Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
2. Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зелёная азбука»
3. Сведения об авторе:
3.1. Ф.И.О., должность
Попова Наталия Александровна, педагог дополнительного образования
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
4.2. Область применения
дополнительное образование
4.3. Направленность
естественнонаучная
4.4. Уровень освоения программы
ознакомительный
4.5. Вид программы
общеразвивающая
4.6. Возраст учащихся по программе
7– 10 лет
4.7. Продолжительность обучения
1 год
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Общеобразовательная программа «Юный цветовод» имеет естественнонаучную направленность и разработана в целях сопровождения социально-экономического муниципалитета.
Предполагаемый возраст обучающихся – 7-10 лет.
Нормативный срок освоения программы – 1 год.
Данная программа является модифицированной. В основу программы положен опыт отечественных педагогов и собственный опыт.
Актуальность разработки данной программы подтверждается необходимостью воспитания в детях любви к природе, стремления к познанию и изучению растительного мира. Ценность программы заключается в том, что предусматривает не только получение знаний о растениях, но и включает процесс по формированию экологического мировоззрения обучающихся через непосредственное общение с природой.
Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений делают цветочно-декоративные растения незаменимым объектом работы в объединении.
Новизна программы: в программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных цветоводов, связанные с совершенствованием практической работы, поиском новых форм и методов обучения, направленных на формирование экологически грамотной личности.
Педагогическая целесообразность:
Программа «Зелёная азбука» в учреждениях дополнительного образования биологического направления преследует учебно-воспитательные цели. Опыт работы объединений юных цветоводов показывает, что правильно поставленная работа учащихся с цветочно-декоративными растениями помогает им закрепить и расширить знания по многим вопросам ботаники и общей биологии, лучше понять связь растений с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
Наблюдения за изменениями в природе имеют большое воспитательное значение. У детей воспитывается бережное отношение к окружающей среде, любви к природе и бережного отношения к ней, творческое отношение к труду, вырабатывается наблюдательность, дисциплинированность, аккуратность, способность к планированию своей работы, к организации своего труда, также способствует физическому, умственному и нравственному развитию детей.
Отличительная черта программы заключается в следующем: главное внимание в работе программы уделяется изучению и охране природы и опытнической работе.
В процессе работы предусмотрены экскурсии, во время которых устанавливается связь между фазами развития растений. При работе в объединении большое внимание уделяется изготовлению пособий, проведению практических работ, с целью воспитания культуры труда.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей в возрасте 7-10 лет и рассчитана на 1 год обучения - 72 часа.
Программа построена на последовательном прохождении материала на основе поочередного изучения тем. Такая структура предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков.
Образовательный процесс строится по трем основным видам деятельности:
обучение детей теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий);
самостоятельная творческая работа учащихся (изучение иллюстраций, выполнение креативных заданий, обучающих и развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной ориентации в окружающей среде);
практическая отработка умений и навыков поведения на природе с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры и др.) и специальных упражнений (групповые, индивидуальные).
Условия набора в учебные группы:
В объединении «Зелёная азбука» принимаются все желающие без предварительного отбора. Результаты обязательной начальной диагностики не влияют на зачисление в коллектив, но важны для выстраивания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории развития учащегося.
Количество учащихся: в группе первого года обучения – 12-15 человек.
Объём и срок освоения программы.
Программа «Зелёная азбука» рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий.
Длительность учебного часа для учащихся школьного возраста – 45 минут.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
групповая,
работа по подгруппам,
индивидуальная (с наиболее одарёнными детьми, а также занятия с целью ликвидации отставания в освоении программы).
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формировать знания учащихся о цветочно-декоративных растениях и способах ухода за ними.
Задачи:
Образовательные
- способствовать овладению учащимися начальных знаний в области ботаники и декоративного цветоводства;
- обучить навыкам проектной и исследовательской деятельности;
- воспитать любовь и трепетное отношение к природе;
-воспитывать чувство личной ответственности;
- способствовать воспитанию культуры труда.
Развивающие:
- развить интерес детей к познанию окружающего мира;
- развить умение думать, исследовать, наблюдать, умение доводить начатое дело до конца;
-развитие внимательности, творческого воображения и фантазии через содержание образования.
Ошибка. Способы проверки знаний учащихся, формы подведения итогов должны быть одинаковы и согласованы с учебным планом (формы аттестации/контроля), календарно-тематическом графиком (формы аттестации/контроля), а также пояснительной запиской программы (п. 2.3. «Формы аттестации»). Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должна быть одна на это может быть итоговая выставка детских работ, или как у Вас тестовый контроль (который должен быть так же сверен с учебным планом, календарным графиком и пояснительной запиской). 6. Рекомендую убрать из пояснительной записки: способы проверки знаний учащихся, формы подведения итогов (опрос, контрольное упражнение, тестирование, участие в конкурсах и соревнованиях, выставках и др. мероприятиях), требования к результатам обучения по программе «Зелёная азбука» (повторение и несогласованность с обозначенными результатами, которые стоят после содержания учебного плана). Раздел «Планируемые результаты программы» должен быть после содержания учебного плана и согласован с задачами программы. Раздел Формы аттестации находится в блоке № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы» и должны быть согласованы с учебным планом, календарным графиком.
1.2. Содержание программы
1 год обучения
(ознакомительный уровень)
Программа помимо хорошо известных базовых принципов педагогики и дидактики, таких как:
- целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной, волевой и деятельностной составляющей личности:
- воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребенка;
- последовательность и системность изложения;
Опирается на такие принципы, как
- принцип оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Программой предусматриваются практические работы, конкурсные мероприятия, самостоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для младших школьников и сверстников.
Методы, используемые при реализации программы:
в обучении:
- практический (различные упражнения и практические работы);
- наглядный (ведение дневника наблюдений);
- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
- работа с литературой (в основном чтение, изучение, составление плана).
в воспитании (по Г.И. Щукиной):
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы и режим занятий выбираются с учетом возрастных особенностей учащихся, поэтому в программе используются разнообразные формы и методы обучения: рассказ, объяснение, самостоятельная работа, игра, экскурсия.
Учебный план
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы аттестации/ контроля
Введение в образовательную программу
1
1
Анкетирование. Начальная диагностика
Раздел «Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений»
8
4
4
Опрос
Биологические особенности луковичных растений
2
1
1
Наблюдения, опрос
Биологические особенности вьющихся растений
2
1
1
Практическая работ
Биологические особенности однолетних раст
2
1
1
Практическая работа
Способы выращивания растений
2
1
1
Лабораторная работа
Раздел «Семена однолетников, условия их прорастания»
4
2
2
Беседа
Условия, необходимые для прорастания семян
2
1
1
Лабораторная работа
Способы подготовки семян к посеву
2
1
1
Опрос, л/р
Раздел «Выращивание рассады однолетников»
4
2
2
Опрос
Условия, необходимые для выращивания рассады в теплице и парниках
2
1
1
Беседа, опыты
Площади питания и глубина заделки в грунт.
2
1
1
Лабораторная работа
Раздел «Весенние работы на участке однолетников»
4
2
2
Работа на участке
Правила ухода за однолетниками. Потребность растений в питательном веществе
2
1
1
Беседа, устный опрос
Как продлить жизнь срезанным цветам
2
1
1
Опытническая работа
Раздел «Биологические особенности комнатных растений»
10
5
5
Опрос, беседа
Значение комнатных растений и их группировка.
2
1
1
Устный опрос, обсуждения
Биологические особенности комнатных растений.
2
1
1
Лабораторная работа
Воздействие воды и воздуха на рост и развитие растений.
2
1
1
Самостоятельная работа в теплице
Воздействие света на рост и развитие растений
2
1
1
Опыты
Воздействие температуры на рост и развитие растений
2
1
1
Самостоятельная работа
Раздел «Уход за комнатными растениями»
8
4
4
Опрос, беседа
Требования комнатных растений к влажности воздуха и почвы
2
1
1
Устный опрос, л/р
Виды ухода за комнатными растениями
2
1
1
Письменный опрос, л/р
Значение перевалки и пересадки растений
2
1
1
Письменный опрос
Сроки и техника проведения перевалки и пересадки растений.
2
1
1
Письменный опрос, л/р
Раздел «Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и борьба с ними»
6
3
3
Устный опрос
Вредители растений
2
1
1
Устный опрос, л/р
Болезни растений
2
1
1
Устный опрос, л/р
Меры борьбы с вредителями и болезнями
2
1
1
Анализ,устный опрос, л/р
Раздел «Питание комнатных растений из почвы и их подкормка»
6
3
3
Анализ пройденных тем, устный опрос
Питание комнатных растений, питательные вещества для роста и развития растений
2
1
1
Письменная, практическая работа
Виды удобрений.
2
1
1
Обсуждение, устный опрос
Подкормка как добавочное питание. Сроки и количество подкормок.
2
1
1
Обсуждение
Раздел «Вегетативное размножение комнатных растений».
4
2
2
Беседа, обсуждение, устнй опрос
Значение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками
2
1
1
Письменный опрос
Условия, необходимые для ускорения роста черенков. Правила черенкования.
2
1
1
Анализ пройденных тем, устный опрос
Раздел «Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения»
6
3
3
Беседа, опрос
Понятия о почве, её свойствах, плодородии
2
1
1
Питание растений из почвы, значение обработки почвы
2
1
1
Практическая работа
Внесение удобрений их воздействие на рост и развитие растений
2
1
1
Обсуждение
Раздел «Выращивание цветочных растений посевом семян в грунт»
4
2
2
Обсуждение, устный опрос
Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт
2
1
1
Устный опрос
Сроки и способы посева
2
1
1
Обсуждение
Раздел «Высадка рассады»
4
2
2
Анализ пройденного материала
Агротехнические правила высадки рассады растений
2
1
1
Письменный опрос
Влияние внешних условий на рост и развитие комнатных растений
2
1
1
Устный опрос, беседа, обсуждение
Итоговое занятие
2
1
1
Практическая работа
Промежуточная диагностика
1
1
Письменный опрос
Итого
72
37
35
Содержание учебного плана
№
Темы занятий/общее количество часов/
Всего часов
Теория
Практика
Введение в общеразвивающую программу.
/2 часа/
2
Знакомство с работой объединения «Зелёная азбука»
Начальная диагностика. Правила поведения на занятиях
1Раздел «Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений» 8 ч
1.1
«Биологические особенности луковичных».
/2часа/
2
Биологические особенности луковичных
Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений. Сбор луковиц цветочно-декоративных растений
1.2
«Биологические особенности вьющихся»
/2 часа/
2
Биологические особенности растений (вьющихся)
Условия, необходимые для прорастания семян однолетников. Способы их подготовки к посеву
.
1.3
«Биологические особенности однолетников»
/2 часа/
2
Строение семян однолетних цветочно-декоративных растений. Правила выкапывания и посадки цветочно-декоративных растений.
Способы их подготовки к посеву
1.4
«Способы выращивания растений»
/2 часа/»
2
Способы выращивания растений
Работа в теплице
Инструктаж по технике безопасности во время проведения экскурсии.
2Раздел «Семена однолетников, условия их прорастания» 4 часа
2.1
«Условия, необходимые для прорастания семян»
/2 часа/
2
Условия, необходимые для прорастания семян однолетников. Способы их подготовки к посеву
Работа с посадочным материалом
2.2
Способы подготовки семян к посеву /2 часа/
2
Способы подготовки семян к посеву
Работа с посадочным материалом
3 РазделВыращивание рассады однолетников». 2 часа
3.1
3.2
«Условия необходимые для выращивания рассады в теплице и парниках»/1 час/
Площади питания и глубина заделки в грунт.
2
2
Условия необходимые для выращивания рассады.Закладка опытов в парнике.Рост растенийв парниковых условиях.
Площади питания и глубина заделки семян
Работа в теплице. Уход за растениями, наблюдения, учет полученных данных.
Закладка опытов в парнике.Рост растенийв парниковых условиях.
Работа в теплице. Уход за растениями, наблюдения, учет полученных данных.
4 Раздел«Весенние работы на участке однолетников» 4 часа
4.1
«Правила ухода за однолетниками. Потребность растений в питательном веществе»/2 часа/
2
Правила ухода за однолетниками
Биологические особенности однолетних луковичных и вьющихся растений.
Сбор и изучение строения семян и клубней однолетних цветочно-декоративных растений.
4.2
«Как продлить жизнь срезанным цветам»/2 часа/
2
Как продлить жизнь срезанным цветам:
Основные тактические приёмы: связка, двойной удар.
Сбор и изучение строения семян и клубней однолетних цветочно-декоративных растений.
5 Раздел«Биологические особенности комнатных растений» 8 часов
5.1
«Значение комнатных растений и их группировка»/2 часа/
2
Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.
Знакомство с комнатными растениями. Паспортизация растений.
5.2
«Биологические особенности комнатных растений»./2 часа/
2
Биологические особенности комнатных растений на примере Узамбарской фиалки или Сенполии
Работа в теплице
5.3
«Воздействие воздуха и воды на рост и развитие растений»/2 часа/
2
Воздействие воздуха и воды на рост и развитие комнатных растений
Работа в теплице с посадочным материалом.
5.4
«Воздействие света на рост и развитие растений»/1 час/
1
Воздействие света на рост и развитие растений
Работа в теплице. Проведение опыта: «Образование крахмала в листьях на свету».
5.5
«Воздействие температуры на рост и развитие растений»/1 час/
1
Воздействие температуры на рост и развитие растений
Самостоятельная работа учащихся с дидактическими карточками. Уход за комнатными растениями.
6 Раздел «Уход за комнатными растениями»/8 часов/
6.1
«Требования комнатных растений к влажности воздуха и почвы»
2
Требования комнатных растений к влажности воздуха и почвыПонятие о влажности воздуха и почвы.
Изучение посадочного
материала. Высадка цветочно-декоративных растений в горшки.
6.2
«Виды ухода за комнатными растениями»/2 часа/
2
Виды ухода за комнатными растениями. Понятие о влажности воздуха и почвы.
Изучение посадочного
материала. Высадка цветочно-декоративных растений в горшки.
6.3
«Значение перевалки и пересадки растений»/2 часа/
2
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений.
Сроки и техника их проведения. Правила посадки комнатных растений.
6.4
«Сроки и техника проведения перевалки ипересадки растений.»/2 часа/
2
Сроки и техника перевалки и пресадки.Условия благоприятные для пересадки и перевалки растений.
Проведение посадки и перевалки растений на примере каланхоэ
7 Раздел «Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и борьба с ними»/6 часов/
7.1
«Вредители растений»
/2часа/
2
Вредители растений.Белокрылка. Грибные комарики, Клещи и цветочные нематоды. Профилактика и меры борьбы с вредителями культурных растений.
Зарисовка отдельных представителей паразитических животных и грибов, поражающих комнатные растения в тетрадь.
7.2
«Болезни растений»/2часа/
2
Наиболее распространённые болезни комнатных растений.Виды паразитических грибов и вирусов, вызывающих болезни.
Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, выявление вредителей. Работа с ранее посаженым материалом. Уход за комнатными растениями.
.
7.3
«Меры борьбы с вредителями и болезнями»/2часа/
2
Вредители и болезни цветочно-декоративных растений вред причиняемый ими и меры борьбы
Ознакомление с наиболее распространенными болезнями и вредителями, рассматривание их в лупу и под микроскопом, зарисовка. Работа с определителями вредителей и болезней.
8 Раздел «Питание комнатных растений из почвы и их подкормка» /6часов/
8.1
«Питание комнатных растений, питательные вещества для роста и развития растений»/2часа/
2
Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений.
Распознание минеральных удобрений.
8.2
8.3
«Виды удобрений»/2часа/
«Подкормка как добавочное питание. Сроки и количество подкормок»./2часа/
2
Виды удобрений для цветов. Их значение для роста и развития цветочных культур.
Составление календаря сроков и способов внесения удобрений.
2
Подкормка. Нормы и периодичность внесения минеральных удобрений.
Работа в теплице.
9 Раздел «Вегетативное размножение комнатных растений»/2часа/
9.1
«Значение
размножения комнатных растений черенками»/1час/
1
Значение размножения комнатных растений
Работа в теплице. Заготовка черенков. Подготовка грунта и ёмкостей для черенков. Черенкование комнатных растений. Размножение комнатных растений делением куста, корневищами, усами, луковицами, отводками, укоренением листа.
9.2
«Условия, необходимые для ускорения роста черенков. Правила черенкования»/1час/
1
Необходимые условия для черенкования.
Изучение способов адаптации укоренившихся черенков в комнатных условиях.
10 Раздел «Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения»/6часов/
10.1
«Понятия о почве, её свойствах, плодородии»
/2часа/
2
Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Питание растений из почвы.
Работа в теплице. Изучение и виды почв.
10.2
«Питание растений из почвы, значение обработки почвы»/2часа/
2
Питание растений из почвы
Значение обработки почвы, питание растений из почвы, значение питательных веществ используемых растениями для роста и развития.
Работа в теплице, закладка опыта.
10.3
«Внесение удобрений их воздействие на рост иразвитие растений»/2часа/
2
Характеристика органических, минеральных удобрений, их роль в развитии растений.
Постановка опытов с минеральными и органическими удобрениями.
11 Раздел «Выращивание цветочных растений посевом семян в грунт»/4часа/
11.1
11.2
«Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт»
/2 часа/
«Сроки
и способы посева»
/2 часа/
2
2
Значение выращивания посевом семян в грунт. Антиурриум (львиный зев). Основные сорта, способы посадки и размножения.
Основные способы и сроки посева посева культурных сортов. Значение сроков посева для полноценного развития растений.
Работа в теплице. Высадка растения львиный зев в ящики. Выбор вариантов опыта. Уход за растениями
Работа в теплице. Высадка растения львиный зев в ящики. Выбор вариантов опыта. Уход за растениями..
12 Раздел «Высадка рассады»/4часа/
12.1
«Агротехнические правила высадки рассады растений»/2часа/
2
Агротехнические правила высадки рассады растений в открытый грунт. Влияние внешних условий на рост и развитие растений.
Знакомство с семенами и клубнями высаживаемых растений: очистка клубней, определение всхожести семян, намачивание, и другие способы подготовки материала к посеву.
12.2
«Влияние внешних условий на рост и развитие комнатных растений»/2часа/
2
Влияние внешних условий на растение. Внесение удобрений их воздействие на рост и развитие растений.
Работа в теплице и на УОУ по изучению влияний внешних условий на рост и развитие комнатных растений.
Итоговое занятие/2часа/
Промежуточная диагностика
2
2
Повторение пройденного материала. Подведение итогов за год. Защита работ.
Устный опрос
Работа в теплице. Опрос по пройденному материалу. Практическая работа
1.4. Предполагаемые результаты
После прохождения программы первого года обучения учащиеся должны
знать
уметь
Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений;
Биологические особенности комнатных растений;
Уход за комнатными растениями;
Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и борьба с ними;
Семена однолетников и подготовка их к посеву;
Питание комнатных растений из почвы и их подкормка;
Вегетативное размножение комнатных растений;
Выращивание рассады однолетников;
Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения;
Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт;
Высадка рассады;
Весенние работы на участке однолетников.
изготавливать гербарии;
наблюдать за растениями;
проращивать семена;
работать в теплице, ставить опыты, работать с микроскопом;
работать с коллекцией удобрений;
работать с раздаточным материалом;
определять цветочные растения;
определять насекомых;
работать на УОУ;
решать ситуационные задачи.
По итогам обучения у учащихся сформируются учебные универсальные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
сформированы умения:
оценивать собственную учебную деятельность и свои достижения;
проявлять самостоятельность, инициативу;
уважение к культуре и истории своего народа, родной страны.
Регулятивные УУД:
сформированы умения:
целеполагания, способность ставить перед собой новые учебные задачи и осуществлять их реализацию;
контролировать и оценивать свои действия по результатам работы;
желание принимать участие в соревнованиях различного уровня.
Познавательные УУД:
умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, анализировать и структурировать полученные знания;
Коммуникативные УУД:
сформированы умения:
сотрудничества с педагогом и сверстниками;
групповой деятельности.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»
2.1. Календарный учебный график
Год обучения
Дата начала обучения по программе
Дата окончания обучения по программе
Всего учебных недель
Количество учебных часов
Режим занятий
1 год обучения
15 сентября
31 мая
35 недель
72 часа
1 час 2 раза в неделю
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Зелёная азбука» легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп. Как привило, в объединение приходят дети с разным уровнем подготовки.
Календарный учебный график
1 год обучения (72 часа)
Группа № 1
Место проведения занятия: МБОУ «СОШ №3 С УИОП».
Время проведения занятия: 2 раза в неделю по 1 часу
Количество часов: 72
№
Месяц
Форма занятия
Тема занятия
Форма контроля
1
сентябрь
Беседа, тестирование,
Введение в образовательную программу
Вводное тестирование
2
сентябрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Биологические особенности луковичных
Выполнение практических заданий
3
сентябрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Биологические особенности вьющихся растений
Наблюдение и анализ
4
сентябрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Биологические особенности однолетних растений
Наблюдение и анализ
5
октябрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Способы выращивания растений
Наблюдение и анализ
6
октябрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Условия, необходимые для прорастания семян
Наблюдение и анализ
7
октябрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Способы подготовки семян к посеву
Наблюдение и анализ
8
октябрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Условия, необходимые для выращивания рассады в теплице и парниках
Выполнение практических заданий
9
Рассказ-беседа,
Практическая работа
Площади питания и глубина заделки в грунт
Работа в теплице
10
ноябрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Правила ухода за однолетниками. Потребность растений в питательном веществе
викторина
11
ноябрь
Рассказ-беседа,
Как продлить жизнь срезанным цветам
Викторина
12
декабрь
Рассказ-беседа,
экскурсия
Значение комнатных растений и их группировка.
Наблюдение и анализ
13
декабрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Биологические особенности комнатных растений.
Выполнение практических заданий
14
декабрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Воздействие воды и воздуха на рост и развитие растений.
Выполнение практических заданий
15
декабрь
Рассказ-беседа,
самостоятельная работа
Воздействие температуры на рост и развитие растений
Индивидуальные карточки
16
январь
Рассказ-беседа, практическая работа
Требования комнатных растений к влажности воздуха и почвы
Выполнение практических заданий
17
январь
Рассказ-беседа, практическая работа
Виды ухода за комнатными растениями
Выполнение практических заданий
18
январь
Рассказ-беседа
Значение перевалки и пересадки растений
Устный и письменный опрос
19
февраль
Рассказ-беседа,
экскурсия
Сроки и техника проведения перевалки и пересадки растений.
Наблюдение и анализ
20
февраль
Рассказ-беседа, лабораторная работа
Вредители растений
Выполнение практических заданий
21
февраль
Урок – путешествие,
Болезни растений
Викторина, выставка рисунков
22
февраль
Рассказ-беседа
Меры борьбы с вредителями и болезнями
Разгадывание кроссворда
23
март
Рассказ-беседа
Питание комнатных растений, питательные вещества для роста и развития растений
Устный и письменный опрос
24
март
Рассказ-беседа,
экскурсия
Виды удобрений.
Наблюдение и анализ
25
март
Рассказ-беседа, лабораторная работа
Подкормка как добавочное питание. Сроки и количество подкормок.
Устный и письменный опрос
26
март
Рассказ-беседа
Значение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками
Разгадывание кроссворда
27
март
Рассказ-беседа,
групповая деятельность
Условия, необходимые для ускорения роста черенков. Правила черенкования.
Практическая работа
28
март
Рассказ-беседа,
групповая творческая работа
Понятия о почве, её свойствах, плодородии
Выполнение практических заданий
29
апрель
Рассказ-беседа,
экскурсия
Питание растений из почвы, значение обработки почвы
Наблюдение и анализ
30
апрель
Рассказ-беседа,
групповая деятельность
Внесение удобрений их воздействие на рост и развитие растений
Разгадывание кроссворда
31
апрель
Рассказ-беседа,
практическая деятельность
Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт
Индивидуальные карточки
32
апрель
Рассказ-беседа,
групповая творческая работа
Сроки и способы посева
Деловая игра
33
май
Урок-путешествие,
практическая деятельность
Агротехнические правила высадки рассады растений
Индивидуальные карточки
34
май
Рассказ-беседа,
лабораторная работа
Влияние внешних условий на рост и развитие комнатных растений
Разгадывание кроссворда
35
май
Рассказ-беседа
Итоговое занятие
Выставка рисунков
36
май
Рассказ-беседа, опрос, тестирование
Промежуточная диагностика
Тестовый контроль
2.2. Условия реализации программы
Перечень материально-технического обеспечения (в расчете на 15 учащихся)
№
п/п
Наименование
I ступень
1.
Стол
8
2.
Стул
15
3.
Демонстрационная доска с дидактическим материалом
1
4.
Гербарии
15
5.
Раздаточный материал
8
6.
Комплекты юного цветовода (лопатка, грабли, палочка для пикирования
по тематике
7.
Ноутбук или компьютер
1
8.
Коллекция семян
по тематике
9.
Видеофильмы
по тематике
10.
Диски
по тематике
11.
Журналы и книги по цветоводству
12.
Учебный комплект на каждого учащегося (тетрадь, альбом, фломастеры, цветные карандаширучка, карандаш)
15
Информационное обеспечение
Подключение к сети Интернет.
2.3. Формы аттестации
Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:
педагогические наблюдения;
использование методов специальной диагностики, тестирования;
беседы с детьми и их родителями;
открытые занятия;
викторины различного уровня;
конкурсы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Оценка качества реализации программы включает в себя начальную и промежуточную диагностику, и итоговую аттестацию учащихся.
1. Начальная диагностика: (осуществляется в начале первого года обучения и для вновь прибывших в группы последующих годов обучения)
- индивидуальная беседа;
- практическое задание.
2. Итоговая аттестация: (осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств).
- компьютерный тест на знание однолетних и многолетних растений и викторины
(обучающиеся играют между собой).
- итоговый контроль предусматривает участие в соревнованиях разного уровня.
Результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий. Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике. Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний и практических умений. Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели лишь частью теоретических знаний и практических навыков.
Для каждого учащегося важно продемонстрировать свои творческие достижения, получить одобрение и справедливую оценку своих стараний от педагога, родителей и сверстников. Помимо диагностики, подведение итогов происходит на соревнованиях и блиц-турнирах каждой учебной группы в присутствии родителей обучающихся. Критериями освоения программы служат знания, умения и навыки учащихся, позволяющие им участвовать в массовых мероприятиях данной направленности
2.4. Оценочные материалы
В конце каждого учебного года проводится промежуточная аттестация учащихся, а по завершении курса обучения по программе, проходит итоговая аттестация с использованием диагностических методик:
«Методика определения самооценки детей» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
«Кактус» (М.А. Панфилова);
«Цветовой тест Люшера».
Диагностические карты №1, 2 – Приложение №2
2.5. Методические материалы
Алгоритм построения учебного занятия
Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительные части.
Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия (10 мин)
Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику (проверка домашнего задания – 10 минут, объяснения теоретического материала (лекция, беседа – 20 минут, практическая часть – 45 минут, домашнее задание – 5 минут)..
Технологии, формы и методы обучения.
В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии.
Формы занятий, методы и приёмы обучения и воспитания используются с учётом возрастных особенностей.
Программа предполагает использование различных форм занятий (занятие-игра, занятие-путешествие) и методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский).
Список литературы для педагога:
Н.М. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. -М.: Педагогика-Пресс, 1995.
Гельмут Янтра. Цветы в нашем доме. - М: Интербук, 1994.
С.К. Гребенщиков. Справочное пособие по защите растений. -М.: Росагропромиздат, 1991.
З. Деточкина. Растения вокруг нашего дома. М., Московский рабочий, 1979.
Н.Ф. Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях. Киев Довира, 1994.
М.Н.Киреева. Советы цветоводам. - Воронеж, 1975
Мои любимые цветы. Журнал, 2006-2008
В.А. Родина. Цветоводство в школе. - М., Просвещение, 1974.
В. Рохлов, А. Теремов. Занимательная ботаника. - М.: Аст-Пресс, 1998.
С.Г. Сааков. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. - М.: Наука, 1985.
Г. Хессайон. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь, 1996.
Цветоводство. Журнал. 1976-1999 г.г.
Цветок. Журнал, 2007-2008 г.г.
14 Биология в школе. Журнал.
15 В.Чуб. Комнатные растения. - М., Просвещение, 2001
Список литературы для детей:
В. Бианки. Лесная газета. - Тверь. Мир искателя. 2001.
Н.М. Верзилин. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994
В.В. Петров. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
В.В. Петров. Из жизни зеленого мира.- М., Просвещение, 2001
Н.Н. Плавилыциков. Юным любителям природы. - М, «Детская литература», 1975.