Просмотр содержимого документа
«Статья " Современные уроки естествознания"»
Современные уроки естествознания.
Их особенности
Основными признаками современного урока можно назвать следующие Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М., 1990:
1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологии и педагогики.
3. Наличие многоплановых целей.
4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
5. Деятельностный подход в обучении.
6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.
7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
8. Оптимизация содержания обучения.
9. Комплексный подход к организации учебного процесса.
10. Совершенная структура урока.
11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих).
13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
14. Оперативная обратная связь.
15. Высокий, но посильный темп урока.
16. Эмоциональный подъем на уроке.
17. Наличие НОТ учителя и учащихся.
18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.
Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий. Не останавливаясь подробно на этих подходах, обратим лишь внимание на некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении той или иной классификации. Так, в одной из классификаций предлагаются наряду с другими такие типы уроков, как урок самостоятельной работы, урок ТСО (технические средства обучения), урок практической работы. В этой связи возникает вопрос: самостоятельная работа может иметь разные цели и содержание и, соответственно, может быть связана с изучением нового материала, его закреплением, его обобщением и систематизацией, контролем качества состояния образовательной подготовки учащихся, но тогда не теряется ли качественная специфика урока данного типа? Аналогичный вопрос возникает и по поводу урока ТСО и урока практической работы.
Представляется, что необходима такая классификация учебных занятий, которая реально бы отражала образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.
Напомним содержание каждого звена усвоения и определим задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективность учебного процесса.
Восприятие -- предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.
Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.
Педагогические задачи учителя:
-- актуализировать субъектный опыт учащихся;
-- новый материал давать законченными в смысловом отношении частями, блоками;
-- в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);
-- повторить содержание основного блока.
Осмысление -- предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.
В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.
Педагогические задачи учителя:
-- проанализировать с учащимися воспринятое;
-- выделить алгоритм -- строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;
-- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно, с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;
-- содействовать развитию у школьников умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
-- осуществить рефлексию познавательных действий школьников.
Запоминание -- предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.
Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.
Применение -- предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.
Педагогические задачи учителя:
-- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;
-- обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий.
-- использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.
Обобщение и систематизация -- предполагает сведение изученного в единую систему.
Педагогические задачи учителя:
-- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;
-- обеспечить формулирование учащимися философских выводов;
-- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;
Изучение логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать, что все формы организации обучения, такие как лекция, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, концерт, литературная гостиная и др.), могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости от их образовательных целей (См. Приложение 1 табл. 1). Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определить и форму его проведения.
Данные таблицы позволяют говорить о большом разнообразии форм организации образовательного процесса. В то же время каждая из названных форм в зависимости от предметных образовательных целей может быть отнесена к тому или иному выделенному нами типу учебного занятия. Так, если в качестве формы проведения учебного занятия первого типа избрана лекция, то ее логика соответствует логике учебного занятия данного типа. В случае же, если лекция проводится с целью обобщения и систематизации знаний школьников, ее логика совпадает с логикой учебного занятия по обобщению и систематизации.
В результате рассмотрения типологии учебных занятий и логики каждого типа закономерно возникает вопрос: почему в этой типологии отсутствует комбинированное учебное занятие?
На наш взгляд, каждый из представленных типов учебного занятия в своей основе является комбинированным, так как состоит из системы этапов. С другой стороны, безусловно, допускается комбинация, предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. В этой ситуации значимым является правильное с точки зрения дидактики соединение логики этих занятий. Иначе учебное занятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями.
Урок как форма организации учебной работы существует с XVII века, т. е. более 450 лет. Не удивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда.
Что же такое «хороший урок»? И что собой представляет вообще современный урок естествознания? Каковы проблемы и особенности построения уроков естествознания в начальной школе? Каким быть уроку естествознания в современной адаптивной школе? Как сделать его уроком самостоятельности и творчества?
В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни.
Попробуем проанализировать проблемы современного урока естествознания в начальной школе.
1. Первая проблема -- формирование элементарной экологической культуры, осознания взаимодействий в системе «человек -- природа -- общество» и значения природы как условия жизни людей.
2. Реализация принципов научности и экологизации, а также краеведческого аспекта через региональный компонент.
3. Решение проблемы развития детей на уроках естествознания, которая заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке. Моделирование объектов природы на деятельностной основе.
4. Использование воспитательного потенциала урока и в частности мировоззрения -- воспитание человека культуры, становление идей и основ экокультуры.
5. Проблема практической направленности обучения (проведение опытов, практических и лабораторных работ, наблюдений, экспериментов и экскурсионных занятий).
Выделим особо ценные черты уроков естествознания.
1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, способствующей развитию важнейших психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения, речи.
2. Использование творческих методов обучения (частично-поисковый, эвристический, проблемный).
3. Построение уроков естествознания на деятельностной основе, с использованием современных методов педагогического мастерства: моделирование учебного материала, активные формы обучения, личностно-ориентированный подход.
4. Активация личностных функций ребенка (мотивация, рефлексия, самоопределение, самоанализ и самооценка).
5. Реализация принципов научности и экологизации образования.
6. Формирование у учащихся единого ценностно окрашенного образа мира как дома, собственного и общего для всех людей, для всего живого.
7. Использование различных источников знаний с опорой на наглядность (схемы, рисунки, таблицы, модели и т. д.).
8. Ярко выраженный развивающий характер, практическая направленность.
При этом урок должен быть здоровье сберегающим, развивающим валеологические умения детей.
Таким образом, цель уроков естествознания -- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.