Просмотр содержимого документа
«Физика в гостях у литературы»
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия
«Физика в гостях у литературы»
( 7-9 классы)
Авторы: Софронова Людмила Николаевна, учитель физики МБОУ «Ковалинская ООШ», Антипова Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ковалинская ООШ»
с. Ковали Урмарского района Чувашской Республики.
Цели:
- научить видеть мир в многообразии, находить решение проблемы, применять знания в различных областях;
- развивать познавательный интерес к физике, литературе;
- сформировать потребность к углублению и расширению знаний.
Универсальные учебные действия:
личностные: оценка своих возможностей;
регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
коммуникативные: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.
Оборудование урока: портреты известных физиков, плакаты с пословицами и поговорками, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Методы и приёмы: - метод сбора информации; - анализ; - систематизация материала;
- работа над пословицами и поговорками;
- работа над текстом (беседа по вопросам, выразительное чтение, наблюдения);
- групповое обсуждение;
- обобщение, выводы.
Форма проведения занятия: групповая
Для проведения мероприятия заранее формируются две команды из 7-9 классов по 6-8 человек и жюри (можно из учителей). Кабинет физики украшен плакатами, на которых написаны различные поговорки, пословицы, загадки, литературные изречения с физическим содержанием. Столы расставлены так, чтобы могли работать 2 группы. Стол для жюри.
Ведущие игры в каждом конкурсе дают задания командам, и члены жюри оценивают их с помощью круглых жетонов или за каждый правильный ответ ставят баллы. В конце игры подсчитывают баллы. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов (или жетонов). Конкурсы ведут учителя физики и литературы.
План внеклассного мероприятия.
Пролог.
Основная часть. «Физика в гостях у литературы»
Вступительное слово ведущих.
Конкурсы:
1. «Разминка»
2. «Физика в пословицах и поговорках»
3. « Физика в поэзии и прозе»
4. «Физика в загадках»
III. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
I .Пролог. (Звучит музыка)
(сценка разыгрывается учащимися)
Автор:
Десятилетний мальчик в атласной рубахе стоял у аквариума величиной с большой стол. В руках у мальчика был маленький, искусно сделанный корабль с пушками и парусами.
Дверь в зал, где играл мальчик, отворилась, и вошёл молодой человек в чёрном кафтане и со шпагой на боку.
Он почтительно поклонился мальчику и сказал:
Порошин: Должен донести печальную новость: вчера Михайло Васильевич Ломоносов скончался.
Павел: Что о дураке жалеть? Казну только разорял и ничего не сделал.
Порошин: Как? Вы сами изволили обучаться по его "Российской грамматике". Историю вы учили по его "Краткому российскому летописцу". Да он же составил "Краткое описание разных путешествий по северным морям".
Павел: Запамятовал.
Порошин: Его открытия в физике весьма известны: он новую теорию теплоты предложил и грозу объяснил действием электрической силы. Он первый заметил атмосферу вокруг Венеры, да и стихами стяжал заслуженную славу.
(Мальчик начинает прыгать на одной ноге).
Порошин: Не подобает вам, милостивый государь мой, таким образом отзываться о россиянине, который не только здесь, но и в Европе учёностью своей был славен.
Автор:
Такой разговор происходил во дворце императрицы Екатерины II в апреле 1765 года на другой день после смерти Ломоносова. Мальчик был сын Екатерины II, наследник российского престола Павел, числившийся генерал-адмиралом, несмотря на свой десятилетний возраст. А молодой человек - его воспитатель и учитель С. А. Порошин. [2].
Ломоносов - крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир. Ломоносов внёс значительный вклад и в развитие физической науки. Все мы знаем, что Михаил Васильевич разработал проект Московского государственного университета. (слайды 23)
Учитель литературы:
«Он … был первым нашим университетом», - так говорил о нём один из русских поэтов XIX века. Кто он? (А.С. Пушкин) (слайд 4).
Автор:
Помимо Михаила Васильевича Ломоносова пробовали своё мастерство в создании лирических произведений такие физики, как Галилей Галилео, Бруно Джордано, Джеймс Клерк Максвелл и другие (слайды 5,6).
Выступление ученицы 1:
Бруно Джордано итальянский учёный, который считал, что Вселенная бесконечна. Солнце – центр Солнечной системы, одно из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты.
«Отсюда ввысь стремлюсь я, - полон веры, Кристалл небес мне
не преграда боле, Рассекши их, подъемлюсь в бесконечность».
Выступление ученика:
Галилей Галилео (15.02.1564–8.01.1642) – выдающийся итальянский физик, механик и астроном, поэт, филолог и критик.
«Движенье повсюду, движенье везде: и в воздухе птица, и рыба в воде, и жизни нигде без движения нет, и Солнце летит в хороводе планет».
Выступление ученицы 2:
Всем известно имя английского физика Джеймса Клерка Максвелла (1831-1879), создателя классической электродинамики, одного из основателей статистической физики. Однако мало кто знает, что он был довольно известным в свое время поэтом.
Максвелл писал (и изредка публиковал под псевдонимом) стихи. Они дополняют нам картину его характера, рассказывают о его отношении к жизни, к труду.
Вот одно из его стихотворений:
«Наш мир, может, несколько страшен,
И жизнь наша - без толку труд.
Все ж буду работать, отважен.
Пускай меня глупым зовут».
Любовь к стихам и сочинениям Максвелл пронес через всю свою недолгую жизнь. Стихами он откликался на всё, что его волновало в науке.
Учитель литературы:
Казалось бы, какое отношение имеет физика к самой не физической области, такой как лирика. Литература, поэзия, устное народное творчество, на первый взгляд, так далеки от точной науки – физики.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Шефнера «Поэзия». Подумайте, о чём оно?
Выступление ученицы 3:
И пусть электронному зрению
Доверено многое, но
Все грани любого явления
Искусству лишь видеть дано.
Пока вычислительный робот
Свершает свой верный расчет,
Поэзии пристальный опыт
По тысячам русел течет.
И где – то в работе бессрочной,
Что к легким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точеная мудрость стиха.
Учитель литературы: Так о чем же это стихотворение?
Ответы учащихся. (Это стихотворение о том, что литература и физика немыслимы друг без друга.)
Учитель физики:
«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце», – говорил Л.Н. Толстой. Это значит, что во всех сферах жизнедеятельности человека мы сталкиваемся с проявлениями физики в той или иной форме. Везде и всегда…(слайд 7).
Автор:
Почему наука и искусство так тесно связаны между собой? Потому, что такие явления, как свет, звук, тепло, холод требуют не только рационального мышления, но и наших чувств, эмоций. Высокая поэзия и точная физика соседствуют рядом: Лишь песня поэта Да речь мудреца Проходят столетья, Не зная конца.
II. Основная часть. «Физика в гостях у литературы.
Учитель физики:
Мы собрались на не совсем обычное мероприятие, которое условно назвали «Физика в гостях у литературы». Что, казалось бы, общего у физики и литературы? Учитель литературы:
Кто-то из присутствующих, наверное, считает любимым предметом физику, а кто-то считает таковым литературу. Мы не берёмся разрешить извечный спор, кто важнее, физики или литераторы. Пусть каждый сам для себя решает этот вопрос. Мы же надеемся, что вы хорошо и с пользой проведёте время на нашем мероприятии, который состоит из нескольких интересных конкурсов. Итак, начнём наш первый конкурс.
( Звучит музыка), (слайд 8)
Пока звучит музыка, две команды из 7-9 классов рассаживаются за круглыми столами.
1 конкурс «Разминка»
Разминка по физике (слайд 9)
Учитель физики:
Вы должны, как можно быстро, ответить на вопросы.
- Из чего состоят молекулы?
- Прибор для измерения массы тела.
- Основная единица измерения силы.
-Состояние вещества, если молекулы расположены в строгом порядке.
- Научные предположения о чем – либо.
- Основная единица количества теплоты.
- Плотность чистой воды.
- Какую физическую величину измеряют мензуркой?
- Как называют изменение формы или размеров тела?
- Как называется процесс превращения пара в жидкость?
- Основная единица измерения скорости?
-Может ли двигаться тело, если на него ничто не действует?
- Какую физическую величину выражают в мм рт. ст.?
- Какой выигрыш в силе дает подвижный блок?
Разминка по литературе (слайд 10).
Учитель литературы:
Вам было дано задание: прочитать как можно больше высказываний различных авторов о русском языке и литературе. Задание выполнили? В таком случае вам будет легко определить авторов высказываний, которые я назову.
Итак, назовите авторов высказываний о языке и литературе.
1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(И. С. Тургенев)
2. Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен,
ловок и вместителен...
( А. И. Куприн)
3. Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать.
( А. С. Пушкин)
4. Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. ( М. В. Ломоносов)
5. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.
(К. Г. Паустовский)
6. Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты - умы и сердца истинных художников.
(А. М. Горький)
2 конкурс « Физика в пословицах и поговорках».
Учитель литературы:
Известно, что русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, записывали пословицы и поговорки. В творческом наследии Пушкина, Гоголя, Толстого и других писателей можно найти немало примеров того, как точно и умело использовали народные пословицы и поговорки великие мастера слова. Они стремились передать, таким образом, живую душу народа. Не случайно А.С. Пушкин писал: "… что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото, а не даётся в руки!"
Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое пословица?
А поговорка? В. И. Даль определяет поговорку как "неполную пословицу".
Пословицы и поговорки - это меткие выражения, придуманные народом, выражающие мудрые и глубокие мысли [6]. О важности содержания и меткости смысла пословиц говорится:
«Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз» (слайд 11).
Учитель физики:
А вот физические явления встречаются и в пословицах, и поговорках. Вам будут даны поговорки и пословицы, а вы объясните, пожалуйста, их житейский смысл и определите, какие физические явления встречаются в них (слайды 12-19).
Как с гуся вода.
Молодцу всё нипочём, ничто на него не действует, при всех обстоятельствах он остаётся «сухим». Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой. Несмачиваемость. [7].
Что написано пером - не вырубишь топором.
Если написано - значит законно, "железно", ничего изменить нельзя. Диффузия.
Под лежачий камень вода не течет.
Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. I закон Ньютона. [5].
Шила в мешке не утаишь.
Шило острое – проткнет редкую ткань мешковины, т.е. обязательно вылезет. Так говорят о тайнах, которые не утаишь - все равно станет известно. Давление.
Баба с возу - кобыле легче.
Освобождение от лишнего груза или забот облегчает дело. Вес тела. Сила тяжести.
Коси, коса, пока роса…
Когда роса, то лезвие косы имеет незначительное сопротивление. Роса как смазка, это в основном в утренние часы. Трение.
Много снега, много хлеба.
Снег обладает плохой теплопроводностью. И подобно шубе, предохраняет озимые посевы от вымерзания. Кроме того, при таянии образуется много влаги. Теплопроводность.
8. Ложка дёгтя в бочке мёда.
В пословице речь идёт о досадной мелочи, способной испортить что-то большое и хорошее. Дегтем — темной густой жидкостью с неприятным смолистым запахом — смазывали тележные колеса. Его способность при попадании в какое-либо вязкое вещество или жидкость растворяться в них и распространять свой запах и отражена в пословице. Диффузия.
3 конкурс « Физика в поэзии и прозе» (слайды 20-27).
Учитель литературы:
Высокая поэзия и точная физика соседствуют рядом. В произведениях можно встретить физические явления.
Перед вами отрывки из литературных произведений. Вы должны будете ответить на ряд вопросов по физике.
1. Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.
А.С. Пушкин
О чём говорится в стихотворении?
Ответ. Об отражение звука – эхо.
Учитель литературы: А вот как проявляется это явление в стихотворении Г.Р. Державина:
Но вдруг, отдавшись от холма Возвратным грохотаньем грома, Гремит и удивляет мир: Так ввек бессмертно эхо лир.
Г.Р.Державин
2. Всё молчит, - лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветер шумит.
А. А. Фет «Метель»
Почему лучина "горит с треском"?
Ответ. Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.
3. Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Почему коньки режут лед?
Ответ: "Режут лед" - т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым. Прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.
4. Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной!
Ему, наверно, по натуре
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета...
М.А.Дудин.
О каком явлении идет речь? Ответ: О полярном сиянии.
5. Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал.
И. В. Гете.
Что происходит? Ответ: Отвердевание
6. Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его же и спасло, -
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведенья мучительное зло.
Дорогу к новым звёздам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлём свои машины.
Дж. Байрон. «Дон Жуан»
О каком открытии Ньютона идёт речь в этих строках? Ответ: О законе всемирного тяготения
7. «Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…»
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально? Ответ: Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх и расширяется до тех пор, пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется конвекцией. [4].
8.«… разговорились о том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…».
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее? Ответ: Это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде, сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов и, следовательно, тем, быстрее они попадут в яблоки. [3].
9.«Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты».
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Почему мы слышим скрип снега под ногами? Ответ. Снежинки представляют собой кристаллы, под ногами они ломаются, вследствие этого появляется звук.
10. Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело» Беляев А.В. «Человек - амфибия». [1].
Объясните заявление автора.
Ответ. В воде тела легче, т.к. на них действует архимедова сила.
4 конкурс «Физика в загадках» (слайды 28-38)
Учитель физики.
Некоторые загадки носят шутливый характер, и не следует относиться к ним слишком серьёзно. Надеюсь, что отгадывание загадок доставит вам удовольствие, ведь многие из них так красивы и поэтичны. Необходимо не только отгадать загадку, но и ответить на следующие вопросы:
Какое физическое явление (объект) отражено в загадках?
1. Я под мышкой посижу, И что делать укажу. Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (Медицинский термометр)
2. Вечером наземь слетает,
Ночью на земле прибывает,
Утром опять улетает. (Роса)
У какого музыканта самая большая труба? (У ветра - печная труба)
Стоят - молчат
Пойдут – запоют. (Часы)
Я взглянул – и в этот миг
Человек в окне возник.
Весь чернилами измазан,
Нос распух, синяк под глазом.
Поразмыслите немножко –
Что же это за окошко? (Зеркало)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
Белая кошка лезет в окошко. (Солнечный свет)
Ты от нее - она за тобой,
Ты к ней – она от тебя. (Тень)
Когда небо ниже земли бывает? (Когда в воде отражается)
Конь бежит,
Земля дрожит. (Гром)
Я молчу - оно молчит,
Я кричу - оно кричит,
Я хриплю - оно охрипнет,
Но всегда последним крикнет. (Эхо)
Крашеное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)
День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ. (Антенна)
Привела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало дома весело. (Электрическая лампа)
Сперва блеск, за блеском треск,
за треском плеск. (Молния, гром, дождь)
В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд)
III. Подведение итогов.
Команда, которая победила, награждается грамотой. Наиболее активные и сообразительные члены команд получают значок «Эрудит».
Учитель литературы:
Итак, мы подошли к завершению нашего мероприятия. Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания и по физике, и по литературе.
IV. Рефлексия.
Какие выводы вы для себя сделали? (Ответы учащихся).
Учитель физики: (слайды 39-40)
В заключение хочется сказать: тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством. Мы надеемся, нам удалось вас убедить в том, что физика и литература - увлекательные науки, как по отдельности, так и вместе.
Список использованной литературы
1. Беляев А.Р. «Человек - амфибия». Издательство «Омега-Пресс», 2008 г.
2.Муратов М.М. Юность Ломоносова. – М.: Гос. Изд-во Детской Литературы Министерства
Просвещения РСФСР, 1955. – 158 с.: ил.
3. Перышкин А.В., Физика 7 класс, Москва «Дрофа», 2011г.
4. Перышкин А.В., Физика 8 класс. Москва «Дрофа», 2011г.
5. Перышкин А.В., Е.М. Гутник, Физика 9 класс. Москва «Дрофа», 2009г.
6. Розе Т. В, Большой фразеологический словарь для детей», М., 2009г.
7. Щербаков Ю.В. а, Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. Издательство Москва «Глобус», 2008 г.
Электронные ресурсы
1.Витязева О.Н. Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе, физике, географии "Российскою землей рожденный…", посвященное жизни и деятельности М.В. Ломоносова / Медведева О.В., Москаленко Э.В. . - URL: http://festival.1september.ru/articles/506362/ . Дата обращения 20.10.2015.
2.Лебедева И.В. Шкатулка качественных задач по физике . - URL: http://www.iralebedeva.ru/physic15.html. Дата обращения: 15.10.2015.
2. Елькин В.И.Занимательная физика в вопросах и ответах. - URL:http://elkin52.narod.ru/stix/otvet4.htm. Дата обращения 20.10.2015
2.Русские пословицы и поговорки - URL: http://vseposlovici.ru/russkie-poslovicy/