kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная программа направлена на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковичская основная общеобразовательная школа

Жуковского муниципального округа Брянской области





Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности







Номинация «Лучшая рабочая программа учебного курса по финансовой грамотности основного общего образования (5–9 класс)»







Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 5 классе.





Автор: Романова Светлана Владимировна

учитель истории и общественных дисциплин



с. Дятьковичи, 2021.

Введение

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Новизной данной программы является направленность на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением.

Цель:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Данная рабочая программа может быть использована при организации внеклассной и внеурочной деятельности.





Пояснительная записка

Нормативно – правовая база:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»"

3.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).

4. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

5. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».


Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы «Финанвая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению)

Данная программа предусматривает работу по пособию:

Липсиц, Ю. Н. , Вигдорчик, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

Направление программы – социальное.

Вид программы: авторская.


Актуальность программы.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Цель:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.


Место программы в учебном плане:

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов.

Периодичность занятий:

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 45 минут.


1 раз в 2 недели



0,5 часа в неделю




17 часов в год





Ценностные ориентиры:

Наряду с достижением предметных результатов, курс «Финансовая грамотность» будет ориентирован на развитие следующих духовно-нравственных ценностей:

     Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

    Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

    Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

 Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

 Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

 Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

 Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Формы занятий:

Учебно - теоретические

Практические

Углубленное изучение теоретических сведений

Портфолио

Рассказ учителя

Практикум

Беседа

Мини - исследования

Учебная игра

Учебные экскурсии

Презентация

Учебное проектирование

Игровые занятия

Учебный мини - проект

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Участие в конкурсах творческих работ и проектов разных уровней.

  • Участие в предметных неделях.

  • Создание портфолио каждого обучающегося.

В конце каждого полугодия в объединении проходят контрольно-зачетные занятия. Формами проведения контрольно-зачетных занятий являются:

  1. Презентация, защита мини - проектов.

  2. Тестирование по вопросам и заданиям.

  3. Устный опрос и викторина.

  4. Практическое занятие

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Содержание

Способ достижения

Формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Акции, социальные проекты

































Содержание курса внеурочной деятельности

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

•  в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;

  • осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;

  • выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

  • обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

  • приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;

  • актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

  • понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;

  • обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

  • описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

•  поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

•  самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;

•  оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

•  оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; •  самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.

Темы занятий

  1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

  2. От чего зависит благосостояние семьи.

  3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.

  4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.



МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ


Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

•  в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • называть основные источники доходов семьи;

  • составлять задачи, требующие денежных расчётов;

  • считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

  • описывать свойства предмета, играющего роль денег;

  • объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

  • называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

  • называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

  • объяснять, как формируется семейный бюджет;

  • подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

  • подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

  • объяснять, из чего могут складываться планируемые и не-предвиденные расходы семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

  • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Темы занятий

  1. Деньги: что это такое.

  2. Учебные мини-проекты «Деньги».

  3. Из чего складываются доходы семьи.

  4. Учимся считать семейные доходы.

  5. Исследуем доходы семьи.

  6. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

  7. Как появляются расходы семьи.

  8. Учимся считать семейные расходы.

  9. Исследуем расходы семьи.

  10. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

  11. Как сформировать семейный бюджет.

  12. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».

  13. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

  14. Обобщение результатов изучения модуля 1.

  15. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»



Учебно-тематический план


Номер темы

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение в курс «Финансовая грамотность»

4


1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

Мастерская портфолио

1


2

От чего зависит благосостояние семьи

Постановка учебной задачи

1


3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

Постановка учебной задачи

1


4

Учимся оценивать своё финансовое поведение

Постановка учебной задачи

1


Модуль 1. Доходы и расходы семьи

13


5

Деньги: что это такое

Практикум

1


6

Учебные мини-проекты «Деньги»

Защита проектов

1


7

Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы

Практикум

1


8

Исследуем доходы семьи

Мини-исследование

1


9

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

Защита проектов

1


10

Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы.

Практикум

1


11

Исследуем расходы семьи

Мини-исследование

1


12

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

Защита проектов

1


13

Как сформировать семейный бюджет

Практикум

1


14

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

Занятие-игра

1


15

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

Защита проектов

1


16

Обобщение результатов изучения модуля 1

Контроль знаний

1


17

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

Выставка портфолио

1


Всего

17









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Автор: Романова Светлана Владимировна

Дата: 03.01.2024

Номер свидетельства: 643534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Финансовая грамотность»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_sotsialnogo_napravleniia_fina"
    ["file_id"] => string(6) "593584"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1638727554"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для обучающихся 3,4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_dlia_o"
    ["file_id"] => string(6) "644431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1705929256"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность""
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "607936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1653415339"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность""
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "642886"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1703090343"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 1-4 кл."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_1_4_kl"
    ["file_id"] => string(6) "638958"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1698572319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства