kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по экономике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Понятие "экономика". Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Просмотр содержимого документа
«Урок по экономике»

Тема 1. Понятие "Экономика". Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Факторы производства.



Приступая к изучению экономики, прежде всего необходимо выяснить, какой смысл вкладывается в это понятие.

Экономика - 1) определенную экономическая система (рыночная, командно-административная или плановая, смешанная); 2) народное хозяйство той или иной страны, хозяйство региона, отрасли или предприятия, совокупность отраслей; 3) научная дисциплина, которая рассматривает вопросы, как наиболее полно удовлетворять растущие потребности общества при ограниченности ресурсов.

Вы познакомитесь с основами экономики как научной дисциплины, Поэтому естественно, что основное внимание в этой книге будет уделено именно изучению рыночной экономики.

Слово «экономика» греческого происхождения. Оно введено в оборот древнегреческим философом Аристотелем. Звучало оно как «ойкономика» и складывалось из двух слов: «ойкос», что означало дом, хозяйство, и «номос» — правило, закон. Таким образом, в древности под экономикой понимали искусство ведения домашнего хозяйства - замкнутого рабовладельческого домовладения. Позже вопросы хозяйствования рассматривались уже не только в рамках семьи, но и города (по-гречески город - «полис», отсюда и возникло понятие «политическая экономия»), а затем крупного региона, страны, мира. В дальнейшем термин «политическая экономия» был вытеснен термином «экономика» (ecomonics).

Безграничность потребностей - условием жизни любого человека, семьи и общества в целом является удовлетворение потребностей людей (потребность кратко - нужда в чем либо). Но «не хлебом единым жив человек». У каждого из нас есть вполне естественное стремление удовлетворять свои духовные потребности: читать книги, посещать кино и театр, совершать туристические поездки по своей стране или за границу. Люди должны познавать окружающий их мир, расширять и накапливать свои знания. Поэтому существует объективная потребность в образовании, изучении природы и общества. Любая страна имеет право на обеспечение своей безопасности, государство обязано заботиться об охране окружающей среды, о здоровье своих граждан и т.д., что предполагает существование жизненно важных потребностей общества. Круг потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только более многообразными, но и более совершенными. Сейчас, например, никому не нужны галоши или кареты, зато появились потребности в видеомагнитофонах и услугах авиакомпаний. Потребности каждого человека практически безграничны. Это вполне естественно, так как каждый из нас предпочитает употреблять вновь появляющиеся наиболее высококачественные и экологически чистые пищевые продукты, носить удобную одежду, соответствующую новой моде, посещать концерты «звезд» эстрады и совершать туристические вояжи в комфортабельных условиях и т. д. Однако подавляющее большинство людей, а возможно, и все люди без исключения, не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности.

Ограниченность дохода - степень удовлетворения потребностей человека зависит от размера того дохода, который он получает. Но никто не может заработать столько денег, сколько ему захочется. Поэтому доход любого человека, любой семьи ограничен. Ограниченность дохода означает, что все без исключения каждодневно решают важную практическую проблему: на что истратить заработанные деньги? Например, члены российской семьи со средним доходом должны решить, какая часть их дохода может быть израсходована на мясо, какая — на масло, какая — на книги и т. д. Они могут хорошо питаться и пополнять свою библиотеку новинками художественной литературы, но тогда им придется отказаться от покупки модной одежды.

Пример.

Аналогичный выбор приходится делать руководителям или финансовым менеджерам различных фирм. Имеющиеся в их распоряжении денежные капиталы могут быть очень велики, но в любом случае они ограниченны. Поэтому они вынуждены решать, вложить ли средства в новое оборудование, или купить завод, поставляющий им вспомогательные материалы (например, тару), или построить собственный цех по производству тары.


Хедж-фонды.

В России новый и нераспространенный вид инвестирования. Этот инструмент доступен небольшой группе состоятельных инвесторов. На западном рынке хедж-фонды популярны. Минимальный инвестиционный вход составляет от несколько сотен до миллиона долларов.

Отсутствие вразумительного нормативного регулирования позволяет свободно выбирать стратегии инвестиционной игры и использовать самый широкий инвестиционный инструментарий. В результате можно оказаться как со сверхприбылью, так и понести огромные убытки. Ярким примером хедж-фонда может служить знаменитый фонд Quantum, детище гения финансовой игры Джорджа Сороса, умудрившегося однажды за день получить фантастическую прибыль в миллиард долларов.


Таким образом, и перед домашней хозяйкой, и перед руководителем фирмы, и перед премьер-министром стоит, по сути дела, одна и та же проблема - проблема выбора того, каким образом использовать имеющиеся в их распоряжении доходы. Эта проблема возникает вследствие того, что в любом случае отдельные семьи, крупные или мелкие фирмы и государства обладают ограниченными доходами. Проблемы выбора не существовало бы, если бы все хозяйствующие субъекты общества получали бы неограниченные доходы.


Экономические блага и ограниченность ресурсов.

Экономические блага - это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Доход — это не только заработанные деньги, но и все те товары, которые можно купить на эти деньги, и те услуги, которые могут быть оплачены этими деньгами. Поэтому доходы всех членов общества ограничены количеством товаров и услуг, которые производятся в экономике. Иными словами, любое общество имеет в своем распоряжении ограниченные блага, т. е. средства, благодаря которым удовлетворяются потребности людей. Все виды ограниченных благ называются экономическими.

В распоряжении людей имеются также неограниченные, или свободные, блага. Они достаются каждому человеку в количестве, достаточном для удовлетворения его потребностей. Однако в природе имеется лишь несколько видов подобных благ. Например, вода в лесном роднике равно доступна всем, кто в этом лесу побывает.

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые (денежные) и материальные. Ресурсы используются людьми для производства и потребительских товаров и услуг, и новых ресурсов. Ресурсы, которыми располагает любая страна, ограниченны.

Именно ограниченность ресурсов лежит в основе того, что люди не могут производить беспредельное количество разнообразных экономических благ. Причем в обществе должно происходить распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные виды экономических благ. И если в одни отрасли окажется вовлеченным большее количество ресурсов, то другим отраслям останется меньшее их количество.






Факторы производства - это ресурсы, которые используются людьми для производства экономических благ.



Факторами производства владеют частные лица, компании или государство. Каждый фактор участвует в создании различных товаров и услуг и приносит собственнику этого фактора соответствующий доход.



Земля и другие природные ресурсы. В эту группу включаются все «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли в качестве места, на котором располагают производственные здания и сооружения, учебные заведения, магазины и т.д.; пахотная земля, на которой выращивают урожаи сельскохозяйственных культур; леса, воды, месторождения полезных ископаемых и т.д.

Капитал. Капитал включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал — это станки и оборудование, производственные здания, сооружения, транспортные средства, линии электропередач и транспортные коммуникации, вычислительная техника и измерительные приборы, добытое сырье и полуфабрикаты, короче, все, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием такого производства. Величина капитала зависит не только от чисто количественных параметров (например, от количества техники, используемой в сельскохозяйственном производстве), но и от того, насколько используемая техника, оборудование, станки соответствуют уровню технического прогресса. Все эти виды средств производства представляют собой реальный капитал.

Труд. Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от количества населения в трудоспособном возрасте. Чем оно больше, тем больше товаров и услуг будет произведено в стране.


Факторные доходы - это первичные доходы. Они обра­зуются от продажи факторов производства (капитала, труда, земли) и в процессе их использования. Факторные доходы выступают в следующих формах: как заработная плата - это вознаграждение за труд работников; как рента - это предос­тавление помещения, оборудования, земли в аренду; как про­цент - это вознаграждение за капитал; как прибыль - это оценка труда предпринимателя; дивиденды и т. д.

Общий (валовой) доход - это суммарный доход, который фирма получает от продажи всей продукции по рыночным ценам. Он определяется как произведение рыночной цены продукции и количества реализованной продукции: TR Р х Q.


Средний доход AR - это доход, полученный от продажи единицы продукции. Он определяется как отношение общего дохода TR к количеству реализованной продукции: AR = TR /Q (Q- количество реализованной продукции) средний доход по размеру фактически равен рыночной цене.

Предельный доход MR - это прирост дохода от роста про­даж на одну дополнительную единицу продукции. Он опре­деляется как отношение прироста общего дохода TR к при­росту количества продукции Q. MR = TR /Q (Q-дополнительная единица продукции).

Это получение дополнительного дохода от продажи до­полнительной единицы продукции. Он показывает степень эффективной работы фирмы.


Вопросы:

1. Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные изменения или и те и другие?


2. 2. За учебу в школе или посещение участкового врача не надо платить. Значит ли это, что услуги учителей и врачей - свободное благо?


Задания:


1. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение. 1. Ограниченность ресурсов. 2. Экономические блага. 3. Свободные блага. 4. Факторы производства. 5. Природные ресурсы. 6. Капитал. 7. Труд.


Определения

A. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Б. Один из факторов производства, включающий в себя такие ресурсы, необходимые для производства экономических благ, как земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.

B. Поведение человека, которое предполагает максимизацию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.

Г. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.

Д. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

Е. График, показывающий те сочетания экономических благ, которые могут быть произведены при наличных факторах производства и неизменном уровне научно-технического прогресса.

Ж. Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал.

3. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

И. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

К. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.


2. I. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие - ошибочны. Поясните почему.

1. Проблема ограниченности будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

2. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

3. Проблема выбора существует только для производителей.

4. Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом.

5. Мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства.

6. Деньги - это важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ.

7. Дивиденды являются доходом, получаемым собственником труда от тех, кто его использует.

8. Процент является доходом на капитал.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по экономике

Автор: Николаенко Геннадий Николаевич

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Интегрированный урок (экономика + математика) "
    ["seo_title"] => string(44) "intieghrirovannyi-urok-ekonomika-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "209596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431243216"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок экономики "Биржа как одна из форм оптовой торговли" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-ekonomiki-birzha-kak-odna-iz-form-optovoi-torghovli"
    ["file_id"] => string(6) "152030"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420798443"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Разработка урока экономики для 1 класса по теме "Что такое экономика""
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotka_uroka_ekonomiki_dlia_1_klassa_po_tiemie_chto_takoie_ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "458972"
    ["category_seo"] => string(9) "ekonomika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519283137"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок экономики на тему " Билет банка России" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-ekonomiki-na-tiemu-biliet-banka-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "156377"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421417087"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок экономики по теме : " Инфляция : причины, виды, последствия" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-ekonomiki-po-tiemie-infliatsiia-prichiny-vidy-posliedstviia"
    ["file_id"] => string(6) "157924"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421670369"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства