Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10 классов, изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать ЕГЭ по физике. Программа курса учитывает цели обучения по физике учащися средней школыи соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-)как их использовать для формирования умений решать задачи по механике;
Использование алгоритмов во многом рационализирует и облегчает процесс формирования у школьников умений решать физические задачи.
Преимущество алгоритмов.
Это процесс переноса знаний на исходно, новую ситуацию, требующий определённых мыслительных навыков.
Предписания в алгоритме указывают, что надо делать, а как делать учащийся должен решать сам.
Этот метод подготавливает учащихся к решению творческих задач.
Умение научиться всем решать типовые задачи.
Применение алгоритмов помогает учащимся решать задачи, создает у них уверенность в своих силах и способностях.
Пояснительная записка. Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики. Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 35 часов(1час в неделю на 10классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.
Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10-классов (учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев). Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета сократилось с 4часов в неделю до 2часов
Задачи курса:
• развитие физической интуиции;
• приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так многие плохо справляются с решением задач.
Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе механики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:
-навыки самостоятельной работы;
-овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;
-составлять план решения,
-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения.
Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).
Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:
• разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
• подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
• тесты или контрольные работы
Образовательные результаты.
После прохождения данного курса учащиеся должны:
1.Овладеть пятью алгоритмами, соответствующим пяти разделам курса.
2.Убедиться в их пользе и овладеть методами решения задач по механике.
3.Уметь распознать класс задач и правильно подбирать алгоритм
4.Знать, сто механические слепое следование только предписаниям алгоритма не приведёт к успеху, решение не возможно без творческого подхода на их основе.
В процессе подготовки к урокам осуществляется текущий контроль при подготовке к уроку. Итоговый контроль осуществляется по окончании изучения темы в виде контрольной работы.
Литература.
В.И. Гутман, В.И. Мощанский. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе.
Г.Н. Степанова. Сборник вопросов и задач по физике.
Тематическое планирование.
№.
Тема.
Количество.
Основное содержание.
1.
Алгоритм решения задач по кинематике материальной точки.
6
Для овладения данным методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующие вопросы: понятие-система отсчёта, скорость, ускорение. Уравнения, определяющие зависимость координат и скорости от времени в равномерном и равноускоренном движениях; закон сложения скоростей.
2.
Алгоритм решения задач по динамике материальной точки.
7
Должны знать и понимать.
-)понятие силы, направление и точку приложения.
-)понятие ускорения
-) 3 закона ньютона и их сущность
-)Законы, показывающие от чего зависят силы.
3.
Алгоритм решения задач по статике.
7
Должны усвоить следующие понятия и идеи:
-)понятие силы
-)понятие о сложение сил и равнодействующей
-) понятие о плече силы и моменте силы.
4.
Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
7
Должны знать:
-) что такое импульс
-)закон сохранения импульса
5.
Алгоритм решения задач на закон сохранения механической энергии.
7
Должны знать:
-) Кинетическая энергия.
-)механическая работа.
-)Работа силы тяжести и потенциальная энергия
-) закон сохранения энергии
6.
Итоговое занятие
1
Нулевая контрольная работа по физике.( диагностическая - вводный тест) для 7 класса.
Из уравнения а=в/х найти х. Какой ответ верный:
А) х=в/а Б) х=а/х Г) х=в+а
Четыре ученика решили уравнение а=в(х-с).Какой ученик получил правильный ответ?