1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности. 2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. 3. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции. 4. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в группах, формулировать и задавать вопросы, умения анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное. 5. Обучить учащихся навыкам работы с нормативно-правовой базой, научной и учебной литературой; умению формулировать определение понятия собственными словами. 6. Вместе с учащимися сформулировать определение понятия «правоохранительные органы»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Правоохранительные органы»»
КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию 9 класс по теме «Правоохранительные органы» Тип урока - открытие нового знания Формы урока - фронтальная работа, работа в группах, игровые приемы Цель урока: 1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности. 2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. 3. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции. 4. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в группах, формулировать и задавать вопросы, умения анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное. 5. Обучить учащихся навыкам работы с нормативно-правовой базой, научной и учебной литературой; умению формулировать определение понятия собственными словами. 6. Вместе с учащимися сформулировать определение понятия «правоохранительные органы»
410 0
Содержимое разработки
КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию 9 класс по теме «Правоохранительные органы»
Тип урока - открытие нового знания
Формы урока - фронтальная работа, работа в группах, игровые приемы
Цель урока:
Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.
Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.
Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции.
Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в группах, формулировать и задавать вопросы, умения анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное.
Обучить учащихся навыкам работы с нормативно-правовой базой, научной и учебной литературой; умению формулировать определение понятия собственными словами.
Вместе с учащимися сформулировать определение понятия «правоохранительные органы»
Оборудование : мультимедийная установка, ИКТ – ресурсы.
Ход урока:
Организационный момент : Приветствие. Здравствуйте! Присаживайтесь!
Опрос: Вашим домашним заданием был параграф 10.
1. Для начала давайте вспомним, что такое юридическая ответственность? ( Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение)
2. Перечислите мне виды юридической ответственности, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Уголовная; Гражданская; Административная; Дисциплинарная; Материальная.
3. Сейчас мы с вами закрепим полученные знания на практике.
Каждый из вас приводит по одному примеру правонарушения. И объясняет, к какому виду юридической ответственности он будет относиться.
4. На прошлом уроке мы познакомились с новым для вас понятием, как презумпция невинности. Что же это такое?
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель : Ребята несколько уроков назад мы начали изучать с вами 2-ю главу учебника «Право , которая включает в себя достаточное количество правовой информации, а на предыдущих уроках нами были изучены темы «Правоотношения и юридическая ответственность».
Исходя из этого, группе учеников нашего класса было дано задание, провести исследование в виде социологического опроса, предметом изучения которого являлось решение проблемных ситуаций в сфере правовых отношений.
Участникам исследования были предложены жизненные ситуации, в которых нужно было принять собственное решение. Респондентам задавались следующие вопросы.
Вопросы родителям:
1.Представьте себе такую ситуацию. Вам предстоит разрешить имущественный спор с соседями о возмещении расходов на ремонт испорченной двери вашего дома ( или квартиры) . Куда вы обратитесь в данной ситуации?
2. Куда вы обратитесь для передачи в наследство вашему сыну ( дочери) квартиры, оставленной бабушкой?
3. Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером деньги с банкомата, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите? Куда обратитесь?
Вопросы ученикам:
1.Представьте себе такую ситуацию. Соседи повредили дверь вашего дома ( или квартиры) куда вашим родителям нужно обратиться в данной ситуации , чтобы соседи возместили расходы на ремонт ?
2.Вам бабушка в наследство оставила трехкомнатную квартиру. Куда ваши родители должны обратиться , чтобы оформить переданную квартиру?
3.Представьте себе , что с вами произошла такая история, гуляя вечером, вы нашли банковскую карту. Как вы поступите? Куда вы обратитесь?
****Куда предпочитают обращаться большинство граждан, если возникают проблемы? Как же отвечали участники исследования? ( выступление учеников , проводивших опрос)
Учитель:Давайте прокомментируем полученный результат,куда большинство граждан предпочли обратиться в сложившихся ситуациях?
Ученик: Большинство опрашиваемых предпочли обратиться в суд и полицию, адвокатуру, а также нотариат.
Учитель: Давайте подумаем, что объединяет все эти учреждения?
Ученик: Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в сфере правоотношений.
Учитель: Как называются все эти учреждения?
Ученик: Правоохранительные органы.
Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Ученик: Правоохранительные органы.
Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Правоохранительные органы»
2. Актуализация знаний.
Учитель:Первое знакомство с правоохранительными органами вы осуществляли в 7 классе. Давайте вспомним, какие правоохранительные органы вами были изучены? (учащиеся называют)
Слайд 6. (Виды правоохранительных органов)
Учитель: А что бы вы ещё хотели узнать сегодня на уроке? Каких знаний вам недостаточно по теме «Правоохранительные органы»?
(Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируя учебную задачу урока.)
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: Молодцы ребята! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока. Нам с вами действительно предстоит:
Слайд 7.
1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.
2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.
4.Этап открытия новых знаний.
Учитель: Для того, чтобы нам ответить на поставленные вопросы сегодня мы будем работать с таблицей «Функции правоохранительных органов»
Слайд 8. «Функции правоохранительных органов»
Правоохранительный
орган
Функции
Требования
Полиция
Суд
Прокуратура
Адвокатура
Нотариат
Учитель: Из исследования мы увидели, что из всех правоохранительных органов наибольшей популярностью среди населения, пользуется «Полиция».
Поэтому первым начнём изучать именно этот правоохранительный орган. Определим функции и полномочия полиции. А поможет в этом вам работа с нормативно-правовым актом. Закон «О полиции», принятый 7 февраля 2011 года и вступивший в действие с 1 марта 2011 года. Этот документ внес существенные изменения в ряд аспектов правоохранительной деятельности. Чтобы сделать процесс знакомства с новым законом как можно более простым для населения, была подготовлена специальная памятка, разъясняющая основные положения закона в части взаимодействия полиции и граждан.
В ходе изучения документа , вы должны будете ответить на предложенные вопросы
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ
Федеральный закон "О полиции"
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам , общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Задание: Какие задачи стоят перед полицией?
Статья 19. Прием и увольнение сотрудников полиции
На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет.
Прием граждан на службу осуществляется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования
Кандидаты на службу должны владеть государственным языком Российской Федерации, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Не принимают на службу в полицию лиц с судимостью, имеющих осужденных родственников, владельцев собственного бизнеса и лиц, не готовых работать с государственной тайной.
Даже если гражданин не имеет судимости, но многократно привлекался к административной ответственности.
Задание Кто может стать сотрудником полиции? (после изучения документа дети отвечают на вопросы)
Учитель: А теперь сделайте вывод на основании вышесказанного, в чём же заключаются основные функции современной полиции? ( дети называют функции)
Слайд 9. Заполняют 1 графу таблицы.
Учитель: Чтобы изучить полномочия оставшихся правоохранительных органов, нашу работу мы организуем следующим образом. По группам.
1 группа (1 ряд) – будут работать с учебником, познакомятся с материалом «Суд». Ваша задача - выявить функции и требования.
Слайд 10. 2 группа (2 ряд) – будут работать с извлечениями из федерального закона «О прокуратуре РФ» и определят функции этого органа и требования.
Слайд 11. 3 группа (3 ряд) – будут работать с учебником, на странице 93-94 изучат деятельность адвокатуры.
Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Она не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова: адвокат не может применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона.
Какую же юридическую помощь оказывают адвокаты? Они дают консультации и справки по правовым вопросам; составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.
Слайд 12. ( от каждой группы один отвечающий, в это время все записывают в схему, сопровождается показом слайдов)
Учитель:
-Что общего у всех правоохранительных органов? (они защищают закон и правопорядок)
- На основании чего действуют правоохранительные органы? (на основании закона)
Итак, пришло время сформулировать определение.
*****Что такое правоохранительные органы?
Правоохранительные органы – это государственные органы, действующие на основе закона, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.
IV. Первичное закрепление.
Ребята,сегоднямы познакомились с функциями правоохранительных органов. Надеюсь, если возникнет необходимость, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.
Сейчас мы это проверим. Я раздаю группам небольшие задачи, полминуты на обсуждение и слушаем ответ.
Куда следует обращаться гражданам в описанных ситуациях?
Наталья Петровна увидела в дверной глазок, что незнакомый мужчина пытается проникнуть в квартиру ее соседей.
Сотрудники полиции, позвонив в дверь квартиры, вошли в нее без разрешения хозяина, мотивируя это тем, что у них имеются данные о совершающемся в квартире преступлении. Проведя осмотр квартиры и не найдя ничего подозрительного, они удалились.
Селивановы считают, что их сосед Кондрашов построил теплицу, незаконно захватив часть их приусадебного участка, Кондрашов уверен, что не нарушал границу своего землевладения.
Павел Петрович собирается оформить завещание на квартиру в пользу своей двоюродной сестры
Артуру предстоит бракоразводный процесс со сложным разделом совместно нажитого имущества и определением места жительства детей и размера алиментов на их содержание.
В газете были опубликованы ложные факты, очерняющие деятельность крупной компании.
Подготовка к ОГЭ
Проверочный тест «Правоохранительные органы»
1. Надзор за исполнением законов относится к функциям
1) суда 2) прокуратуры 3) милиции 4) нотариуса
2. Гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и юридический стаж 5 лет может стать
6. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
7. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается 1) Президентом РФ 2) Советом Федерации РФ 3) Государственной Думой РФ 4) Конституционным Судом РФ 8. Адвокатура относится к: 1.Государственным правоохранительным органам 2.Негосударственным правоохранительным органам
9. Установите соответствие между правоохранительными органами и их задачами :
А) предупреждение и пресечение преступлений
Б) представление интересов обвиняемого В) осуществление надзора за исполнением законов
Г) охрана общественного порядка
Д) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера
прокуратура
адвокатура
полиция
10. В государстве Z существует правовой механизм защиты прав человека. Сравните прокуратуру и адвокатуру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1)Участие в судебном разбирательстве 2) Проведение юридических консультаций 3) Отстаивание интересов граждан 4) Статус государственного органа
Черты сходства
Черты отличия
Ответы:
1-2
2-1
3-2
4-1
5- 4
6-2
7-2
8-2
9-32132
10-1324
Учитель: Все граждане нуждаются в защите со стороны правоохранительных органов. Но больше всего в этом нуждаются дети. Как вы думаете почему?
Ученик. Потому что взрослые могут сами себя защитить. Они знают законы, знают свои права. Детям приходится сложнее ещё и потому, что они несовершеннолетние. Их действительно нужно защищать.
Учитель: О том, как правильно себя вести с сотрудниками правоохранительных органов в определенных ситуациях, вы познакомитесь из памяток, которые я вам сейчас раздам вам. Давайте с ней познакомимся и прокомментируем
Слайд 13.
Памятка для несовершеннолетнего.
Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.
1.Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.
2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.
3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.
4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.
5. Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.
5. Рефлексия
Учитель: Исходя из тех знаний, которые вы открыли сегодня на уроке, давайте сделаем вывод. Что такое правоохранительные органы? (дети отвечают)
Учитель:А теперь давайте вернёмся к нашей поставленной учебной цели.
1. Познакомились ли мы с правоохранительными органами, их функциями, целями их деятельности, требованиями, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов Ученики отвечают – да.
2. Ответили ли мы на проблемный вопрос? Усвоили ли вы теперь, что правоохранительные органы выполняют важные функции? Какие?
3. На все ли пункты совместно составленного плана найдены ответы. Ученики отвечают – на все
Учитель предлагает произвести оценку урока способом творческой рефлексии, ответить на рефлексивные вопросы в виде составления синквейна: «Синквейн» Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Учитель: Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю оценить собственную деятельность на уроке.
Продолжите предложения:
Мне больше всего удалось…….
Своей работой на уроке я………
Материал урока заставлял задуматься над чем……….
Я научился………
Сегодня на уроке я смог……….
Урок для жизни мне дал………..
Учитель: Предлагаю произвести оценку урока способом творческой рефлексии, ответить на рефлексивные вопросы в виде составления синквейна: «Синквейн» Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
8. Итог урока. Оценки.
Учитель: Сегодня на уроке меня порадовали………………………………………………………………………………, поэтому я им поставлю оценки.
9. Домашнее задание. Вы, дети, сегодня хорошо поработали. Но ещё раз поработайте с параграфом 11. И привлекая дополнительный материал, используя алгоритм работы с таблицей, заполните таблицу «Нотариат»
Учитель: Я рада, что у нас на уроке поприсутствовали гости. В заключении хочу сказать что не всё порой зависит от полиции. Многое зависит от вас и ваших родителей.