Урок обществознания в 9 классе с элементами профориентации. Тема: "Правоохранительные органы".
Урок обществознания в 9 классе с элементами профориентации. Тема: "Правоохранительные органы".
Актуальность данного урока заключается в повышении мотивации подростков на дальнейшее познание юриспруденции с целью самоопределения в выборе будущей профессии, адекватным способностям, желаниям личности. Данная тема урока позволяет углубить правоведческие знания, знакомит с основами профессиональной деятельности юриста. Направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников в юридической области. Данная тема может и должна заинтересовать тех, кто стремится связать своё будущее с профессией правоведа и тех, кто просто хочет повысить уровень своей правовой культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 9 классе с элементами профориентации. Тема: "Правоохранительные органы". »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7»
Районный конкурс методических разработок
«Профориентация на уроке»
Правоохранительные органы (9 класс)
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж: 26 лет
Линия УМК по обществознанию: Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова.
Тема: Правоохранительные органы
Пояснительная записка
Актуальность данного урока заключается в повышении мотивации подростков на дальнейшее познание юриспруденции с целью самоопределения в выборе будущей профессии, адекватным способностям, желаниям личности. Данная тема урока позволяет углубить правоведческие знания, знакомит с основами профессиональной деятельности юриста. Направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников в юридической области. Данная тема может и должна заинтересовать тех, кто стремится связать своё будущее с профессией правоведа и тех, кто просто хочет повысить уровень своей правовой культуры.
Тип урока - изучение нового материала
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, частично-поисковый, информационный
Данный урок позволит решить ряд задач воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков, нравственных качеств личности.
Образовательными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня воспитанности, ответственности и социальной активности учащихся
Развивающими целямиявляется формирование индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования, коммуникативности.
Согласно принципам правового обучения главными задачами стало формирование:
- углубить и расширить знания школьников о системе правоохранительных органов ;
- научить различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы;
- ознакомить школьников с простейшими видами правовых документов (заявлениями, доверенностями и т.п.);
- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка учащегося в сфере нравственно- правовых, этических отношений; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание; ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии; учет разных мнений; овладение средствами решения коммуникативных задач.
Планируемые результаты учебной деятельности учащихся:
В области предметной компетенции учащиеся овладеют правовыми понятиями, способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала, выявление причинно-следственных связей). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащегося, но помогает в выборе профессиональной траектории.
В области коммуникативной компетенции учащиеся овладеют формами проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных социально-правовых объектов и процессов).
В области социальной компетенцииучащиеся овладеют основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы. Это позволяет обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву. Цели: 1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов (суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры, милиции), цели их деятельности; выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. 2. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции. 3. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в парах, формулировать и задавать вопросы; навыков работы с нормативными документами. Умений анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное.
Исходя из этого, формируются задачи стоящие перед преподавателем:
1) предоставить учащимся необходимые общие данные по основным правоохранительным органам;
2) вместе с учащимися сформулировать определение понятию «правоохранительные органы»;
3) обучить учащихся навыкам работы с нормативно-правовой базой, научной и учебной литературой;
5) научить способности формулировать понятия собственными словами.
Данный урок важен в целях преодоления правового нигилизма в российском обществе и нивелирования негативных последствий, выраженных в атмосфере недоверия к сотрудникам правоохранительных органов; в стремлении решать конфликт не с помощью законных способов – путем обращения в правоохранительные органы и суд, а с помощью незаконных; а также общего повышения значения права. Ход урока.
1 – й шаг. Определение нового. Слово учителя:
Иногда нам приходится сталкиваться с нарушением наших прав и мы не знаем, как защититься от несправедливости; иногда нам не хватает юридических знаний и мы обращаемся за помощью к специалистам. И в первом и во втором случаях нам приходится сталкиваться с правоохранительными органами.
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
- Как вы думаете, на какие жизненные вопросы мы должны ответить, чтобы определить задачи правоохранительных органов ?
- Как вы думаете, какие цели будут сегодня на уроке?
- постановка темы и целей урока 1 слайд «Тема, цели»
3 – й шаг. Планирование действий.
- Чтобы достичь целей на уроке и понять, как ответить на эти сложные вопросы, какая форма работы будет особенно продуктивна? Почему? (работа с документами-источниками, мозговой штурм)
- Наметим план работы.
- Что нам необходимо сделать?
Выработать алгоритм поведения в трудных жизненных ситуациях, будучи в ответе не только за себя.
По ходу исследования формулировать тезисы и правила, помогающие приблизиться к решению вопросов.
Запись цепочки логических опорных сигналов на доске.
Составление синквейна 2 слайд «Правоохранительные органы» В соответствии с определением – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Сегодня нам предстоит изучить 5 видов правоохранительных органов. 3 слайд «Виды правоохранительных органов» В ходе урока вы должны будете заполнить сводную таблицу. 4 слайд «таблица»
Правоохранительный орган Закон, регулирующий деятельность. Функции Изучение основных видов правоохранительных органов начнем с изучения функций адвоката. - сообщение учащегося, - обсуждение (беседа), - работа с законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» ? какую деятельность мы называем адвокатской? ? каковы функции адвоката? ? кто может стать адвокатом? ? а кто не имеет на это права? ? как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, желающий стать адвокатом? 5 слайд «Адвокат» Следующий правоохранительный орган – суд. - сообщение учащегося - обсуждение - подведение итога исследовательской работы учащегося – обсуждение интервью с судьей - объяснение учителя (рассказ о нормативно-правовой базе и системе судов в РФ) ? каковы функции суда? ? кто может стать судьей? ? как вы считаете, какими качествами должен обладать судья? 6 слайд «Суд» Теперь настало время поговорить о полиции - сообщение учащегося - обсуждение - работа с законом «О полиции» ? какие задачи стоят перед полицией? ? какова система органов полиции в РФ? ? в чем разница функций криминальной полицией и полицией общественной безопасности? ? кто может стать сотрудником полиции? 7 слайд «Полиция» Надзор за практически всеми правоохранительными органами осуществляет прокуратура. - просмотр видеосюжета - обсуждение 8-9 слайды «Прокуратура» Продать дом или получить богатое наследство поможет нотариус. - сообщение учащегося - обсуждение - работа с документом (З-н «О нотариате») ? кто может стать нотариусом? ? каковы функции нотариуса? ? какие ограничения в деятельности нотариуса существуют? ? может ли нотариус быть частным? 10 слайд «Нотариус»
4 – й шаг. Планирование решений.
- Как вы думаете, на какие жизненные вопросы мы ответили ? Кто готов сделать выбор в пользу профессии «юрист», «адвокат», «работник полиции» ?
5 – й шаг. Планирование результата.
Решения проблемы.
- «Так как же мы решили проблему?»
Закрепление
2) тест (у каждого на парте) 1. надзор за исполнением законов относится к функциям а) суда в) прокуратуры б) милиции г) нотариуса 2. продолжите фразу: «Статус адвоката вправе приобрести лицо…» а) имеющее высшее юридическое образование б) ранее работавшее следователем в) с погашенной судимостью 3. чтобы заверить копии документов нужно обратиться а) в суд в) к начальнику б) к адвокату г) к нотариусу 4. гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юр. Образование и юр. Стаж 5 лет может стать а) судьей в) прокурором б) адвокатом г) участковым 5. в задачи милиции не входит: а) обеспечение безопасности б) вынесение приговоров в) раскрытие преступлений г) охрана общественного порядка ключ 1в, 2а, 3г, 4а, 5б
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания (домашнее задание)
- полученные знания по данной теме вы можете высказать в письменной форме (эссе) не забудьте отметить, как можно применить новые знания?