КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию в 8 классе
«Правоохранительные органы»
Цель: Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями.
Задачи:
- формировать у учащихся представления о системе правоохранительных органов Российской Федерации;
- развивать навыки использования правовой терминологии;
- воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.
Словарь: Прокуратура, таможня, следственный комитет.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока:
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1Организационный момент
Цель организационного момента:
настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока.
- Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно, спины выпрямите, руки положите перед собой, ноги поставьте вместе.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Праволандию, совершим обход ее границ, познакомимся с теми, кто охраняет Праволандию.
Слайд №1
Но сначала давайте выясним, что это за страна Праволандия, может быть мы с ней уже знакомы? Населяют эту страну не люди, а законы. И все жители этой страны, то есть законы подчиняются королю Право и королеве Конституции.
Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.
Смотрят слайд№1.
2Опрос учащихся по ранее изученному материалу
Цель повторения:
выявление уровня знаний учащихся по раннее изученному, подготовка к восприятию нового материала
Чтобы попасть в страну Праволандию необходимо купить билеты. А купить их можно только с помощью знаний об этой чудесной стране и ее жителях.
Давайте вспомним, что мы о них знаем.
У каждого из вас на столе лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. На слайде будет высвечиваться вопрос и три варианта ответа. Ваша задача поднять карточку с правильным вариантом.
Тем учащимся, которые будут правильно отвечать на вопросы, я буду выдавать чеки достоинством 1 балл. И те, кто наберет 3 и более чеков получат билет в Праволандию
Слайд № 2
1. Нормы, которые государство в письменном виде закрепляет в законах называются:
- нормами морали
- нормами права
- нормами поведения.
Слайд №3
2. Что не является признаком права:
- за нарушение права всегда наступает юридическая ответственность;
- правило, записанное в любом законе, и есть право;
- с помощью права можно сделать людей счастливыми.
Слайд №4
3. Основной закон государства это:
- Конституция;
- Декларация;
- Конвенция.
Слайд №5
4. Какой ветви власти не бывает:
- Законодательной;
- Исполнительной;
- Судебно-исполнительной.
Слайд №6
5. Что чему подчиняется?
- Конституция России подчиняется законам России;
- Международные законы подчиняются Конституции России;
- Конституция РФ подчиняется международным законам.
Вывод:
Молодцы! Вы правильно ответили на все задания и получили билеты в Праволандию.
Учащиеся поднимают карточки с правильными ответами
Правильный ответ: №2
Правильный ответ: №3
Правильный ответ: №1
Правильный ответ: №3
Правильный ответ: №3
Учащиеся получают билеты.
3Изучение нового учебного материала.
Цель изучения нового материала: Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями.
Скажите, ребята, законы нуждаются в защите? Что значит, по-вашему, защищать закон?
Действительно законы нуждаются в защите. Нужен специальные органы и службы, которые будут охранять права жителей и следить за тем, чтобы никто не нарушал законы. Для этого в Праволандии существуют службы охраны. Их основная задача – защита короля Право, королевы Конституции и жителей страны – законов. Сегодня,во время нашего путешествия мы как раз и познакомимся с этими органами и службами. Они так и называются правоохранительные органы.
Итак, тема урока «Правоохранительные органы»
Слайд №7
Цель нашего урока -познакомиться с правоохранительными органами государства, узнать их основные функции.
Как вы думаете какие организации можно отнести к правоохранительным органам?
Хорошо, а сейчас мы начнем наше путешествие и узнаем так ли это.
Слайд №8
Посмотрите на карту страны Праволандии. По всей границе находятся службы охраны Праволандии. Сейчас они закрыты. Во время нашего путешествия мы открывать каждую службу и знакомится с ее основными функциями
Чтобы открыть первую службу охраны Праволандии давайте разгадаем небольшой ребус. Слайд №9
На доске высвечивается алфавит в котором каждой букве соответствует своя цифра. (приложение 1).
Получилось слово «Прокуратура».
Основная задача прокуратуры – следить за исполнением законов государства, не допускать неисполнение законов или ненадлежащее исполнение законов. Во время судебного процесса прокуратура является представителем государства и выступает от его имени.
Слайд №10
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, выступает от имени государства в судебном процессе.
Слайд №11
Служба №2. Сотрудники этой службы стоят на страже только одной отрасли права – права уголовного. Они осуществляют расследование уголовных преступлений, находят виновных, собирают доказательства их вины и передают полученные сведения в суд. Называется этот правоохранительный орган – Следственный комитет.
Слайд №12
Следственный комитет осуществляет следственные действия в рамках уголовного права.
Слайд №13
Служба №3. Эта служба пресекает преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, борется с терроризмом, шпионажем. Сокращенно она называется ФСБ. Кто сможет расшифровать ее название?
Правильно, Федеральная служба безопасности.
Слайд №14
Федеральная служба безопасности (ФСБ) - борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства.
Учащиеся с места дают ответ:
Закон нужно защищать. Защищать закон – это значит следить за выполнением правовых норм, прописанных в этом законе, не допускать их нарушения.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь
Учащиеся дают ответы, учитель записывает их на доске.
Учащиеся получают табличку с цифрами, составляют слово из полученных цифр, используя таблицу на доске.
Учащиеся делают запись в тетрадь
Учащиеся делают запись в тетрадь
Учащиеся делают запись в тетрадь
4Физкультминутка.
Наша экскурсия продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать. Давайте послушаем песню охраны короля Правои потанцуем.
Слайд №15
(Звучит песенка «Ох рано встает охрана»).
Почетна и завидна наша роль, (расправить спину, плечи)
Да наша роль, да наша роль, да наша роль, (поднять подбородок, повороты головы влево - вправо)
Не может без охранников король. (пожимание плечами)
Когда идём, дрожит кругом земля, (ходьба на месте)
Всегда мы подле, подле короля. (шаг в сторону и обратно)
Ох, рано встает охрана. (медленное потягивание рук вверх)
Если близко воробей, мы готовим пушку. (неглубокие приседания с поворотом туловища)
Если муха, муху бей, (потряхивание рук и медленный их подъем на уровень груди) взять её на мушку. (хлопок ладонями)Учащиеся встают из-за парт, повторяют под музыку вслед за учителем движения
5Продолжение изучения новой темы
Присаживайтесь на свои места, продолжим наше путешествие.
Слайд №16
Служба №4. Название этой службы вы наверняка знаете. Давайте разгадаем ребус (приложение 2).
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Слайд №17
Полиция следит за соблюдением общественного порядка, борется с правонарушениями.
Слайд №18
Служба №5. Все люди и вещи, которые перемещаются через границы государств сталкиваются с этой службой. Эта служба следит за тем чтобы те кто пересекают границу не нарушали законы, а так же за тем, чтобы из-за границы в страну не попали запрещенные или неправильно оформленные товары. Эта служба называется таможня.
Слайд №19
Таможня следит за законностью перемещений товаров и лиц через границу.
Слайд №20
Служба №6Чтобы узнать название этой службы отгадайте ребус Слайд №21(приложение 3)
Правильно, суд. Суд является единственным органом имеющим право признать человека виновным в совершении преступления и назначить наказание. Суд защищает Конституцию, права, свободы и законные интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций.
Слайд№22
Суд осуществляет правосудие.
Учащиеся получают карточки с ребусом
Правильный ответ: полиция.
Учащиеся делают запись в тетрадь
Учащиеся делают запись в тетрадь
Учащиеся отгадывают ребус.
Правильный ответ: суд.
Учащиеся делают запись в тетрадь
6Закрепление учебного материала
Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала.
Слайд №23
Итак, ребята. Сегодня мы с вами познакомились с правоохранительными органами. Их много каждый из них осуществляет свои определенные функции. Но что же их всех объединяет? Давайте вместе сформулируем определение, что же такое правоохранительные органы.
Слайд №24
Правоохранительные органы - это органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.
А теперь давайте сравним список служб, который мы составили в начале урока с тем, что мы узнали на уроке.
А теперь давайте проверим ваши знания. На слайде будет написано определение, чем занимается служба, но не указано какая именно. Ваша задача назвать службу. За правильные ответы вы будете получать смайлики. В конце урока мы их посчитаем, те, у кого будет больше трех смайликов, получат оценку «5».
Слайд №25
«Осуществляет правосудие»
Слайд №26
«Следит за законностью перемещениятоваров и людей через границу»
Слайд №27
Борется с терроризмом
Слайд №28
Следит за общественным порядком
Слайд №29
Осуществляет надзор за соблюдением законов
Слайд №30
Осуществляет следственные действия в рамках уголовного права.
Слайд №31
Выступает от имени государства в судебном процессе.
Слайд №32
Борется с шпионажем.
Слайд №33
Борется с правонарушениями
Теперь, ребята, посчитайте, кто, сколько смайликов заработал.
Те, у кого их больше 3 штук сегодня заработали пятерки. У кого 2 смайлика получают за работу на уроке по новой теме «4» (четверки)
Учащиеся записывают определение в тетрадь
Учащиеся анализируют, какие службы они назвали в начале, что лишнее, что не назвали, почему, о каких службах узнали только на уроке
Правильный ответ: суд.
Правильный ответ: таможня.
Правильный ответ: ФСБ.
Правильный ответ: полиция.
Правильный ответ: прокуратура.
Правильный ответ: следственный комитет.
Правильный ответ: прокуратура.
Правильный ответ: ФСБ.
Правильный ответ: полиция.
5Задание на дом
Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы и документов по теме, развивать умение применять полученные знания в практических целях
Для того чтобы вам лучше закрепить знания о правоохранительных органах на самоподготовке прочитайте записи, сделанные сегодня в тетради.
Каждый получит карточку с заданием. На самоподготовке разберите ситуацию, описанную в карточке, и определите правоохранительную службу, в которую следует обратиться в данном случае.
Так же на воспитательном часе вы просмотрите видеоролики о правоохранительных органах и обсудите увиденное.
Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
Учащиеся записывают задание на дом в дневник.
Источники:
Википедия: http://ru.wikipedia.
Карта сказочной страны: http://wizardoz.narod.ru/map_of_oz.htm
Песенка «Ох, рано встает охрана»: http://www.audiopoisk.com/track/bremenskie-muzikanti/mp3/oh-rano-vstaet-ohrana/