Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 1-4 кл.»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 17 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
РАССМОТРЕНА
ПРОВЕРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического объединения учителей
начальных классов
Заместитель директора по УВР
А.Ш.Буланкина
Директор ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани
Т.В.Фомина
Протокол № 1
от 29 августа 2022 г.
29 августа 2022 г.
Приказ № 775/ОД от 29 августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»
1-4 классы
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (экономическое направление) для 1-4 классов составлена на основе программы курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» под редакцией Ю.Корлюговой, Е.Гоппе. М.: Издательский центр «Просвещение», требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями).
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» реализуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №17 г.о. Сызрань.
Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в Плане внеурочной деятельности
Программа курса «Финансовая грамотность» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов. Реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4 классы.
Целикурса:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможностьнаучиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Результат 1-го года обучения: К концу 1 -го года обучения школьники должны знать: - что изучает экономика; - что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения; - отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги; - для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг; - что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран; - что такое маркетинг.
Должны уметь: - выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения; - пользоваться деньгами; - классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг; - определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения: К концу 2-го года обучения школьники должны знать: - выделять физиологические и духовные потребности; - виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен; - что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки; - что такое сделки и посредники; доля посредника; - для чего нужен график; виды графиков; - что такое аренда; виды аренды; - крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь: - определять по формулам, чему равен доход и прибыль; - чертить элементарные графики доходов и расходов; - отличать настоящие деньги от фальшивых; - решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения: К концу 3-го года обучения школьники должны знать: - что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки; - что такое акционерное общество, как оно создается; - почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики; - виды рекламы, правила рекламы; - как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности; - налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь: - различать качественный и некачественный товар, - чертить кривую развития экономики, - определять вид ценной бумаги, - составлять рекламный текст; - решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения: К концу 4-го года обучения школьники должны знать: – какие бывают потребности; – каковы источники удовлетворения потребностей; – почему все потребности нельзя удовлетворить; – что такое деньги; их роль в жизни человека; – что такое доходы и расходы; – где можно приобрести товары и услуги; – что такое «источники доходов»; – что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия; – о взаимоотношениях продавца и покупателя; – значение труда в удовлетворении потребностей; – о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны уметь: – анализировать свои потребности; – выделять основные и особые потребности; – определять источники удовлетворения различных потребностей; – пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов; – объяснять значение труда в удовлетворении потребностей; – совершать элементарные покупки в магазине; – анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
1класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Тема 2. Потребности (2 часа)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (6 часов)
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа)
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Тема 5. Товары и услуги (5 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Тема 6. Деньги (8 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Тема 7. Маркетинг (4 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2часа)
Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
2 класс
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
Тема 3. Торговля (12 часов)
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики (3 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Тема 5. Деньги (5 часов)
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками
Тема 7. Экономические задачи (3 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.
3 класс
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час)
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов)
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа)
Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа)
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки
Тема 5. Штрафы (1 час)
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Тема 6. Деловая этика (1 час)
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий (1 час)
Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии
Тема 8. Налоги (2 часа)
Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Тема 10. Экономические задачи (5 часов)
Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
4 класс
Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)
Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?
Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов)
На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов)
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Тематическое планирование
1 класс
№ п\п
Тема занятия
Всего часов
Введение в экономику (1 час)
1
Введение. Что изучает наука «экономика».
1
Потребности (2 часа)
2
Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность».
1
3
Какие бывают потребности?
1
Источники удовлетворения потребностей (6 часов)
4
Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?
1
5
Материальные, социальные, духовные потребности.
1
6
Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны.
1
7-8
Источники удовлетворения потребностей.
2
9
Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить?
1
Домашнее хозяйство (4 часа)
10-11
Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи.
2
12-13
Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства.