Просмотр содержимого документа
«Финансовое поведение семьи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7 г. Бирска
Рассмотрено
на заседании Научно-методического
совета Муниципального казенного учреждения
Управление образования муниципального района
Бирский район РБ
Протокол № ____ от «____» ____________201__ г.
Председатель НМС ___________Мальцева Г.М
Утверждено
руководитель ОУ
_____________ Плотников А.А.
«___» _______ 201__г.
.
ПРОГРАММА
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЕМЬИ
2018-2019 уч. г.
1О А класс
Валиева Г.М.,
учитель истории и обществознания
Бирск - 2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна элективного курса «Финансовое поведение семьи»
Элективный курс «Финансовое поведение семьи» имеет ярко выраженную практическую направленность. В процессе освоения элективного курса десятиклассники должны получить представление о бюджетной и финансовой системах, сущности семейного бюджета, особенностях его формирования и исполнения, а также о личной роли гражданина в бюджетном процессе и возможности влияния на принятие решений о распределении бюджетных расходов. Формы подачи материала самые разные - дискуссии, аналитические задачи, деловые игры, круглые столы.
Большую эффективность показали деловые игры и уроки-практикумы. Дети учились навыкам коллективной работы, работы в группах, выделяли лидеров, исполнителей и т.д. Несмотря на сложности работы с цифровой, статистической информацией, они готовили презентации по вопросам развития муниципалитета, взаимодействия органов управления и СМИ, по реализации программы инициативного бюджетирования.
формирования и развития общеучебных и специальных (предметных) компетенций и универсальных учебных действий учащихся старшей школы.
Методика работы над элективным курсом
Главным методическим подходом при этом становится актуализация знаний и приобретенного учащимися социального и образовательного опыта. В связи с этим наибольшее значение приобретают различные виды практических занятий, деловых игр, практикумов. Все названные задачи предполагают использование, в первую очередь, технологии деятельностного подхода.
Предполагается изучение элективного курса «Финансовое поведение семьи» обучающимися 10-го класса.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Финансовая система семьи, ее основные элементы
1
1
2
Бюджет государства и семьи. Источники формирования семейного бюджета
2
1
1
3
Расходная часть семейного бюджета. Управление бюджетными расходами
2
2
4
Налоги, их роль в политике государства и семьи
2
1
1
5
Коммунальные платежи в бюджетной политике семьи
1
1
6
Семейное потребление, его структура и закономерности
2
1
1
7
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы
2
2
8
Формы сбережений граждан. Кредит и депозит
2
1
1
9
Инвестиции и инвестиционный портфель семьи
1
1
10
Финансовые пирамиды и мошеннические действия на кредитном рынке
1
1
11
Страхование как форма защиты от экономических рисков
1
1
Итого
17
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансовая система семьи, ее основные элементы. Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы.
Бюджет государства и семьи. Источники формирования семейного бюджета. Личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Расходная часть семейного бюджета. Управление бюджетными расходами.
Налоги, их роль в политике государства и семьи. Налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога,
Коммунальные платежи в бюджетной политике семьи
Семейное потребление, его структура и закономерности. Потребление, структура потребления, рациональный выбор, непроизводительное потребление, обязательные и произвольные расходы, факторы, влияющие на семейное потребление, закономерности в сфере семейного потребления, права потребителей
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Потребности, номинальные и реальные доходы, деньги, ценные бумаги, инфляция, влияние инфляции на реальные доходы, закономерности поведения во время инфляции
Формы сбережений граждан. Кредит и депозит. : банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы. депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Инвестиции и инвестиционный портфель семьи. Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.
Финансовые пирамиды и мошеннические действия на кредитном рынке. Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в Интернете, по телефону, при операциях с наличными.
Страхование как форма защиты от экономических рисков. Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты
Требования к знаниям и умениям
Предметными результатами освоения содержания программы являются в сфере:
познавательной
- представление об экономической сфере общества;
-знание отдельных научных понятий, отражающие понятия о финансовой и бюджетной системах;
-знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками доступных экономических функций;
ценностно-мотивационной
-понимание побудительной роли мотивов в экономической деятельности человека;
-знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих общественной жизни, умение применять эти нормы и правила в оценке и анализе реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами собственной жизни;
трудовой
-знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной
-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
-знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска обработки социальной информации;
-понимание языка массовой социально-политической коммуникации;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-знакомство с основными приемами и способами преодоления конфликтов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Темы проектов – «Памятка по кредитованию»
- «Памятка потребителю»
- «Влияние инфляционных процессов на семейную экономическую политику»
- «Мошенники на рынке»
Деловые игры – «Финансовый инспектор»
- «Я – покупатель»
- «Семейный бюджет: доходы и расходы»
- «Налоги и коммунальные платежи: различия и сходство»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Элективный курс «Финансовое поведение семьи» имеет ярко выраженную практическую направленность. Это является основанием для активного использования методов деятельностного подхода. В процессе изучения курса предполагается развитие навыков работы с различными источниками информации, в т. ч. использование сети Интернет. Важнейшим обучающим методом является обучение навыкам преобразования информации, в первую очередь, составление графиков, диаграмм, схем и таблиц.
Текст и его интерпретация позволяют продуктивно закреплять навыки, что важно и для формирования коммуникативных результатов деятельности обучающихся. Этому способствует их широкое применение на занятиях.
Метапредметные результаты работы включают в себя формирование умений и навыков вести диспут и дискуссию, выступать с сообщениями, презентациями и т.п.
Все методы и формы работы основаны на обязательном использовании общенаучных методов, в т.ч. сравнения, анализа, обобщения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Решитезадачи.
а) Гражданин N работает на двух работах - на одной он работает на полную ставку с окладом 40 тыс. руб., а на другой, точно такой же, на полставки. Какую сумму он получит после уплаты НДФЛ по ставке 13%?
б) Рассчитай, какую сумму земельного налога нужно заплатить если:
у гражданина имеется земельный участок в Московской области, кадастровая стоимость которого в 2015 году составляла 2 400 385руб.;
налоговая ставка для данного земельного участка установлена в размере 0,3%.
Сумма земельного налога рассчитывается как процентная доля от налоговой базы; процентная доля определяется на основе налоговой ставки; налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка.
Зайдите на сайт Федеральной налоговой службы (ФНС России) www.nalog.ruи выясните, какими полезными сервисами вы могли бы воспользоваться как налогоплательщики – физические лица и что для этого следует сделать.
На основании материалов сайта запишите в таблице, что следует сделать, чтобы узнать о наличии задолженности (переплаты) по уплате налогов, подать декларацию о доходах, узнать адрес и платежные реквизиты инспекции, заплатить налоги, записаться онлайн на прием.
Перечислите, какие услуги вы, как школьники, получаете (бесплатно либо за незначительную плату) благодаря финансированию соответствующей деятельности из бюджета.
Как узнать, на какие выплаты из бюджета могут претендовать граждане? Воспользовавшись сведениями, приведенными на официальных сайтах органов государственной власти в сети «Интернет»:
а) Кратко опишите необходимые действия при обращении по этому вопросу:
- к порталу государственных услуг :
;
- в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ):
;
- в органы социальной защиты населения:
. При ответе обращайте внимание на адреса, режимы работы
организаций, возможность получения всех сведений в электронной форме. Обсудите варианты ответа с родителями.
б) Перечислите хотя бы 3 выплаты либо иные льготы и права, на которые могут претендовать семьи с детьми, проживающие в вашем субъекте Российской Федерации.
Проведем параллель между бюджетом государства и личным бюджетом. Представим, что родители олицетворяют Российскую Федерацию, а школьник – субъект Российской Федерации.
Родители дают школьнику деньги – межбюджетные трансферты: 1. дотации;
2. субсидии;
3. субвенции.
В таблице ниже перечислены варианты предоставления средств школьнику родителями. Классифицируйте их, указав в таблице название соответствующей формы межбюджетного трансферта
Вариант предоставления средств школьнику родителями
К какой форме межбюджетных трансфертов егоможно отнести
Родители дали школьнику деньги на любые расходы (на «карманные расходы»)
Школьнику дали деньги, чтобы купить продуктов (по списку) для всей семьи
Родители добавили своих денег к собственным накоплениям школьника – чтобы он смог купить компьютер
Родители поручили школьнику оплатить квартиру и дали необходимую для этого сумму денег
Родители дали школьнику денег на завтраки (обеды) в школе
Родители ежемесячно дают школьнику безо всяких условий 1 тыс.рублей
Родители дали школьнику денег, чтобы он оплатил свои занятия в спортивной школе
Родители дали школьнику денег, чтобы он оплатил занятия в спортивной школе своего младшего брата