kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья " Современные уроки естествознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о современных особеностях уроков естествознания. В статье рассматириваются особености уроков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Современные уроки естествознания"»

Современные уроки естествознания.

Их особенности

Основными признаками современного урока можно назвать следующие Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М., 1990:

  • 1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.

  • 2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологии и педагогики.

  • 3. Наличие многоплановых целей.

  • 4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.

  • 5. Деятельностный подход в обучении.

  • 6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.

  • 7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.

  • 8. Оптимизация содержания обучения.

  • 9. Комплексный подход к организации учебного процесса.

  • 10. Совершенная структура урока.

  • 11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

  • 12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих).

  • 13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.

  • 14. Оперативная обратная связь.

  • 15. Высокий, но посильный темп урока.

  • 16. Эмоциональный подъем на уроке.

  • 17. Наличие НОТ учителя и учащихся.

  • 18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий. Не останавливаясь подробно на этих подходах, обратим лишь внимание на некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении той или иной классификации. Так, в одной из классификаций предлагаются наряду с другими такие типы уроков, как урок самостоятельной работы, урок ТСО (технические средства обучения), урок практической работы. В этой связи возникает вопрос: самостоятельная работа может иметь разные цели и содержание и, соответственно, может быть связана с изучением нового материала, его закреплением, его обобщением и систематизацией, контролем качества состояния образовательной подготовки учащихся, но тогда не теряется ли качественная специфика урока данного типа? Аналогичный вопрос возникает и по поводу урока ТСО и урока практической работы.

Представляется, что необходима такая классификация учебных занятий, которая реально бы отражала образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.

Напомним содержание каждого звена усвоения и определим задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективность учебного процесса.

Восприятие -- предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.

Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.

Педагогические задачи учителя:

  • -- актуализировать субъектный опыт учащихся;

  • -- новый материал давать законченными в смысловом отношении частями, блоками;

  • -- в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);

  • -- повторить содержание основного блока.

Осмысление -- предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.

В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.

Педагогические задачи учителя:

  • -- проанализировать с учащимися воспринятое;

  • -- выделить алгоритм -- строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;

  • -- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно, с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;

  • -- содействовать развитию у школьников умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;

  • -- осуществить рефлексию познавательных действий школьников.

Запоминание -- предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.

Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.

-- выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.

Применение -- предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.

Педагогические задачи учителя:

  • -- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

  • -- обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий.

  • -- использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

Обобщение и систематизация -- предполагает сведение изученного в единую систему.

Педагогические задачи учителя:

  • -- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;

  • -- обеспечить формулирование учащимися философских выводов;

  • -- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;

Изучение логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать, что все формы организации обучения, такие как лекция, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, концерт, литературная гостиная и др.), могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости от их образовательных целей (См. Приложение 1 табл. 1). Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определить и форму его проведения.

Данные таблицы позволяют говорить о большом разнообразии форм организации образовательного процесса. В то же время каждая из названных форм в зависимости от предметных образовательных целей может быть отнесена к тому или иному выделенному нами типу учебного занятия. Так, если в качестве формы проведения учебного занятия первого типа избрана лекция, то ее логика соответствует логике учебного занятия данного типа. В случае же, если лекция проводится с целью обобщения и систематизации знаний школьников, ее логика совпадает с логикой учебного занятия по обобщению и систематизации.

В результате рассмотрения типологии учебных занятий и логики каждого типа закономерно возникает вопрос: почему в этой типологии отсутствует комбинированное учебное занятие?

На наш взгляд, каждый из представленных типов учебного занятия в своей основе является комбинированным, так как состоит из системы этапов. С другой стороны, безусловно, допускается комбинация, предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. В этой ситуации значимым является правильное с точки зрения дидактики соединение логики этих занятий. Иначе учебное занятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями.

Урок как форма организации учебной работы существует с XVII века, т. е. более 450 лет. Не удивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда.

Что же такое «хороший урок»? И что собой представляет вообще современный урок естествознания? Каковы проблемы и особенности построения уроков естествознания в начальной школе? Каким быть уроку естествознания в современной адаптивной школе? Как сделать его уроком самостоятельности и творчества?

В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни.

Попробуем проанализировать проблемы современного урока естествознания в начальной школе.

  • 1. Первая проблема -- формирование элементарной экологической культуры, осознания взаимодействий в системе «человек -- природа -- общество» и значения природы как условия жизни людей.

  • 2. Реализация принципов научности и экологизации, а также краеведческого аспекта через региональный компонент.

  • 3. Решение проблемы развития детей на уроках естествознания, которая заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке. Моделирование объектов природы на деятельностной основе.

  • 4. Использование воспитательного потенциала урока и в частности мировоззрения -- воспитание человека культуры, становление идей и основ экокультуры.

  • 5. Проблема практической направленности обучения (проведение опытов, практических и лабораторных работ, наблюдений, экспериментов и экскурсионных занятий).

Выделим особо ценные черты уроков естествознания.

  • 1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, способствующей развитию важнейших психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения, речи.

  • 2. Использование творческих методов обучения (частично-поисковый, эвристический, проблемный).

  • 3. Построение уроков естествознания на деятельностной основе, с использованием современных методов педагогического мастерства: моделирование учебного материала, активные формы обучения, личностно-ориентированный подход.

  • 4. Активация личностных функций ребенка (мотивация, рефлексия, самоопределение, самоанализ и самооценка).

  • 5. Реализация принципов научности и экологизации образования.

  • 6. Формирование у учащихся единого ценностно окрашенного образа мира как дома, собственного и общего для всех людей, для всего живого.

  • 7. Использование различных источников знаний с опорой на наглядность (схемы, рисунки, таблицы, модели и т. д.).

  • 8. Ярко выраженный развивающий характер, практическая направленность.

При этом урок должен быть здоровье сберегающим, развивающим валеологические умения детей.

Таким образом, цель уроков естествознания -- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Естествознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья " Современные уроки естествознания"

Автор: Парманова Гулноро Захиджановна

Дата: 19.05.2021

Номер свидетельства: 580944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через урок самопознание""
    ["seo_title"] => string(71) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_urok_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483981772"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через предмет самопознание""
    ["seo_title"] => string(76) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_priedmiet_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484029551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Развитие функциональной грамотности на уроках естествознания (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-iestiestvoznaniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "217853"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433495606"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Статья  "Использование наглядно-дидактического пособия "Познавательные материалы об окружающем мире - МИР ПРИРОДЫ" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-ispol-zovaniie-naghliadno-didaktichieskogho-posobiia-poznavatiel-nyie-matierialy-ob-okruzhaiushchiem-mirie-mir-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "224595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438944729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства