|   (К)Актуализация знаний.Целепологание.      - Как изображают поверхность земли на физической карте. Что обозначают  коричневый, зеленый, желтый цвета?  — По цветовым обозначениям на физической карте Казахстана найдите  обширные равнины.  — Какие виды земной поверхности преобладают в центре республики? на западе  и севере? В какой части расположены высокие горы?        Знакомство с новой темой.  Работа с учебником. стр 52  Прочитайте текст в учебнике. Обсудите его с одноклассником. Задания по  самостоятельному изучению текста.  1. Что такое равнина?  2. Чем отличается плоская равнина?  3. Как на карте определить низменности?  4. Назови части гор.  5.Что такое рельеф?  6.Назови 2 основных вида рельефа.      Работа с изображением рельефа Земли  — Какие виды равнин изображены на рисунках ?  — Какие виды гор изображены на рисунках ?          Виды равнин  Изучение ХОЛМА Учитель открывает таблицу с изображением аналогичной  формы поверхности (в нашем примере холмистой равнины) и предлагает  определить, что это за поверхность, затем найти такую же поверхность на рисунках  учебника, сравнить свои наблюдения и изображения, отметить черты сходства и  отличия. Вывод к этой работе должен быть примерно следующим: мы рассмотрели  холмистую равнину. На холмистой равнине есть холмы. Это небольшие возвышения  на равнине. Вот макет холма (демонстрируется макет холма).  Далее учитель открывает таблицу «Плоская равнина» и проводит по ней работу  по следующим вопросам и заданиям: какая поверхность изображена на этой  таблице? (Тоже равнина.) Чем она отличается от холмистой равнины? (Обобщая  ответы детей, учитель вводит понятие плоской равнины.) Найдите в учебнике  рисунок плоской равнины. Сравните плоскую равнину, изображенную на рисунке в  учебнике и на таблице. Найдите черты сходства и отличия.  Рассматривая таблицы, рисунки, вспоминая наблюдения, дети делают вывод, что  равнины в разных местах бывают разными. О том, какими бывают в природе  равнины, можно дать классу задание прочитать в учебнике абзац к этому уроку со  слов «Равнины выглядят по-разному».  Далее учитель знакомит учащихся с условным знаком для изображения равнин на карте.  Виды гор  Знакомство с горами можно начать с создания небольшой игровой ситуации.  Учитель предлагает отгадать загадку: «В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю».  Получить правильный ответ поможет модель горы или таблица «Горы», на которой слово «горы» пока закрыто. Учащиеся, которые видели горы, могут рассказать о своих впечатлениях. После этого классу дается задание объяснить содержание загадки и сказать, о какой шапке и какой зиме идет речь в загадке. О том, что горы бывают разными, учитель может рассказать или дать задание прочитать об этом в учебнике.  В ходе чтения описанные в тексте горы надо сравнить с изображением их на  рисунках, таблице, иллюстрациях, обратить внимание на вид ущелий, долин.  В процессе сравнения они приходят к выводу: в отличие от  низких гор, высокие горы имеют вершины, покрытые вечными снегами и льдами.  Обращают внимание на то, что склоны высоких гор крутые и обрывистые.  После определения различий между высокими и низкими горами, учитель  приводит и записывает на доске сведения об их высоте.  Если вершина низких гор обычно достигает только 1000—2000 метров, то  вершина высоких гор достигает 5000—7000 м и более.  Работа с учебником стр 53    Работа с картой    Итак, на земле встречаются разные формы поверхности. А какова же поверхность  нашей области? Например, южная часть  нашей местности – горы, северная часть – холмистая равнина.  Учитель предлагает найти на физической карте Казахстана высокие горы (Алтай,  Джунгарский Алатау, Тянь-Шань), расположенные на востоке и юге нашей  республики и низкие горы (Сарыарка), расположенные в центре республики.  Заключение  Учитель расскажет о том, что горы в отличие от равнин непригодны для  строительства городов, прокладывания дорог, выращивания урожая. Но горные луга — прекрасные пастбища. А в лесах, расположенных на склонах гор, произрастаютель, сосна, пихта, жимолость, рябина и др. Горы — прекрасное место отдыха.    (И) Кластер       |