kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: Методические приемы и формы работы на уроке, обеспечивающие развитие познавательной деятельности студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представленыметодические приемы и формы на уроке, обеспечивающие развитие познавательной деятельности студентов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Методические приемы и формы работы на уроке, обеспечивающие развитие познавательной деятельности студентов»

Методические приемы и формы работы на уроке, обеспечивающие развитие познавательной деятельности учащихся.

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение обучающегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение обучающихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Управление активностью традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- заниматься обучением отстающих;

- объяснять более слабым обучающимся непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности обучающихся. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося.

У обучающегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности.

Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания экономических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов обучающихся.

Принцип взаимообучения.

Следует иметь в виду, что обучающиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем.

Важно, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.

Принцип самообучения.

Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого обучающегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность обучающихся.

В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, можно назвать следующие:

Профессиональный интерес. Обучающийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Состязательность В учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности обучающегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с обучающимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у обучающихся теоретического мышления при анализе и обобщении закономерностей природы. Для закрепления навыка работы с литературой дают обучающимся различные посильные задания.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: дается группе конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого обучающегося.

Здесь есть свои требования:

-текст нужно воспринимать зрительно

-нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят сборники заданий для учащихся, а также пользуюсь раздаточными дидактическими материалами.

Их делю на три типа:

1. Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

3) Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

2) Тестовые задания.

4. Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении обучающихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у обучающихся приемов умственной деятельности, анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все обучающиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические задачи по аналогии или творческого характера, но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого характера - сильным обучающимся, а аналогичные - слабым. Каждый обучающийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

Практические методы.

Методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность обучающихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

в) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) обучающиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри.

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым учащимся будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

4) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует, «моделирует» деятельность свою и обучающихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности.

При составлении перспективно-тематического плана и плана конспекта урока я опираюсь на следующие дидактические принципы.

При реализации принципа целенаправленности учителю следует добиваться того, чтобы его усилия по обучению и воспитанию обучающихся сливались с их ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию, самосовершенствованию. Такое сотрудничество возможно, если обучающимся известны и понятны цели всего учебно-воспитательного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения учащихся, корректировать неправильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать новые.

Научность обучения. Научность обучения экономике учащихся достигается в том случае, если обучающимся рассказывают не только, например, о том, какое место производство занимает в экономике, но и дают ответ на вопрос, почему именно так.

Преподаватель должен знакомить обучающихся с объективными научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями, с современными достижениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.

Это позволит обучающимся в будущем лучше приспособиться к современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе в условиях рынка труда и профессий.

Связь с практикой, жизнью. Обучение экономике должно быть построено на реальных примерах, событиях - это играет важную роль в обучении учащихся в условиях рыночной экономики и способствует активизации познавательной деятельности. Формирование экономических знаний и умений, экономической воспитанности, культуры происходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения условий практической работы обучающихся к производственным.

Систематичность и последовательность в обучении. Знания и умения обучающихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. Для приведения знаний обучающихся в систему важную роль играет обобщение изучаемого материала. В связи с этим обучающимся дают знания о наиболее общих закономерностях развития производства, знакомят с такими предметами, средствами и процессами труда, в которых наиболее полно отражается комплекс научных знаний и выражаются достижения и тенденции научно-технического прогресса.

Сознательность, активность и самостоятельность обучающихся в обучении. Этот принцип заключается в активном овладении обучающимся знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы.

Учителю следует ставить обучающихся в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умениями, методами учения. Актуальность рассматриваемого принципа для обучения экономики определяется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно сформировать экономические умения. Поэтому деятельность обучающихся должна быть организована так, чтобы они самостоятельно выполняли упражнения, решали экономические задачи, учились при этом пользоваться литературой, а также документацией.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. Оно должно включать непосредственное восприятие обучающимися конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий. Поэтому в обучении экономике применяю наглядные материалы в виде схем, таблиц, графиков.

Прочность и действенность результатов обучения, усвоение знаний и умений обучающимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.




Литература


  1. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

  2. Зайцева И.А. Моделирование образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Ростов н/Д, 2000 г.

  3. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин.— Рос­тов н/Д.: Феникс, 2005 г.

  4. Полант Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование”, 2002 г.

  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Подред. В.А. Сластенина: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.

  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум, 2003 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Рябоконь Тамара Николаевна

Дата: 15.12.2020

Номер свидетельства: 567059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "доклад "Формирование у студентов мотивации к изучению физики" "
    ["seo_title"] => string(65) "doklad-formirovaniie-u-studientov-motivatsii-k-izuchieniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225215"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439486949"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Комплекс заданий направленный на формирование представлений о зависимости между величинами у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(123) "komplieks-zadanii-napravliennyi-na-formirovaniie-priedstavlienii-o-zavisimosti-miezhdu-vielichinami-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459187019"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства