Вид деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Оборудование:
спиртовка,
пробирки,
зажим,
стакан с водой,
лед,
сера,
железо.
Структура урока:
1. Опрос
2. Изучение нового материала
3. Гимнастика
4. Д/з
5. Закрепление
6. Вывод
7. Оценки за урок.
Ход урока
1. Организационный момент
Тест «Настроение» 3 смайлика.
Розовый,желтый ,зеленый
2. Актуализация знаний
- Что такое вещество?
- Какие бывают вещества?
- Приведите примеры простых и сложных веществ.
3. Проверка знаний
1 вариант (выберите правильное утверждение)
Тела живой природы образованы неорганическими веществами.
Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.
Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.
Тела неживой природы образованы неорганическими веществами.
Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.
Вода – это простое вещество.
Кислород, азот, водород – это неорганические вещества.
Озон – это простое вещество.
Изменение формы, размеров и объема тела называют диффузией.
Молекулы постоянно находятся в движении.
2 вариант (тест)
1. Вещество – это:
а) капля росы б) мяч в) вода
2. Твердые тела способны:
а) сохранять форму б) сохранять объем в) сохранять и форму, и объем
3. Жидкости способны:
а) сохранять форму и объем б) сохранять объем в) сохранять форму
4. Изменения формы, размеров и объема тела называют:
а) упругостью б) деформацией в) пластичностью
5. Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел восстанавливать их после прекращения действия, называют:
а) деформацией б) упругостью в) пластичностью
6. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют:
а) сложным б) простым в) органическим
7. Тела неживой природы образованы веществами:
а) простыми б) неорганическими в) сложными
8. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют:
а) органическим б) неорганическим в) сложным
3.Работа с доской.
4. Изучение нового материала.Запись в тетрадь.
учитель сообщает тему и цель урока, предлагает учащимся выделить в названии темы знакомые и незнакомые термины (явление — процесс изменения каких-либо характеристик тел и веществ).
На каждой парте лист бумаги с перечислениями явлений природы:
Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, прочтите.
Что за процессы там у вас перечислены?
Верно, все это явления природы. Они отличаются друг от друга? Чем отличаются? (происхождением)
Явления:
биологические
физические
химические
С биологическими явлениями мы познакомимся более подробно позже.
Домашнее задание №40 пересказ,нарисовать рисунок физических и химических явлений, творческое задание.
Сегодня рассмотрим физические и химические явления.
Звучит звук.
Видеоролик испарение.
Если провести Опыт: кусочек льда нагревается. Что происходит со льдом?
Продолжаем нагревание. Что происходит? Если долго нагревать что произойдет?
Вывод: в процессе нагревания твердое вещество превращается в жидкое, жидкое – в пар.
Вода осталась тем же веществом , но изменяется ее состояние.
На информационном листе рисунок испарения.
. К какому виду явления относится этот процесс? Также звук это физическое явление.
Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.(Запись в тетрадь).
Какой пример физического явления можете привести вы?
(изменение осадков по сезонам года, изменение формы алюминиевой проволоки под ударом молотка и т. д.)
Примеры : фен включенный, камертон, фонарь
Сообщение учащегося о химических лабораториях. Софья
При работе с химическими веществами необходимо соблюдать правила безопасности
У вас было домашнее задание нарисовать или описать явления.
1 учащийся: Пользуясь сведениями из биологии, вы знаете, что в клубнях картофеля содержится крахмал, который образуется в листьях на свету, а затем откладываются в клубнях. Если взять разрезать этот клубень и капнуть на срез настойку йода, то бурый цвет йода превратится в синий. Произошло это потому, что между крахмалом и йодом произошла реакция, и образовалось новое вещество синего цвета, (демонстрирует опыт).
- Хорошо, молодец, садись.
- Ребята, как вы думаете, о каком явлении рассказал ученик?
Учащиеся: Речь шла о химическом явлении.
- А ты как думаешь?
- Правильно, это химическое явление.
Кто еще приготовился?
2 учащийся: Собрались мы как-то с мамой напечь блинчиков. Для этого взяли молоко, муку, сахар, соль. Мама насыпает в чайную ложку питьевую соду и капают туда столовый уксус. И что мы наблюдаем?! Эта смесь “закипает”! Это в результате реакции выделяется углекислый газ. “ Зачем ты это делаешь? - спросила я у мамы. Оказывается, если эта смесь попадает в тесто, блинчики становятся “воздушными” и вкусными. После урока могу поделиться с вами своим фирменным рецептом.
- Молодец, хорошо, садись.
- Ребята, а о каком явлении здесь шла речь?
Учащиеся: Речь шла опять о химическом явлении.
- Ещё кто как думает?
- Молодцы, хорошо ребята, правильно ответили.
.
Видеоролик. (Вулкан).Это химическое явление.
Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.Запись в тетрадь.
Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них электрическим током, сильным давлением и др..
Какие примеры химических явлений можете привести вы?
(получение металлов из руд, дубление кожи и т. д.)
Где происходят химические явления? В окружающей природе.
Так же химические реакции протекают в живых организмах. Благодаря им организмы живут, питаются, движутся, растут.
Видеоролик о химических явлениях.
Вывод.
В результате физического явления новое вещество не образуется, меняется только агрегатное состояние или форма вещества. В результате химического явления образуется одно или несколько новых веществ.
Физминутка с человечком.
Закрепление.Проверь себя.
Разделить по столбикам.
Рефлексия. Смайлик.
Оценки за урок.
Итоги урока.
Дополнение: опрос на доске.
Заполнение схемы 5.
Физические явления
Химические явления
Сходство
происходят какие-либо изменения
Различия
Может изменяться:
агрегатное состояние вещества;
форма тела;
местоположение тела
и др. физические характеристики, но не изменяется само вещество
Изменяется само вещество
1 вариант (выберите правильное утверждение)
Тела живой природы образованы неорганическими веществами.
Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.
Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.
Тела неживой природы образованы неорганическими веществами.
Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.
Вода – это простое вещество.
Кислород, азот, водород – это неорганические вещества.
Озон – это простое вещество.
Изменение формы, размеров и объема тела называют диффузией.
Молекулы постоянно находятся в движении.
2 вариант (тест)
1. Вещество – это:
а) капля росы б) мяч в) вода
2. Твердые тела способны:
а) сохранять форму б) сохранять объем в) сохранять и форму, и объем
3. Жидкости способны:
а) сохранять форму и объем б) сохранять объем в) сохранять форму
4. Изменения формы, размеров и объема тела называют:
а) упругостью б) деформацией в) пластичностью
5. Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел восстанавливать их после прекращения действия, называют:
а) деформацией б) упругостью в) пластичностью
6. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют:
а) сложным б) простым в) органическим
7. Тела неживой природы образованы веществами:
а) простыми б) неорганическими в) сложными
8. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют:
а) органическим б) неорганическим в) сложным
Информационный лист.
Тема : В мире физических и химических явлений.
Цель: Продолжить изучать тему строение и свойства вещества.
Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.(Запись в тетрадь).
Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.
Вывод: Физические и химические явления очень разнообразны и имеют огромное значение для человека.
Физические явления
Химические явления
Сходство
происходят какие-либо изменения
Различия
Может изменяться:
агрегатное состояние вещества;
форма тела;
местоположение тела
и др. физические характеристики, но не изменяется само вещество