kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бюджет семьи. Урок по экономике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизизация знаний о доходах и расходах семьи,  рассмотрение закона Энгеля, интерес к самостоятельному решению задач.

Просмотр содержимого документа
«Бюджет семьи. Урок по экономике.»

4


Урок

Тема. Доходы и расходы семьи. Бюджет семьи. Закон Энгеля.

Цели и задачи: систематизировать знания доходах и расходах семьи , дать понятие о законе Энгеля, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, учить выделять главное; развитие коммуникативных качеств личности.

Оборудование: физическая карта, атласы, учебники.

Структура урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

IV. Изучение нового материала

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание


Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Устный опрос

  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся 

Эвристическая беседа

В народе говорят: “Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая”.

Скажите права ли народная мудрость?

А что нужно, чтобы не «безумно» тратились деньги? (Для этого нужно научиться формировать и распределять бюджет).

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с понятиями бюджет, доход, расход, научимся рассчитывать бюджет семьи. Для динамичного развития нашего государства стране нужны мудрые экономисты. Поэтому экономическую культуру нужно формировать как можно раньше. Начинать с семьи.

Вы, наверно, уже знаете, что раньше в состоятельных домах работали экономки, которые ведали хозяйством.

Как вы думаете – почему они пользовались большим уважением хозяев? (помогали рационально использовать денежные средства)

Буквально в переводе “бюджет” – денежная сумка. Совокупность доходов и расходов за определенный период времени.

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-либо рода деятельности.

Что может являться доходом предприятия? (доходы предприятий – разница между выручкой от продажи продукции и расходами на ее производство.)

А благотворительной организации? (доходы благотворительных организаций – членские взносы, пожертвование.)

Государственных органов власти? (доходы государственных органов власти-платежи и налоги.)

Семьи получают доходы благодаря факторам производства:

  1. Труда (умственные способности и навыки…)

  2. Капиталла (автомобиль, квартира) Следует помнить, что доход приносит только та собственность, которая может быть направлена на производство нужных людям благ. Автомобиль – капитал, когда его используют для получения дохода (напр. такси)

  3. Земли (ресурсы земельные…)

  4. Предпринимательские способности.

Доход семьи можно классифицировать:

  1. Денежные.
    А) Зарплата с доплатами.
    Б) Пенсии, стипендии, социальные выплаты
    В) От предпринимательской деятельности (надомное кустарное производство, оказание частных услуг, продажа продукции приусадебного хозяйства).
    Г) Доходы от операций, % по банковскому вкладу, ценных бумаг, от курса валют).

  2. Натуральные.

  3. Предоставление льгот.

Семейные доходы можно квалифицировать в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит

Факторы производства

Вид приносимых доходов

Труд наемного работника

Заработная плата

Труд предпринимателя и капитал фирмы, созданный за счет собственных средств

Прибыль собственников

Производственный капитал фирмы

Прибыль фирмы, доход ее владельцев

Земля (природные ресурсы)

Рента

Денежный капитал

Процент

В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата.

В Дании существует интересная поговорка “Датчанин живет как принц, потому что экономит как нищий”.

Статьи расходов на удовлетворение потребностей: – материальные потребности (питание, одежду, бытовые предметы, оплата жилья). 

– духовные потребности (образование, зрелищные мероприятия – театр, футбол…)
– социальные потребности (газеты, журналы…) 
– неразумные потребности (алкоголь, сигареты, сладкие продукты, не очень нужные, но престижные вещи….) – жилищные потребности (строительство дома, ремонт квартиры, гараж…)
– транспорт 

Расходы классифицируют: 

  1. Постоянные – можно запланировать. (Плата за квартиру, проездной билет, покупка основных продуктов питания).

  2. Переменные.
    А) Циклические – предметы, которые покупают на долгое время (мебель 7-12 лет, шубу…) Б) Непредвиденные (ремонт сломавшейся техники, покупка лекарств…) 
    В) Сезонные – связанные с сезонными явлениями (закупка ягод впрок, семян для посева…)

  3. Единовременные (украшения, обручальное кольцо…)

Семейные расходы: 

  1. Личное потребление (самая большая величина)

  2. Денежные сбережения (покупка ценных бумаг).

  3. Налоги и другие обязательные платежи (они уменьшают сумму, которую семья может потратить на свои цели).

Структура потребления в России и США сильно отличается. Много денег российскими гражданами тратится на питание в сравнении с другими развитыми странами.

Еще в 19 в. Прусский статист Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между дохода, количеством и качеством покупаемых товаров. Согласно закону Энгеля,с увеличением дохода уменьшается его часть, используемая на питание и предметы первой необходимости, а доля расходов на культурные нужды, предметы роскоши, сбережения увеличивается.

. Как говорится “Наши потребности в пище ограничены стенками нашего желудка”. На промтовары и услуги изменяется мало, а на культуру увеличиваются”

Конечно, нельзя не учитывать при подсчете расходов.

Расходы семьи могут уменьшить 

1) Выращивание своих овощей, изготовление благ собственными руками (пошив одежды).
2) Бесплатные блага, которые предоставляет государство (бесплатный проезд).
3) Бережное отношение к вещам (Напр. пальто носить не 2 года, а 3).

Вернемся к понятию бюджет.

Бюджет бывает ):

  1. Личный

  2. Семейный

  3. Предприятий, фирм

  4. Государственный

Бюджет можно представить в виде весов. 

Если чаши весов в равновесии, значит бюджет сбалансированный. Это позволит рационально использовать ресурсы семьи.

Если расходы больше доходов – бюджет дефицитный.

Если доходы больше расходов – бюджет избыточный.

Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы (

  1. Постановка финансовых целей. (Например, планирование крупной машины, отдых, образование…)

  2. Оценка доходов и возможность увеличить доходную часть бюджета.

  3. Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.

Для того чтобы рационально использовать средства необходимо вести финансовую документацию. Есть много вариантов хозяйственных и бухгалтерских книг. (Слайд №31)

Рассмотрев тему, попытаемся выполнить практическую работу.

У нас две семьи (Работа в группах.). Нужно подсчитать бюджет двух семей.

Выполнение практической работы.

Выводы из практической работы.

  1. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Мини опрос

  1. Итог урока

Подведение итогов, составление оценок

VI Домашнее задание

Составить бюджет семьи и просчитать возможные статьи экономии


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Бюджет семьи. Урок по экономике.

Автор: Дзигора Ольга Владимировна

Дата: 07.11.2019

Номер свидетельства: 526137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Домашняя экономика. Бюджет семьи. "
    ["seo_title"] => string(38) "domashniaia-ekonomika-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "118157"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413049600"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок по технологии по теме "Бюджет семьи" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-po-tiekhnologhii-po-tiemie-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "191356"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427296999"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Бюджет семьи" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "239719"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444842344"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Тема: Бюджет семьи "
    ["seo_title"] => string(22) "tiema-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "198287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428391673"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация  к уроку по окружающему миру 2 класс "Бюджет семьи""
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-k-uroku-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "324155"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1462366074"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства