kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Что такое общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о взаимодействии человека с природной средой и проблемах их взаимодействия.

Тип урока: комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Что такое общество"»

Что такое общество (продолжение)

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о взаимодействии человека с природной средой и проблемах их взаимодействия.

Тип урока: комбинированный

Х о д у р о к а

I. Работа по теме урока.

Если вы прочтете определение понятия «общество», то обратите внимание на то, что общество – это обособившаяся от природы часть мира.

– Что значит «обособившаяся часть»?

– В чем состоит это обособление?

– Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего – без учета природных условий? Докажите.

– Докажите, что в регионах с благоприятным климатом в течение всего года (Австралия, Центральная Африка) не сформировалось ни одной самостоятельной цивилизации.

(Здесь сама природа предоставила все возможности для выживания человека и не требует от него физического и творческого напряжения. Человек приспособился к окружающей среде, условия жизнедеятельности не стимулируют его к поиску новых путей. Общество застывает в примитивных формах.)

Если мы рассмотрим регионы с суровыми природно-климатическими условиями (Крайний Север), то увидим, что общество здесь также достаточно статично и примитивно. Почему? Постоянное напряжение, обусловленное суровым арктическим климатом, не дает возможности обществу направить свои усилия на развитие производства. Жестокий диктат природы является препятствием для интенсивного развития социума.

Природный фактор определяет выбор производственной технологии общества, но не является стимулирующим фактором для развития общества. Отработанный веками тип технологии оказывает значительное воздействие на культуру общества и психофизические особенности нации.

– Какова взаимосвязь природы и общества на современном этапе?

В настоящее время, с развитием производства и международных экономических связей, зависимость общества от естественно сложившихся природных условий относительно уменьшается. Влияние человека на природу резко усилилось. Масштабы воздействия современного человека сравнивают с действием самых мощных геологических сил. Производственная деятельность человека оказывает влияние на климат. Особенность современного этапа взаимодействия общества и природы состоит в том, что вся поверхность земного шара становится полем деятельности человека, который выходит за пределы Земли, в Космос. Растет опасность неуправляемого воздействия человека на природную среду. Нарушается равновесие между различными процессами в природе.

Р а б о т а в г р у п п а х. Класс делится на две группы.

З а д а н и е. Каждая группа готовит аргументы в доказательство следующего:

1-я группа – человеческое общество – это часть природы, совершенно равноправная со всеми другими;

2-я группа – человек – «царь природы», ее господин, которому она дана в распоряжение.

З а д а н и е. прочитать дополнительный материал о проблемах взаимодействия общества с природной средой. Ответить на вопросы:

1) Чем отличается стихийное бедствие от техногенной катастрофы?

2) В чем заключаются глобальные экологические проблемы?

3) Как формируется экологическая культура личности?

(Доп. материал см. в кн.: Обществознание: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин, И. А. Галицкая, Е. С. Королькова и др. – М., 2005. – с. 28–30.)

Термин «экология» ввел немецкий биолог Эрнст Геккель (1834–1919) в 1886 г. Вначале так называли науку об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой. Постепенно сложилась социальная экология – научная дисциплина, изучающая взаимодействие общества с окружающей природной средой и разрабатывающая технологии, направленные на охрану и восстановление природы в процессе хозяйственной деятельности и иных воздействий людей на природу (антропогенных воздействий).

Экологическое отношение к природе основано не только на науке, но и на нравственных качествах человека, его совести, чувстве личной ответственности за благополучие природной среды. Оно должно формировать экологическую культуру личности – сознательную привычку бережно относиться к природе на основе понимания нашего единства с ней. Экологическая культура в промышленности выражается в развитии безотходных производств, применении замкнутых циклов использования ресурсов, когда предприятие не производит вредных выбросов, а необходимые для работы вода, воздух очищаются и возвращаются в производственный цикл.

Общество взаимодействует с природной средой во всех сферах своей жизнедеятельности. Возникающие при этом экологические проблемы, случающиеся природные бедствия можно условно разделить по двум признакам: причине их происхождения и масштабам последствий для общества.

Локальные, то есть охватывающие ограниченную территорию, природные бедствия касаются определенного поселка, города, региона или даже страны. Глобальные природные бедствия затрагивают все человечество.

Причинами природных бедствий и экологических проблем может стать не только потребительское отношение людей к природе, но и простая беспечность. Такие природные события, как лавины, сели, наводнения, сильные морозы или удары молний, можно предвидеть и подготовиться к ним, заранее предусмотреть их в развитии социальной инфраструктуры. Хуже обстоит дело с ураганами, смерчами, извержениями вулканов, землетрясениями. Однако и здесь соблюдение правил безопасности в строительстве, промышленности, на транспорте может сберечь множество жизней. Возможны и такие стихийные бедствия, противостоять которым мы еще не способны. Например, столкновение Земли с крупной кометой может погубить человечество. Но и от подобных угроз люди ищут защиту, опираясь на развитие науки и техники.

Природные бедствия искусственного происхождения и техногенные катастрофы вызваны деятельностью людей. Основное воздействие на природу оказывает хозяйственная деятельность. Главный ущерб наносят отрасли, добывающие и перерабатывающие природные ресурсы, а также химическая промышленность и энергетика. Сжигание твердого и жидкого топлив в промышленности и энергетика дают большую часть загрязнения атмосферы. В городах главный вклад в загрязнение воздуха вносят выхлопы автотранспорта. На сегодняшний день во многих местах планеты разрушена почва, уничтожены вековые леса, погублены сотни видов растений и животных. Грубые вмешательства человечества в биосферу Земли могут иметь непредсказуемые последствия, поскольку учеными изучены взаимосвязи и роль в экосистеме Земли для менее чем 1 % всех живых организмов.

Если раньше воздействие людей на природу носило локальный характер, то ныне давление человечества на земную среду является глобальным – изменяющим природные условия на планете в целом, воздействующим на все элементы ее географической оболочки. Огромные масштабы приобрело загрязнение атмосферы, внутренних вод и океанов. Почти все пресные поверхностные воды ныне непригодны для питья, хотя сотню лет назад люди безбоязненно пили воду из большинства рек и озер. Бытовой и промышленный мусор сейчас можно встретить даже посреди Тихого океана и на Северном полюсе. Глобальные экологические проблемы связаны с разрушениями в глобальных природных системах – атмосфере Земли, Мировом океане. Они являются реальной угрозой для жизни людей на всей планете.

Например, увеличение содержания в атмосфере двуокиси углерода ведет к росту ее температуры. Глобальное потепление грозит таянием полярных льдов и изменением направления океанских течений. Если атлантическое течение Гольфстрим повернет к югу, это сделает климат в странах Западной Европы намного холоднее, что заставит полностью перестраивать хозяйство. Под водой могут оказаться наиболее населенные и освоенные побережья Земли.

Стремясь обезопасить себя от ударов природы, государства создают систему метеорологических наблюдений, центры прогнозов землетрясений, спасательные службы. На международном уровне осуществляется сотрудничество в области экологии, вырабатывается международное экологическое законодательство.

Класс делится на три группы.

З а д а н и е. Прочитать дополнительный материал.

1-я группа, опираясь на имеющиеся знания, доказывает, что человек – «венец всего живущего», «шекспировский Гамлет», «принципиальная новизна в природе» (Н. Бердяев);

2-я группа объясняет, что человек – часть природы;

3-я группа доказывает, что человек – «несовершенное животное», «животное без видовой специализации».

(Доп. материал см. в кн.: Обществознание. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Лазебникова, О. О. Савельева, В. А. Литвинов и др.; под ред. А. Ю. Лазебниковой. – М., 2004. – С. 42–44.)

Человек – существо биологическое, многое в нем (и прежде всего потребности в пище, сне, отдыхе) определено именно этим непреложным фактом. Одновременно он существо социальное, приспособлен к жизни в сообществе себе подобных. У человека есть психика, включающая в себя такие субъективные (внутренне присущие ему) процессы и проявления, как восприятие, внимание, память, воображение, эмоции и т. д. Но можно ли в каждой из этих неотъемлемых сторон человеческого существования определить ту черту, которая принципиально отделяет его от остальных представителей природного мира? Ответ не столь очевиден, как кажется на первый взгляд.

Признаки «человеческого» нетрудно найти у животных. Многие виды строят себе укрытия, используют орудия труда. У животных есть различные средства коммуникации, своеобразный язык. Человекообразных обезьян удалось даже научить «говорить»: с помощью языка жестов они успешно общались с человеком, хотя их словарный запас остался совсем небольшим. Отдельные виды животных отличаются очень сложной социальной организацией, у них существует взаимопомощь, забота о себе подобных. Некоторые виды млекопитающих и птиц следуют сложным брачным ритуалам, приводящим к образованию устойчивых семейных пар. Высшие животные обладают психикой и, по некоторым научным данным, даже зачатками сознания. В чем же тогда разница? Только ли в степени развития всех этих черт? Принципиальное отличие человека от любого животного состоит в том, что животным рождаются, а человеком становятся.

Обобщив огромный материал, ученые еще в 20-х гг. XX в. пришли к выводу, что биологически человек не самое совершенное создание природы, он отнюдь не «венец творения». Совершенство животного определяется прежде всего его приспособленностью к среде. Человек же укоренен в природной среде слабо, жизнь в ней требует от человека больших усилий, он скорее пасынок природы, чем ее любимое детище. Главная причина такой биологической «ущербности» человека, по мнению многих исследователей, – слабое развитие у него инстинктов.

Инстинкт, как вы знаете из курса биологии, – это сложная, генетически обусловленная система поведения в определенных ситуациях. К примеру, маленькая рыбка колюшка в брачный сезон совершает в строгой последовательности разнообразные движения, на которые особым образом отвечает ее партнер. Такое поведение генетически запрограммировано для данного биологического вида, для всех его особей без исключения. Это и есть инстинкт. Сложные же формы человеческого поведения не являются генетически обусловленными, едиными для всего человеческого рода. Так, в отличие от колюшки, брачные ритуалы у человека меняются от страны к стране, от эпохи к эпохе. Когда же мы отдергиваем руку от горячего утюга, срабатывает не инстинкт, а рефлекс (единичная реакция, а не сложный поведенческий акт). У человека, в отличие от животного, генетически предопределены лишь границы действий, но не их конкретное содержание. Поскольку человек практически все может сделать «по-своему», некоторые специалисты ставят под вопрос само существование инстинктов у человека.

Со слабым развитием инстинктов у человека связана и другая особенность, присущая только ему. Это отсутствие видовой специализации. Животное не способно выйти за пределы своей природной поведенческой модели, ведь именно эта модель и определяет то, какими инстинктами будет «оснащен» данный биологический вид. Никакое «воспитание» не заставит тигра вести образ жизни антилопы. Тигр «специализирован» как хищник, антилопа – как травоядное. Каждый из биологических видов занимает свою, отведенную ему нишу в этом мире. Кроме человека. Человек не занимает в мире определенного, строго фиксированного положения. Он приходит в мир как комплекс возможностей. Какая из них будет реализована, какой сценарий жизни состоится, какой образ жизни будет вести человек – во многом зависит от него самого и социальных условий его существования.

«Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа, и, поставив его в центр мира, сказал: Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле или своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». Это написано в XV в. итальянским гуманистом Пико дела Мирандола.

Сознание и мышление позволяют человеку ставить цели, не заложенные в него природой, находить пути к их достижению, создавая для этого средства, не имеющиеся в природе.

Все, что попадает в поле зрения детеныша – человека или животного, – возбуждает его любопытство, требует действия по овладению этой вещью. Однако разрыв между потребностями и возможностями у ребенка больше, чем у любого другого представителя животного мира: природа наделила человеческое дитя совершенными средствами восприятия мира, но одновременно сделала его наиболее беспомощным среди всех животных.

1-я группа

1. Известный историк В. О. Ключевский приводит пример взаимозависимости характера русского народа и условий его обитания: «…природа Великороссии часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великоросский авось. В одном уверен великоросс – что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великоросское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великоросского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкая работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение осеннего и зимнего безделья».

– Как история характеризует влияние природных условий Великороссии на ход общественного развития? Почему сезон сельскохозяйственных работ называли россияне «страдой»?

2-я группа

2. Философ Н. О. Лосский в работе «Характер русского народа» писал: «Казачество возникло как результат бегства смелых предприимчивых людей, ищущих свободы от государства. Заселение севера Европейской России и Сибири совершалось в значительной мере деятельностью людей, старавшихся уйти подальше от государственной власти. Таким образом, грандиозная территория Российской империи сложилась отчасти потому, что вольнолюбивые русские люди бежали от своего государства».

– Согласны ли вы с утверждением автора, что казачество могло сформироваться только в российских условиях? Какими особенностями отличается менталитет жителей российских окраин?

3-я группа

3. Французский ученый Ж. Форст в книге «До того, как умрет природа» пишет: «Может быть, это звучит парадоксом, но самая современная проблема в области охраны природы – это защита нашего вида от нас самих».

– Прокомментируйте мнение ученого.

4-я группа

4. Выскажите ваше мнение по поводу следующих утверждений:

«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» (Ф. М. Достоевский).

«Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя» (Г. Гегель).

«По мере того, как человечество подчиняет себе природу, чело век становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости» (К. Маркс).

«Тот, кто изучает природу не через идею любви, никогда не познает ее законов» (В. Шлегель).

5-я группа

5. Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон большое внимание уделял отношениям человека с природой. Вот некоторые из его высказываний:

«Тонкость природы во много раз превосходит тонкость чувств и разума, так что все эти прекрасные созерцания, размышления, толкования – бессмысленная вещь; только нет того, кто бы это видел».

«Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может».

«Прежде всего во всех науках мы встречаем ту же ставшую обычной уловку, что создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы. И то, что недостижимо для их науки, то они объявляют невозможным и в самой природе».

– Выделите основные мысли автора?

– Сохранилась ли их актуальность сегодня? Согласны вы или нет с позицией автора?

З а д а н и е. Выскажите свое мнение:

1) Среди исследователей существует мнение, что в настоящее время человеку ограниченных умственных способностей гораздо легче комфортно устроиться в жизни, чем нашему предку с такими же способностями выжить в эпоху палеолита. Почему?

2) Рассуждая о будущем человека как вида, один антрополог писал: «Человек будущего будет иметь большую голову и меньше зубов, чем мы; его движения будут ловкими, но не сильными; он будет развиваться медленно, продолжая учиться до зрелого возраста». Что, на ваш взгляд, привело ученого к такому прогнозу? Каким вы представляете себе человека будущего?

3) Установлено, что с переходом даже к примитивному земледелию община начинала расти численно. Чем это можно объяснить?

Вопрос «Общество и культура» изучается учащимися самостоятельно. Учитель предлагает заполнить таблицу:


культуры

Влияние культуры на развитие

общества



Изучив с. 12–14 учебника, учащиеся:

а) дают определение понятию «культура»;

б) объясняют, какая существует классификация;

в) характеризуют понятие «культурные универсалии».

II. Закрепление изученного.

– Выскажите ваше мнение по поводу следующих утверждений:

1) «Человек не станет господином природы, пока он не станет господином самого себя» (Г. Гегель).

2) «Тот, кто изучает природу не через идею любви, никогда не познает ее законов» (В. Шлегель).

Домашнее задание: §1, с. 10–16 учебника.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Естествознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Что такое общество"

Автор: Омараева Шахризат Казбековна

Дата: 10.09.2020

Номер свидетельства: 557271

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Технологическая карта урока "Что такое общество?" "
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-chto-takoie-obshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "245494"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446134545"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Тема: «Что такое общество»"
    ["seo_title"] => string(27) "tema_chto_takoe_obshchestvo"
    ["file_id"] => string(6) "520474"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569154180"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что такое деньги?" , 3 класс "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-chto-takoie-dien-ghi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416747101"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Что такое общество? "
    ["seo_title"] => string(24) "chto-takoie-obshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "142596"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418318119"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Клубный час на тему: « Что такое честность»"
    ["seo_title"] => string(44) "klubnyi_chas_na_tiemu_chto_takoie_chiestnost"
    ["file_id"] => string(6) "359998"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479430790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства