Посвящение в физики
(Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)
Цель: в интересной форме повторить, обобщить пройденный материал, развить у учащихся активность, инициативность, чувство ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, раскрыть творческие способности учащихся, привить интерес к новому предмету-физика.
Учитель. Добрый день, дорогие семиклассники. У вас сегодня необычный день, мы посвящаем в физике – вас!
В этом году вы приступили к изучению нового предмета - физики и уже готовы ко вступлению в ряды «Юных физиков» Разные люди бывают на свете: повара, доктора, школьники, актеры, строители, музыканты, – все мы работаем, учимся, – и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди. Не будь, например, учителей, ученики никогда бы не узнали много нового, интересного и любопытного о разных науках. А ведь их, наук, великое множество. История и литература, химия и биология, математика и физика! ( слайд 1,2)
И благодаря физике, мы узнаём и объясняем многие явления, происходящие в окружающей нас действительности: почему тает лёд и кипит вода, какие вещества хорошо проводят ток, а какие плохо, и многое другое, ведь только в физике соль!
Итак, посвящение можно начинать, но уверяю вас, что сегодня будет много сюрпризов. ( слайд 3)
Голос. А про нас как всегда забыли, в гости нас не пригласили.
Учитель. Кто это? Если вы в гости, то проходите, пожалуйста.
Мензурочка и Линеечка: (две одинаково одетые девочки; говорят хором и быстро).
Мы весёлые сестрички,
Есть у нас по две косички.
Я – Мензурочка,
Я – Линеечка.
Мы – простейшие физические приборы,
Имеем цену деления
Вне всякого сомнения,
Я измеряю объём,
Я – длину,
И не поймём, зачем, почему
В тёмном ящике обе живём,
Мы не танцуем, мы не поём.
Узнали о празднике, костюмы сшили
И так сюда спешили.
Учитель:
Очень хорошо, что у меня сегодня есть такие великолепные помощницы:
Умны, красивы, величавы,
Вам быть на празднике по нраву,
В работу включаемся дружно,
Сейчас это важно и нужно.
Итак, первое задание. Оно связано с единицами физических величин. Помощницы мне помогут.
– Единица давления? (Па)
– Единица плотности? (кг/м3)
– Единица длины? (м)
– Единица работы? (Дж)
Мензурочка: Ребята! А каких единиц не хватает? Какие ещё вы изучали? (кг, м3 , с, Н, м/с).
Встречаем первых гостей – команду «Единицы физических величин»
(Под музыку выходит команда из 5 человек, одетых согласно топ роли, которую исполняют)
Хором:
Мы команда «Единицы физических величин»
И нет ни у кого никакого сомнения,
Мы плохого не пожелаем,
Мы к доброму и к лучшему всех вас призываем.
Пусть шокирует вас новый наш прикид,
Главное, поверьте, не внешний вид,
А богатство внутри, а тут как не крути,
Лучших единиц измерения
Нигде вам не найти.
Разрешите представить команду.
Кг.
Я – килограмм, единица массы,
Поверьте, мне так ужасно храниться под колпаком в г.Севре
А ведь во мне очень много грамм!
Сколько, если не секрет,
Ну-ка, быстро дайте мне ответ.
Совершенно верно, но много меня и в тонне, сколько?
Молодцы!
м3.
Я – единица объёма.
Я три измерения перемножаю
И цифры большие запоминаю,
Чтоб подсчитать меня порой
Счётная машина нужна,
Может быть даже и не одна.
А если поставить меня в знаменатель,
А килограмм занести в числитель,
Получается новая единица измерения.
Скажите, какой физической величины?
Ответьте дружно мне всё вы!
Плотности конечно, вы правы!
С.
Я – секунда-невеличка,
Очень важная я птичка,
Я бегу по циферблату,
Перескакивая даты.
Стоит мне остановиться,
Не дай бог такое приснится,
Без меня сразу пропадёшь –
В другое время попадёшь.
Ответьте, дружно, сколько секунд содержит 1 час?
Правильно!
А 5 минут – ? Совершенно верно.
Н.
Ньютон, Ньютон,
Так я могуч
Я – единица измерения силы
И тем горжусь,
Во все законы я вникаю,
Наизусть их все я знаю.
У меня такой вопрос: по какой формуле рассчитывается сила тяжести?
Молодцы, дружно отвечаете.
м/с.
Как только метр с секундой поссорятся,
Так сразу по разным этажам расходятся.
Но польза от ссоры у всех на виду.
Новая единица измерения получилась, имей ввиду.
Я быстра и тороплива,
Горделива и красива,
У всех автомобилей я на устах,
Забыла про скорость я впопыхах.
Помогите осуществить перевод:
1 км/ч сколько м/с? Верно!
Мензурочка: Дорогие мои единицы измерения, чтобы я без вас делала, чтобы мы все делали без вас. Спасибо, что вы пришли к нам на праздник.
Линеечка и Мензурочка. Сейчас что-то будет,
Ветер перемен подует,
Чудеса наколдует и гостей пришлёт,
Гости непростые, учёные и немного чудные.
(выходит команда « Физические приборы)
[1 – тетушка Непогодушка]
1. Многоуважаемая публика!
Ап-чхи! Позвольте представиться!
Ап-чхи!
Хором. Мы – чудики с острова науки,
Нам не страшны любые муки,
Читаем, считаем до боли в спине
Формулы учим мы только во сне.
Законы проверяем, задачи решаем
Гипотезы выдвигаем, опыты проводим,
С неба глаз не сводим.( слайд 4)
2. Я – секундомер – прибор для измерения времени в секундах.
Есть цифры, есть деления,
Не хватает для счёта таблицы умножения.
Две стрелки есть; быстрая и не очень,
Такой компанией сейчас вас спросим:
как рассчитать время, если известна скорость и пройденный путь при
равномерном движении? Чудеса!
(У мальчика, исполняющего роль Секундомера впереди прикреплен большой циферблат со стрелкой)
3. Я – весы – прибор чудесный
И к тому же интересный.
Только скучно очень мне
стоять на полке в стороне.
Положи, дружочек, тело на правую чашку весов,
А гири поставь на левую.
Быть в работе я хочу,
Я нисколько не шучу.
Задаю такой вопрос: как рассчитать массу тела, если известна плотность и объём? Чудеса!
(У мальчика, исполняющего роль Весов, в рукава пиджака вставлена длинная палка, к концам которой крепятся металлические сетки для яиц).
I
4. Ап - чхи! Я – тетушка-Непогодушка!
Мой племянник – термометр заболел, вместо него я!
Я тоже верю в чудеса
Наукой объяснимые,
Все явления природы – мои слагаемые.
Живу на лесной опушке,
Секреты храню в кадушке,
Есть детки у меня – мухоморы,
Веселья полны и задора.
Задаю вам свой вопрос.
Хочу я к звёздам полететь,
на шапки Марса посмотреть,
А надо скорость тела изменить,
А что является этому причиной –
Вас хочу спросить?
Чудеса из чудес!
(Роль тетушки-Непогодушки исполняет мальчик)
5. Я – динамометр, друзья,
При измерении силы без меня обойтись нельзя.
Ответьте дружно на мой вопрос:
Как называют силу, с которой тело давит на опору или подвес? Чудеса!
(Мальчику, исполняющему роль Динамометра, впереди можно сделать большую шкалу и надеть боксерские перчатки)
Вместе:
Благодарим вас за внимание,
Добились от вас понимания,
Возвратимся на остров науки,
Где не страшны нам любые муки.
Науку будем изучать,
Чтоб вам знания давать
Изучайте физику, любите,
Предметом этим дорожите.
Мы собрались сегодня здесь
Соревноваться вечер весь!
Чтоб свою силу показать,
Нам надо физику всем знать!
А вам, соперники, привет!
Вы нам вопрос, мы вам- ответ!
Команда наша хоть куда!
Любой вопрос мы знаем?
( все хором) Да!
Мензурочка и Линеечка (хором). Мы тоже хотим задать вопросы.
Ребята! Слушайте внимательно,
Будет замечательно.
Наш первый конкурс!!! Разминка За верный ответ-1 балл( слайды 6-23)
1.Как называют любой предмет, изучаемый в физике? (тело)
2. Назовите устройство, с помощью которого измеряют любую физическую величину? (прибор)
3. Как определить цену деления любого прибора?
4. Мера инертности тела? (масса)
5. Как называют линию, по которой движется тело? (траектория)
6. Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел (сила)
Хором.
Вот какие молодцы!
Умники и умницы!
Берегите знания, дорожите ими.
Изучайте физику, будете большими,
По одёжке, конечно встречают,
а провожают по уму!
Учитель. Задание следующее. Давайте поговорим о физических приборах, с помощью которых измеряют физические величины. Вот, например, линейка – простейший физический прибор...
Линеечка. Слышу, обо мне говорят
И на мои деления глядят.
Что можно линейкой измерить друзья?
Длину, конечно, я существую не зря.
Мензурочка. Ещё один прибор, знакомый вам уже
Мензурка как на подбор
Идеальна в своей красе.
Что можно мензуркой измерить, скажите...
Объём, это точно, на цену деления смотрите!
Задание командам!
Одному представителю команды нужно быстро и более точно измерить объем тела. Удачи!!!
Линеечка: КОНКУРС 3 « СЛОВО В КОНВЕРТЕ» ( слайд 24)
Команды получают конверты, где находятся карточки с буквами. Из них составьте физические термины. Кто правильнее и быстрее?
А пока команды заняты, болельщики могут поразгадывать ребусы . При этом за каждый разгаданный ребус вы получаете балл и имеете право подарить его команде, за которую болеете. ( слайд 25)
Учитель. Мои помощницы мне помогли, но пойдем дальше.
Как называется прибор, служащий для измерения давления? (манометр,барометр)
Учитель: А умеете ли вы пользоваться приборами?
Конкурс « Весы» . ( слайд 26)
От команды 1 человек должен собрать и правильно взвесить тело.
Учитель:
Ну, что же, про единицы поговорили, с физическими приборами пообщались, настало время переходить к физическим опытам.
Мензурочка: Внимание! «Конкурс артистов!» . ( слайд 27)
Капитан выбирает карточку с явлением, которое нужно изобразить мимикой, жестами и т д. Другая команда должна угадать явление.Вам 3 минуты!
Линеечка: А сейчас самое интересное- физические опыты! Вот только вам нужно суметь их объяснить! ( слайд 28)
( показываются опыты, дети их объясняют)
Мензурочка: Я бы очень хотела проверить как вы знаете формулы и умеете решать задачи. Их можно найти в детских сказках.
Какой путь придется проделать Ивану Царевичу, если стрела, выпущенная из лука, летела со скоростью 72 км/ч, упала на ближайшем болоте через 150 с, где и была поймана Царевной-лягушкой. ( слайд 29)
Линеечка: Конкурс Загадок!!! ( слайд 30)
Мензурочка: Интересно, смогут ли команды разгадать кроссворд – наоборот? ( слайд 31)
Атом
Демокрит
Диффузия
Акваланг
Ломоносов
Жидкость
вещество
1. Аппарат для дыхания под водой
2. Частица, входящая в состав молекулы.
3. Одно из агрегатных состояний вещества.
4. Гениальный русский ученый-» первый русский университет»
5. Явление, в результате которого частицы вещества перемешиваются.
6. То, из чего состоит любое тело.
Командам по 2 минутки!
Давайте проверим!
1. Аппарат для дыхания под водой 4
2. Частица, входящая в состав молекулы. 1
3. Одно из агрегатных состояний вещества. 6
4. Гениальный русский ученый-» первый русский университет» 5
5. Явление, в результате которого частицы вещества перемешиваются. 7
6. То, из чего состоит любое тело. 3
7. Древнегреческий ученый- основатель учения об атомах. 2 ( слайд 32)
Линеечка: Внимание! «Черный ящик!» ( слайд 33)
Сей особенный предмет вам подскажет вмиг совет брать свой зонтик или нет ( барометр) ( слайд 34-35)
Этот маленький предмет
вам подскажет всем ответ
почему при малой силе
в стенку вдруг его вонзили! ( кнопка) ( слайд 36-37)
Мензурочка:
3.Назовите будильник времен Александра Македонского
( петух) ( слайд 38-39)
4. Назовите первый экипаж человека ( коляска) ( слайд 40-41)
Учитель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы прекрасно справились. Пусть жюри подведет итоги. Мы , заканчивая игру, дадим клятву юных физиков!
Юные ФИЗИКИ!!!
Пришло и наше время!
Теперь мы поведём физику по трудной дороге познания.
Так клянемся же:
Жечь дотла свою жизнь младую на алтаре науки,
Не жалея собственных сил, учителей
И даже оценок!
КЛЯНЁМСЯ!
Не заваливаться спать на глазах у учителя,
Дабы не получить в четверти двойку!!
КЛЯНЁМСЯ!
Свято помнить, что плоха та теория,
Что не подтверждается на практикуме!
Правильно и своевременно читать любой график,
Независимо от того, какой стороной он повёрнут!
КЛЯНЁМСЯ!
Не путать плюс с минусом, Ферма с Ферми,
Планка с Капабланкой, закон Вина с сухим законом,
Бойля с Мариоттом и Ильина с Позняком!
КЛЯНЁМСЯ!
Полностью и без потерь
Собирать урожай с квантовых полей,
Сдавать контрольные в срок,
КЛЯНЁМСЯ!
КЛЯНЁМСЯ!
КЛЯНЁМСЯ!
Жюри объявляет результат.
Всем до новых встреч!