Формирование экспериментальных навыков учащихся на уроках физики
Формирование экспериментальных навыков учащихся на уроках физики
Физика - наука экспериментальная, ее изучение трудно представить без демонстрационного физического эксперимента и лабораторных работ. Как учебный предмет уроки физики создают у обучающихся представление о научной картине мира. законы физики установлены на фактах, установленных опытным путем. Проблема формирования экспериментальных умений учащихся не нова, но более актуальой стала с введением практического задания в ОГЭ по физике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование экспериментальных навыков учащихся на уроках физики»
Канаичева Мария Викторова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пустошенская основная школа»
Формирование экспериментальных навыков обучающихся на уроках физики. «Любой школьник на уроках физики может поставить опыт, чтобы убедиться в правильности той или иной научной гипотезы…» Милан Кундера
Важность развития экспериментальных умений отмечена в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где прописано, «что учащиеся должны приобрести умение проводить опыты и простые эксперименты, включая прямые и косвенные измерения с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов». В настоящее время в образовании появились новые средства обучения: компьютерная техника, интерактивные доски, цифровые измерительные приборы. С 2019 года во многих регионах России реализуется Федеральный проект «Современная школа» национальный проект «Образование». Проект разработан с целью повышения качества обучения в школах. Он подразумевает внедрение новых технологий в учебный процесс, классов с новым оборудованием.
Физика - наука экспериментальная, ее изучение трудно представить без демонстрационного физического эксперимента и лабораторных работ. Как учебный предмет уроки физики создают у учащихся представление о научной картине мира. Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Проблема формирования экспериментальных умений учащихся не нова, но более актуальной стала с введением практического задания в ОГЭ по физике. Задание считается высокого уровня сложности. Для выполнения данного задания выпускник основной школы должен обладать экспериментальными навыками: проводить косвенные измерения физических величин; представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных; проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий; сделать рисунок или описать экспериментальную установку. Практика обучения показывает, что у учащихся слабо развиты экспериментальные умения и навыки, поэтому данной проблеме на уроках необходимо уделять особое внимание. Школьный физический эксперимент выполняет несколько функций: служит источником знаний; является методом обучения; является одним из видов наглядности. К физическому эксперименту относятся: демонстрационные опыты; фронтальные лабораторные работы; физический практикум; экспериментальные задачи; исследовательские экспериментальные задания. Работу по формированию экспериментальных умений и навыков учащихся целесообразно начинать с 7 класса и организовывать на различных этапах урока: при изучении нового материала, повторении ранее изученных законов, закреплении полученных на уроке знаний, при решении задач. Программа по физике 7 класса предполагает выполнение достаточно большого объема лабораторных и практических работ. На этих уроках ребята учатся правильно оформлять работу и делать выводы после ее выполнения. После таких уроков у учащихся к 9 классу сформируются умения и навыки в обращении с оборудованием; элементы самостоятельности при решении вопросов, связанных с экспериментом; экспериментальная проверка физических законов и зависимостей между физическими величинами; моделирование изучаемых явлений.
Лабораторные работы являются неотъемлемой частью урока физики, где учащиеся в полной мере овладевают практическим методом проведения эксперимента и умением сделать вывод из него. Фронтальные лабораторные работы выполняются на однотипном оборудовании всеми учащимися класса. Сегодня на уроках физики при проведении лабораторных работ используется аналоговое и цифровое оборудование. Например: при изучении темы «Теплоемкость вещества» в 8 классе учащимся предлагается опустить в воду кусочек льда и с помощью цифрового датчика можно в режиме реального времени наблюдать изменение температуры воды в виде графика, что позволяет сократить время на проведение эксперимента. Изучая тему «Источники электрического тока», учащимся можно задать вопрос: могут ли быть источником тока овощи или фрукты? Ребята высказывают свои предположения, а затем экспериментально проверяют их.
Большое значение, при изучении физики играют и демонстрационные опыты, целью которых является: наблюдение физического явления; проверка выдвинутой гипотезы; подготовка учащихся к восприятию нового материала; пояснение принципа действия технических установок или приборов. Если объяснение сопровождается демонстрацией, то эффективность усвоения учебного материала повышается. В ходе демонстрации можно заострить внимание учащихся на важные моменты изучаемой темы. Так при изучении темы «Давление в жидкости и газе» с помощью опыта можно показать зависимость давления газа от объема. Демонстрацию опыта может показать учитель, а можно предложить учащимся самим обнаружить данную зависимость. Сначала ребята выдвигают гипотезу, потом по плану проводят эксперимент, заполняют лист наблюдений, делают вывод.
Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя физический эксперимент, можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории.
Эксперимент является основным источником познания и проверкой истинности знаний в науке.
В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.