Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность»
Рабочая программа по внеурочной деятельности “Финансовая грамотность” для 7 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Φ3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115;
Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254;
Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
-Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
Положением о рабочей программемуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 7 г. Клинцы Брянской области, утвержденным приказом по МБОУ – СОШ № 7 от 31.08.2022 года № 157
Программа разработана на один учебный год, рассчитана на 9 часов ( 1 урок в месяц).
Цели и задачи.
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Планируемые результаты освоения курса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
различать виды денег;
понимать функции денег;
понимать, из чего формируется доход семьи;
понимать виды потребностей; виды расходов семьи;
различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, социальные пособия;
объяснять, как формируется семейный бюджет;
называть регулярные и нерегулярные источники дохода;
выдвигать версии решения проблем экономики семьи, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
понимать полезность регулярного контроля расходов семьи и личных расходов;
составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей;
понимать основные задачи и принципы страхования;
соотносить вид страхования и его цель;
находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет.
поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
различать виды денежных поступлений;
понимать, при каких условиях можно одалживать деньги;
различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов;
анализировать структуру личных затрат;
решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета;
замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;
оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых проблем.
Тематическое планирование
Название раздела
Количество часов
МОДУЛЬ1. Доходы и расходы семьи
5
МОДУЛЬ2Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься
1
МОДУЛЬ3Семья и государство: как они взаимодействуют
3
ИТОГО
9
Используемая литература:
Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. КИМ «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность»,6класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность» материалы для родителей, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Интернет-источники
Cайт журнала «Семейный бюджет»http://www.7budget.ru;
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru ;
Журнал «Работа и зарплата» http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotai-zarplata ;
Портал «Профориентир. Мир профессий»http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
Сайт «Все о пособиях» http://subsidii.net/
Сайт «Все о страховании» http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php