Начало урока Орг. момент Время дозируется зависимо от темпа работы класса Определение темы и постановка целей урока; подготовка к восприятию нового материала |
Психологический настрой на урок с целью создания колаборативной среды – прием «Ладошка к ладошке». Учащиеся встают из-за парт, поворачиваются к соседу по парте, соприкасаясь ладонями, говорят пожелание друг другу на предстоящий урок. Деление учащихся на 4 группы, в соответствии с количеством оболочек Земли. Учащимся предлагается выбрать по одному фрагменту иллюстрации, затем, составив общую картинку, объединиться в группы. Иллюстрации предлагаются в соответствии с названием 4 сфер Земли (например, для литосферы – фотография гор, для гидросферы – фотография реки, для биосферы – фотография леса, содержащая представителей флоры и фауны, для атмосферы – фотография облаков).
После разделения на группы и размещении за столами, по одному представителю от группы приглашается к доске. На доске прикреплены 4 листа формата А4 со словами: «атмо» - «воздух»; «гидро» - «вода»; «лито» - «камень»; «био» - «жизнь» (на обратной стороне листов написаны соответствующие сферы Земли). Представителям групп предлагается выбрать слово, подходящее к собранной их группой фотографии и прокомментировать свой выбор, после чего они присаживаются на свои места вместе с выбранным словом. Затем группам предлагается перевернуть бумагу и прочитать по очереди вслух слово, написанное с обратной стороны листа («атмосфера», «биосфера», «литосфера», «гидросфера»). - Это и будет названием ваших групп. - Что общего у все этих слов? («сфера») К чему их можно отнести? (к Земле; это все что нас окружает). Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. - Перед вами, на столах, лежат маршрутные листы путешествия по географической оболочке. Сформулируйте основные задачи урока. Изучить и уметь характеризовать: 1 Строение (атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы). 2 Состав (атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы) 3 Значение (атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы). | 4 фотографии (1 фотография гор, 1 фотография реки, 1 фотография леса и 1 фотография облаков), предварительно разрезанные на части (по количеству учащихся в классе) 4 листа А4 с заранее заготовленными подписями, доска, магниты Тема урока записывается на доске Маршрутный лист для каждой из 4 групп в соответствии их тематикой |
Середина урока Работа над усвоением нового материала Физминутка Проверка усвоения нового материала |
Работа в группах Маршрутные листы для групп Задания для 1 группы – «Атмосфера» Используя текст учебника и предложенный дополнительный материал по теме, ответьте на вопросы и выполните задания: Что такое атмосфера? Как это слово переводится на русский язык? Выясните, из каких газов состоит воздух, какого газа больше. Представьте ответ в виде круговой диаграммы, указав названия, учитывая процентное соотношение газов атмосферы. Определите, какие слои атмосферы существуют и правильно подпишите их названия на схеме строения атмосферы. Раскройте значение атмосферы Используя полученные знания, презентуйте свою сферу Земли, создав постер Критерии оценки работы группы «Атмосфера»: Формулирует определение атмосферы Определяет состав атмосферы и используя полученные знания, может представить процентное соотношение газов атмосферы в виде круговой диаграммы Определяет слои атмосферы и может изобразить их в виде схемы На основе анализа полученной информации раскрывает значение атмосферы Информация на постере представлена четко и логически верно Дескрипторы Формулирует определение атмосферы Может перевести слово на русский язык Определяет, что в состав воздуха входят азот и кислород Может представить в виде круговой диаграммы что воздух на 79 % состоит из азота и на 21% из кислорода Определяет, что атмосфера состоит из тропосферы, стратосферы, мезосферы и термосферы. Может схематично изобразить последовательность 4 слоев атмосферы Проанализировав прочитанный текст, может раскрыть значение атмосферы для жизни на Земле Информация на постере представлена точно и кратко Информация представлена логически верно Задания для 2 группы – «Гидросфера» Используя текст учебника и предложенный дополнительный материал по теме, ответьте на вопросы и выполните задания: Что такое гидросфера? Как это слово переводится на русский язык? Определите состав гидросферы, ответ представьте в виде схемы. Раскройте значение гидросферы Используя полученные знания, презентуйте свою сферу Земли, создав постер Критерии оценки работы группы «Гидросфера»: Формулирует определение гидросферы Определяет состав гидросферы и используя полученные знания, может представить структуру гидросферы в виде схемы На основе анализа полученной информации раскрывает значение гидросферы Информация на постере представлена четко и логически верно Дескрипторы Формулирует определение гидросферы Может перевести слово на русский язык Определяет, что в состав гидросферы входят: океаны, моря, реки, озера, ледники, болота, влажность воздуха, почвенная влага Может представить в виде схемы, что в состав гидросферы входят: океаны, моря, реки, озера, ледники, болота, влажность воздуха, почвенная влага Проанализировав прочитанный текст, может раскрыть значение гидросферы для жизни на Земле и для человека Информация на постере представлена точно и кратко Информация представлена логически верно Задания для 3 группы – «Литосфера» Используя текст учебника и предложенный дополнительный материал по теме, ответьте на вопросы и выполните задания: Что называют литосферой? Как это слово переводится на русский язык? Какова мощность литосферы? Что является частями литосферы? Изобразите схематично строение литосферы и ее мощность Раскройте значение литосферы Используя полученные знания, презентуйте свою сферу Земли, создав постер Критерии оценки работы группы «Литосфера»: Формулирует определение литосферы Определяет состав и строение литосферы и используя полученные знания, может представить структуру литосферы схематично На основе анализа полученной информации раскрывает значение литосферы Информация на постере представлена четко и логически верно Дескрипторы Формулирует определение литосферы Может перевести слово на русский язык Определяет, что мощность литосферы в разных областях Земли изменяется от 20 до 200 км Определяет, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии Может представить в виде схемы, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии и имеет разную мощность в разных областях Земли, изменяющуюся от 20 до 200 км Проанализировав прочитанный текст, может раскрыть значение литосферы для жизни на Земле и для человека Информация на постере представлена точно и кратко Информация представлена логически верно Задания для 4 группы – «Биосфера» Используя текст учебника и предложенный дополнительный материал по теме, ответьте на вопросы и выполните задания: Что называют биосферой? Как это слово переводится на русский язык? Подумайте и назовите, где на нашей планете можно встретить живые организмы? Раскройте значение биосферы Используя полученные знания, презентуйте свою сферу Земли, создав постер Критерии оценки работы группы «Биосфера»: Формулирует определение биосферы Определяет и доказывает, где на Земле можно встретить живые организмы, используя полученные знания, может представить данную информацию схематично На основе анализа полученной информации раскрывает значение биосферы Информация на постере представлена четко и логически верно Дескрипторы Формулирует определение биосферы Может перевести слово на русский язык Определяет, что живые организмы можно встретить в воде, в почве, в воздухе, на поверхности Земли. Может представить в виде схемы или рисунка, что живые организмы можно встретить в воде, в почве, в воздухе, на поверхности Земли. Проанализировав прочитанный текст, может раскрыть значение биосферы для жизни на Земле и для человека Информация на постере представлена точно и кратко Информация представлена логически верно
Защита постеров по приему «Галерея»
Формативное оценивание по приему «Сэндвич» (на стикерах с названием выступавшей группой, участники других групп записывают свои замечания и пожелания этой группе по принципу – хорошее-плохое/замечание/рекомендция-хорошее
Правила: при названии объектов биосферы - дети вытягивают руки вверх, встают на носочки (деревья большие), Объекты атмосферы - руки движутся из стороны в сторону (ветер дует), Объекты гидросферы - делают плавательные движения, объекты литосфера - присаживаются на корточки (самая нижняя оболочка). - Я называю объект, а вы выполняете действия - соотнесите тела и явления природы соответственно оболочкам Земли: Оболочки - атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера Тела природы: река, ветер, уголь, растения, насекомые, озеро, море, гроза, мел, песок, птицы, осадки, вулкан, кислород, айсберг, бактерии. - А теперь давайте себя формативно оценим, насколько мы правильно соотнесли оболочки и тела природы. Атмосфера – ветер, гроза, осадки, кислород Гидросфера – река, озеро, море, айсберг Биосфера – растения, насекомые, птицы, бактерии Литосфера – уголь, мел, песок, вулкан. Самооценка учащихся. Поднимите руки те, у кого было 1 ошибка и менее – вы получаете зеленый жетон. Вы молодцы, усвоили материал очень хорошо. Поднимите руки те, у кого было 2-3 ошибки (желтый жетон). Вы усвоили материал хорошо, но нужно еще немного поработать над ним. Поднимите руки те, у кого было 4-5 ошибок и более (красный жетон). Вы не плохо усвоили материал, это прекрасное начало! Но нужно немного его доработать. На доске объекты разных оболочек, названия оболочек, и результаты взаимодействия оболочек. По одному представителю каждой группы должны соотнести объект своей оболочки и ее название. Далее стрелками нужно соединить оболочки объясняя причины соединения – взаимодействием между ними (оболочками) и выбрать результат взаимодействия (создание кластера) - Молодцы. Посмотрите, какая образовалась у нас картина – оказывается все оболочки между собой взаимосвязаны, они нужны друг другу. А если мы уберем один компонент этой связи, что произойдет? (ответы детей с мест) Формативная оценка учителя. Отлично! Вы сегодня много сделали, и я вижу, что вы неплохо разобрались в изученном материале. | Бумага формата А3, фломастеры, текст дополнительного материала, соответствующий названию группы, учебник Стикеры Жетоны 3-х цветов Заранее заготовленные таблички с соответсвующими изображениями и текстом |
Конец урока Рефлексия Домашнее задание | Рефлексия: прием «Чемодан, корзина, мясорубка» позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Каждому ученику предлагается написать на одном стикере то, что важного он получил от занятия, готов использовать дальше, и приклеить стикер на изображение чемодана, представленное на доске. На втором стикере написать ту часть информации, что была уже хорошо известна, либо не пригодится, по его мнению, дальше (приклеивается к корзине). На третьем стикере записывается то, что было не совсем понятным или нужным в работе на данный момент, то что нужно еще доработать, переработать. Третий стикер прикрепляется к мясорубке.
Дифференцированное домашнее задание: Для всех – составить визитную карточку одной из сфер Земли Для большинства – изобразить графически одну из сфер Земли, показав ее особенности Для некоторых – написать эссе, высказав в нем свое мнение о взаимодействии и взаимозависимости сфер Земли | Стикеры, изображение корзины, чемодана, мясорубки, магниты, доска |