тебя невозможно описать, люди тобою наслаждаются, при этом не ведая, что ты есть такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты есть сама жизнь.  

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Слайд 11 - 14.

Мы с вами будем учиться писать в стихотворной форме своё эмоциональное отношение к объекту изучения. Написание синквейна.

Слайд 15.

Какую форму имеют кристаллы льда?

Слайд 16 -17.

Разгадка структуры твердой воды кроется в строении ее молекулы. Н2О можно упрощенно представить себе в виде тетраэдра (пирамиды с треугольным основанием). В центре находится кислород, в двух вершинах — по водороду, точнее — протону, электроны которых задействованы в образовании ковалентной связи с кислородом. Две оставшиеся вершины занимают пары валентных электронов кислорода, которые не участвуют в образовании внутримолекулярных связей. Снежинка — это монокристалл льда, вариация на тему гексагонального кристалла, но выросшего быстро, в неравновесных условиях. Над тайной их красоты и бесконечного разнообразия не одно столетие бьются самые пытливые умы. Астроном Иоганн Кеплер в 1611 году написал целый трактат «О шестиугольных снежинках». В 1665 году Роберт Гук в огромном томе зарисовок всего, что он увидел с помощью микроскопа, опубликовал множество рисунков снежинок самой разной формы. Первую удачную фотографию снежинки под микроскопом сделал в 1885 году американский фермер Уилсон Бентли. С тех пор он уже не мог остановиться. До конца жизни, сорок с лишним лет, Бентли фотографировал их. Более пяти тысяч кристаллов, и ни одного одинакового.

Слайд 18.

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
А. Фет.

… что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.

С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. Уже предметы обихода жителей древности, которые, казалось бы, преследовали практические цели – служить хранилищем воды, оружием на охоте и т. д. демонстрируют стремление человека к красоте. На определённом этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного? Уже в Древней Греции изучение сущности красоты, прекрасного, сформировалось в самостоятельную ветвь науки – эстетику, которая у античных философов была неотделима от космологии. Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония.

Красота скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы… Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой ноктюрна? Оказывается можно, если будут найдены единые критерии прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие понятие прекрасного самых различных объектов – от цветка ромашки до красоты человеческого тела. Если рассматривать естественные и созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство и есть Гармония, определяющая Красоту.

Слайд 19 – 20.

Проблеме симметрии посвящена поистине необозримая литература.

В "Кратком Оксфордском словаре" симметрия определяется как "красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью" (сам термин "симметрия" по-гречески означает "соразмерность", которую древние философы понимали как частный случай гармонии - согласования частей в рамках целого) .

Симметрия является одной из наиболее фундаментальных и одной из наиболее общих закономерностей мироздания: неживой, живой природы и общества. С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.

Слайд  21 - 22.

Алгоритм изготовления снежинки.

  1. Начертить окружность.

  2. Разделить тем же радиусом окружность на 6 равных частей.

  3. Соединить точки через центр окружности, т.е. провести диаметры.

  4. Перегнуть лист по диаметрам и ещё пополам, и режьте на здоровье.

Слайд 23.

Круговорот воды в природе (гидрологический цикл) — процесс циклического перемещения воды в земной биосфере. Состоит из испарения, конденсации и осадков.

Моря теряют из-за испарения больше воды, чем получают с осадками, на суше — положение обратное. Вода непрерывно циркулирует на земном шаре, при этом её общее количество остаётся неизменным.

Слайд 24.

Вода, основа жизни на Земле!!!

Просмотр содержимого документа
«карточки задания для учеников»

Сухой
термометр,
°C

Разность показаний термометров, °С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Относительная влажность, %

10

88

76

65

54

44

34

24

14

5

12

89

78

68

57

48

38

29

20

11

14

89

79

70

60

51

42

34

25

17

16

90

81

71

62

54

45

37

30

22

18

91

82

73

65

56

49

41

34

27

20

91

83

74

66

59

51

44

37

30

22

92

83

76

68

61

54

47

40

34

24

92

84

77

69

62

56

49

43

37

26

92

85

78

71

64

58

51

46

40

28

92

85

78

71

64

58

51

46

40

28

93

85

78

72

65

59

53

48

42

30

93

86

79

73

67

61

55

50

44

Психрометрическая таблица































Правила написания синквейна

  • 1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • 3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

  • 4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • 5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.



Тема: «Вода»

Вода

Хрустальная, чистая

Утоляет, смывает, радует

Дороже всего на свете

Жизнь!

Алгоритм изготовления снежинки.

  1. Начертить окружность.

  2. Разделить тем же радиусом окружность на 6 равных частей.

  3. Соединить точки через центр окружности, т.е. провести диаметры.

  4. Перегнуть лист по диаметрам и ещё пополам, и режьте на здоровье.







Просмотр содержимого документа
«мастер класс вода»

Учитель физики Ермоловской СОШ им. П.Д. Дорогойченко

Чаадаев Алексей Петрович

Мастер класс: « Физика вокруг нас»


Цели урока: обучение ведению дискуссии и методологии научного исследования; демонстрация теснейшей связи науки и искусства; раскрытие необычайного в «очевидном».


Идея урока: три группы учащихся изучают одно и то же вещество с разных точек зрения: научной, художественной и прикладной.

Рассматривая воду в трёх состояниях, видим простоту, уникальность и необходимость данного вещества. В процессе урока надо показать, что эти три состояния одного и того же вещества, дают целостный (объемный) образ действительности в том что вода - это вещество, которое создало нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна !!! Вода является самым уникальным веществом на Земле.


Оборудование: Вода в стакане, вата, термометр, психрометрическая таблица, бумага писчая, ножницы, циркуль, авторучки или карандаши.


Слайд 1. Физика вокруг нас.

Слайд 2. Все внимательно посмотрите на экран и попытайтесь определить, о чём будет идти речь, сегодня на уроке.

Ответ: «О воде»

Слайд 3. Вода - самое необыкновенное вещество в мире. Нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах. Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (Н2О).
Слайд 4. Вода – единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях : жидком, твёрдом и газообразном (вода, лед и водяной пар).

Чистая вода без примесей - это жидкость без запаха, вкуса и цвет с температурой кипения = + 100 С и температурой замерзания = 0 С.

Слайд 5. Некоторые факты о воде.

Слайд 6 – 7. Газообразное состояние воды – пар или туман.

Для хорошего самочувствия человека и нормального хода многих технологических процессов совершенно небезразлично, насколько водяной пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Если в воздухе содержится мало водяных паров, то это создает чувство сухости во рту, одежда "электризуется" и липнет к телу. Если же пар, содержащийся в воздухе, наоборот, почти насыщен, то при малейшем понижении температуры наступит конденсация пара, и все предметы покроются капельками влаги (росы). 
Ученые физики ввели физическую величину, характеризующую влажность воздуха. Она должна показывать, насколько пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Такую величину называют относительной влажностью воздуха:
 

Относительная влажность воздуха показывает выраженную в процентах долю, которую составляет плотность пара, содержащегося в данный момент в воздухе, от плотности насыщенного пара для этой же температуры. Влажность можно характеризовать также влагосодержанием, или абсолютной влажностью — количеством воды, отнесённым к единице массы сухой части материала. Установление степени влажности многих продуктов, материалов и т.п. имеет важное народно-хозяйственное значение. Только при определённой влажности многие тела (зерно, цемент и др.) являются пригодными для той цели, для которой они предназначены. Жизнедеятельность животных и растительных организмов возможна только при определённых границах влажности и относительной влажности окружающей атмосферы.

Слайд 8 - 9. Волосной гигрометр – основой этого прибора, является женский обезжиренный волос. Психрометр Августа – это два термометра один сухой, другой увлажнённый и психрометрическая таблица.

Слайд 10.

Вода, у тебя нет цвета, нет вкуса, нет запаха, тебя невозможно описать, люди тобою наслаждаются, при этом не ведая, что ты есть такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты есть сама жизнь.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Слайд 11 - 14.

Мы с вами будем учиться писать в стихотворной форме своё эмоциональное отношение к объекту изучения. Написание синквейна.

Слайд 15.

Какую форму имеют кристаллы льда?

Слайд 16 -17.

Разгадка структуры твердой воды кроется в строении ее молекулы. Н2О можно упрощенно представить себе в виде тетраэдра (пирамиды с треугольным основанием). В центре находится кислород, в двух вершинах — по водороду, точнее — протону, электроны которых задействованы в образовании ковалентной связи с кислородом. Две оставшиеся вершины занимают пары валентных электронов кислорода, которые не участвуют в образовании внутримолекулярных связей. Снежинка — это монокристалл льда, вариация на тему гексагонального кристалла, но выросшего быстро, в неравновесных условиях. Над тайной их красоты и бесконечного разнообразия не одно столетие бьются самые пытливые умы. Астроном Иоганн Кеплер в 1611 году написал целый трактат «О шестиугольных снежинках». В 1665 году Роберт Гук в огромном томе зарисовок всего, что он увидел с помощью микроскопа, опубликовал множество рисунков снежинок самой разной формы. Первую удачную фотографию снежинки под микроскопом сделал в 1885 году американский фермер Уилсон Бентли. С тех пор он уже не мог остановиться. До конца жизни, сорок с лишним лет, Бентли фотографировал их. Более пяти тысяч кристаллов, и ни одного одинакового.

Слайд 18.

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
А. Фет.

… что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.

С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. Уже предметы обихода жителей древности, которые, казалось бы, преследовали практические цели – служить хранилищем воды, оружием на охоте и т. д. демонстрируют стремление человека к красоте. На определённом этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного? Уже в Древней Греции изучение сущности красоты, прекрасного, сформировалось в самостоятельную ветвь науки – эстетику, которая у античных философов была неотделима от космологии. Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония.

Красота скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы… Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой ноктюрна? Оказывается можно, если будут найдены единые критерии прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие понятие прекрасного самых различных объектов – от цветка ромашки до красоты человеческого тела. Если рассматривать естественные и созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство и есть Гармония, определяющая Красоту.

Слайд 19 – 20.

Проблеме симметрии посвящена поистине необозримая литература.

В "Кратком Оксфордском словаре" симметрия определяется как "красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью" (сам термин "симметрия" по-гречески означает "соразмерность", которую древние философы понимали как частный случай гармонии - согласования частей в рамках целого) .

Симметрия является одной из наиболее фундаментальных и одной из наиболее общих закономерностей мироздания: неживой, живой природы и общества. С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.



Слайд 21 - 22.

Алгоритм изготовления снежинки.

  1. Начертить окружность.

  2. Разделить тем же радиусом окружность на 6 равных частей.

  3. Соединить точки через центр окружности, т.е. провести диаметры.

  4. Перегнуть лист по диаметрам и ещё пополам, и режьте на здоровье.

Слайд 23.

Круговорот воды в природе (гидрологический цикл) — процесс циклического перемещения воды в земной биосфере. Состоит из испарения, конденсации и осадков.

Моря теряют из-за испарения больше воды, чем получают с осадками, на суше — положение обратное. Вода непрерывно циркулирует на земном шаре, при этом её общее количество остаётся неизменным.

Слайд 24.

Вода, основа жизни на Земле!!!



Просмотр содержимого презентации
«masterklass»

Мастер-класс,  учитель физики Чаадаев Алексей Петрович МОУ Ермоловская СОШ им П.Д. Дорогойченко

Мастер-класс, учитель физики Чаадаев Алексей Петрович

МОУ Ермоловская СОШ им П.Д. Дорогойченко

Вода?!!

Вода?!!

Вода единственное вещество на Земле которое может находиться в трёх агрегатных состояниях Газообразное (пар) Жидкое (вода) Твердое (лёд)

Вода единственное вещество на Земле которое может находиться в трёх агрегатных состояниях

Газообразное (пар)

Жидкое (вода)

Твердое (лёд)

Некоторые факты о воде   Вода - это вещество, которое создало нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна !!! В составе мантии Земли, воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю, и её толщина была бы 3 км. Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде. С помощью капель воды из кранов можно накопить заряд 10 киловольт, опыт называется «Капельница Кельвина». Существует следующая поговорка с использованием формулы воды — H 2 O: «Сапоги мои того — пропускают H 2 O».

Некоторые факты о воде

Вода - это вещество, которое создало нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна !!!

  • В составе мантии Земли, воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане.
  • Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю, и её толщина была бы 3 км.
  • Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде.
  • С помощью капель воды из кранов можно накопить заряд 10 киловольт, опыт называется «Капельница Кельвина».

Существует следующая поговорка с использованием формулы воды — H 2 O: «Сапоги мои того — пропускают H 2 O».

  • Вода — это одно из немногих веществ на Земле, которые расширяются при переходе из жидкой фазы в твёрдую.
Туман – вода в газообразном состоянии (пар) !  Влажность воздуха – φ  (%)  Учитывают :

Туман – вода в газообразном состоянии (пар) !

Влажность воздуха – φ (%)

Учитывают :

  • В музеях
  • В библиотеках
  • В аптеках
  • В метероологии
  • В хранилищах произведений искусств.
  • В кондитерском производстве.
  • В ткацком производстве
Измеряют гигрометром или психрометром Волосной гигрометр Психрометр Августа

Измеряют гигрометром или психрометром

Волосной гигрометр

Психрометр Августа

Психрометрическая таблица t сух t увл 18 16

Психрометрическая таблица

t сух

t увл

18

16

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

  • Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:

Правила написания синквейна:

  • 1 строка —тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • 5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Тема урока: «Вольтметр».    Вольтметр. Электромеханический, электронный. Измеряет, уточняет, работает. Служит для измерения напряжения. Рихман.

Тема урока: «Вольтметр».

Вольтметр.

Электромеханический, электронный.

Измеряет, уточняет, работает.

Служит для измерения напряжения.

Рихман.

На тему дня: «Школа».   Школа. Новая, большая.  Радует, воспитывает, обучает.  В ней познаём мир нанотехнологий!  Мечта?!!

На тему дня: «Школа».

Школа.

Новая, большая.

Радует, воспитывает, обучает.

В ней познаём мир нанотехнологий!

Мечта?!!

Почему кристалл льда шестиугольник?

Почему кристалл льда шестиугольник?

Рост кристалла льда

Рост кристалла льда

“ Красота спасет мир”. Ф.И. Достоевский

“ Красота спасет мир”. Ф.И. Достоевский

Симметрия и физичесике законы Инварианты – постоянные не изменяющиеся в процессе эволюции системы, величины. Примеры: закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда. Геометрически симметричные системы, так же инварианты. Примеры: буквы, снежинка и т.д. А , П , Ш

Симметрия и физичесике законы

  • Инварианты – постоянные не изменяющиеся в процессе эволюции системы, величины.

Примеры: закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда.

Геометрически симметричные системы, так же инварианты.

Примеры: буквы, снежинка и т.д.

А , П , Ш

Симметрия пространства и времени

Симметрия пространства и времени

  • Фундаментальные законы сохранения в физике отражают симметрию, содержащуюся в физических явлениях.
  • Каждый закон сохранения отражает определённый тип непрерывной симметрии пространства и времени!!!
Сделай сам себе снежинку !

Сделай сам себе снежинку !

Алгоритм работы

Алгоритм работы

  • 2. Разделить тем же радиусом окружность на 6 равных частей.
  • 1. На листе бумаги нарисовать окружность.
  • 3. Соединить получившиеся точки.
  • 4. Перегнуть лист по диагоналям и ещё пополам и режьте в удовольствие!
Вода - основа жизни на Земле!!! Граждане - берегите воду и не загрязняйте водоёмы!  Тема : «Вода» Вода Хрустальная, чистая Утоляет, смывает, радует Дороже всего на свете Жизнь!

Вода - основа жизни на Земле!!!

  • Граждане - берегите воду и не загрязняйте водоёмы!

Тема : «Вода»

Вода

Хрустальная, чистая

Утоляет, смывает, радует

Дороже всего на свете

Жизнь!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Мастер-класс: "Физика вокруг нас. ВОДА"

Автор: Чаадаев Алексей Петрович

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 138054

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства