(К)Актуализация знаний.Целепологание. - Как изображают поверхность земли на физической карте. Что обозначают коричневый, зеленый, желтый цвета? — По цветовым обозначениям на физической карте Казахстана найдите обширные равнины. — Какие виды земной поверхности преобладают в центре республики? на западе и севере? В какой части расположены высокие горы? Знакомство с новой темой. Работа с учебником. стр 52 Прочитайте текст в учебнике. Обсудите его с одноклассником. Задания по самостоятельному изучению текста. 1. Что такое равнина? 2. Чем отличается плоская равнина? 3. Как на карте определить низменности? 4. Назови части гор. 5.Что такое рельеф? 6.Назови 2 основных вида рельефа. Работа с изображением рельефа Земли — Какие виды равнин изображены на рисунках ? — Какие виды гор изображены на рисунках ? Виды равнин Изучение ХОЛМА Учитель открывает таблицу с изображением аналогичной формы поверхности (в нашем примере холмистой равнины) и предлагает определить, что это за поверхность, затем найти такую же поверхность на рисунках учебника, сравнить свои наблюдения и изображения, отметить черты сходства и отличия. Вывод к этой работе должен быть примерно следующим: мы рассмотрели холмистую равнину. На холмистой равнине есть холмы. Это небольшие возвышения на равнине. Вот макет холма (демонстрируется макет холма). Далее учитель открывает таблицу «Плоская равнина» и проводит по ней работу по следующим вопросам и заданиям: какая поверхность изображена на этой таблице? (Тоже равнина.) Чем она отличается от холмистой равнины? (Обобщая ответы детей, учитель вводит понятие плоской равнины.) Найдите в учебнике рисунок плоской равнины. Сравните плоскую равнину, изображенную на рисунке в учебнике и на таблице. Найдите черты сходства и отличия. Рассматривая таблицы, рисунки, вспоминая наблюдения, дети делают вывод, что равнины в разных местах бывают разными. О том, какими бывают в природе равнины, можно дать классу задание прочитать в учебнике абзац к этому уроку со слов «Равнины выглядят по-разному». Далее учитель знакомит учащихся с условным знаком для изображения равнин на карте. Виды гор Знакомство с горами можно начать с создания небольшой игровой ситуации. Учитель предлагает отгадать загадку: «В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю». Получить правильный ответ поможет модель горы или таблица «Горы», на которой слово «горы» пока закрыто. Учащиеся, которые видели горы, могут рассказать о своих впечатлениях. После этого классу дается задание объяснить содержание загадки и сказать, о какой шапке и какой зиме идет речь в загадке. О том, что горы бывают разными, учитель может рассказать или дать задание прочитать об этом в учебнике. В ходе чтения описанные в тексте горы надо сравнить с изображением их на рисунках, таблице, иллюстрациях, обратить внимание на вид ущелий, долин. В процессе сравнения они приходят к выводу: в отличие от низких гор, высокие горы имеют вершины, покрытые вечными снегами и льдами. Обращают внимание на то, что склоны высоких гор крутые и обрывистые. После определения различий между высокими и низкими горами, учитель приводит и записывает на доске сведения об их высоте. Если вершина низких гор обычно достигает только 1000—2000 метров, то вершина высоких гор достигает 5000—7000 м и более. Работа с учебником стр 53 Работа с картой Итак, на земле встречаются разные формы поверхности. А какова же поверхность нашей области? Например, южная часть нашей местности – горы, северная часть – холмистая равнина. Учитель предлагает найти на физической карте Казахстана высокие горы (Алтай, Джунгарский Алатау, Тянь-Шань), расположенные на востоке и юге нашей республики и низкие горы (Сарыарка), расположенные в центре республики. Заключение Учитель расскажет о том, что горы в отличие от равнин непригодны для строительства городов, прокладывания дорог, выращивания урожая. Но горные луга — прекрасные пастбища. А в лесах, расположенных на склонах гор, произрастаютель, сосна, пихта, жимолость, рябина и др. Горы — прекрасное место отдыха. (И) Кластер |