kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по экономике "Конкуренция и монополия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей.

 Дэвид Сарнофф  (1891-1971), американский бизнесмен,

один из основателей радио и телевещания в США.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по экономике "Конкуренция и монополия"»

Конкуренция и монополия Конкуренция и монополия- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию.

Конкуренция и монополия

Конкуренция и монополия- это противоположные понятия.

Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  • Конкуренция как экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее полную реализацию своих экономических интересов.
  • Виды конкуренции:
  • совершенная несовершенная (монополистическая, олигополия, монополия)
  • совершенная
  • несовершенная (монополистическая, олигополия, монополия)
  • Признаки совершенной конкуренции: на рынке действует неограниченное число фирм; отсутствуют искусственно созданные преимущества; товары продаются по свободным ценам.
  • на рынке действует неограниченное число фирм;
  • отсутствуют искусственно созданные преимущества;
  • товары продаются по свободным ценам.
  • Монополия как деятельность в отсутствии конкуренции.
  • Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):
  • наличие на рынке одного продавца; формирование монопольно высокой цены; искусственно созданные преимущества, входные и выходные барьеры; вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей; снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.
  • наличие на рынке одного продавца;
  • формирование монопольно высокой цены;
  • искусственно созданные преимущества, входные и выходные барьеры;
  • вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;
  • снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.
ЦИТАТНИК Кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, - не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, а потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом. Плутарх (ок. 45 - ок. 127 гг.), древнегреческий философ. Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей.  Дэвид Сарнофф  (1891-1971), американский бизнесмен, один из основателей радио и телевещания в США. Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов. Шарль де Голль (1890-1970), французский военный и государственный деятель, руководитель французского Сопротивления, президент  Франции. В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент. Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто.  Аристотель Онассис (1906-1975), греческий судовладелец, миллиардер.

ЦИТАТНИК

Кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, - не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, а потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127 гг.), древнегреческий философ.

Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей.

Дэвид Сарнофф  (1891-1971), американский бизнесмен,

один из основателей радио и телевещания в США.

Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов.

Шарль де Голль (1890-1970), французский военный и государственный деятель, руководитель французского Сопротивления, президент  Франции.

В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент. Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто. 

Аристотель Онассис (1906-1975), греческий судовладелец, миллиардер.

Итак, уточним:

Итак, уточним:

  • Термин «конкуренция» происходит от лат. concurentia и означает соперничество, соревнования, состязание.
  • Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции - основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование - конкуренция.
  • Конкуренция - это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция - это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества.
Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы:

Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: "Что? Как? Для кого?" следует производить.

  • Конкуренция - способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресурсов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложения, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стремится предложить более высокую цену за дефицитный товар - цена повышается, увеличивается предложение, т. е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.
  • Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что факторы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Конкуренция выполняет стимулирующую функцию:

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию:

  • Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.
Конкуренция выполняет распределительную функцию

Конкуренция выполняет распределительную функцию

  • Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов обеспечивает получение прибыли. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка.
Известны разные типы конкурентного поведения:

Известны разные типы конкурентного поведения:

  • креативное (созидательное), направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  • приспособленческое, учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее (гарантирующее), направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают:

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают:

  • "лидеров" (фирмы, на долю которых приходится до 40% рынка); "претендентов на лидерство" (до 30% рынка); "ведомых" (до 20% рынка); "новичков" (до 10% рынка).
  • Очевидно, что "ведомые" менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между "лидерами" и "претендентами на лидерство", а наиболее энергичными, атакующими конкурентами выступают "новички".
  • Конкуренция может быть внутриотраслевой (между производителями аналогичных товаров) и межотраслевой (между производителями различных отраслей).
Существуют разные методы конкурентной борьбы: ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену на свою продукцию. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления монопольно низкой цены на продукцию; неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров-заменителей; послепродажное обслуживание, реклама. Все это - методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят

Существуют разные методы конкурентной борьбы:

  • ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену на свою продукцию. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления монопольно низкой цены на продукцию;
  • неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров-заменителей; послепродажное обслуживание, реклама.

Все это - методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят "законный" характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам).

Наряду с добросовестной, честной конкуренцией существует

Наряду с добросовестной, честной конкуренцией существует "недобросовестная, нечестная” конкуренция

  • Это способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества и эффективности производства, а с использованием таких методов, как:
  • продажа по цене ниже себестоимости;
  • установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
  • ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;
  • недобросовестное копирование товаров конкурентов;
  • нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
  • промышленный шпионаж.
Кто выигрывает от недобросовестной конкуренции? Производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой. Итак, конкуренция - это необходимый инструмент рыночного механизма, достижения рыночного равновесия. Однако степень развитости конкуренции на разных рынках может быть различной. Именно степень конкурентности рынка, ее формы и методы определяют структуру рынка - такие его основные черты, как: количество и размер фирм, функционирующих на рынке, характер производимых ими товаров, степень контроля над ценами со стороны отдельных участников рынка, легкость вхождения на рынок и выхода с рынка, доступность рыночной информации.
  • Кто выигрывает от недобросовестной конкуренции?
  • Производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой.
  • Итак, конкуренция - это необходимый инструмент рыночного механизма, достижения рыночного равновесия. Однако степень развитости конкуренции на разных рынках может быть различной.
  • Именно степень конкурентности рынка, ее формы и методы определяют структуру рынка - такие его основные черты, как: количество и размер фирм, функционирующих на рынке, характер производимых ими товаров, степень контроля над ценами со стороны отдельных участников рынка, легкость вхождения на рынок и выхода с рынка, доступность рыночной информации.
Типы конкурентных рынков (по Липсицу) 1) совершенной (чистой) конкуренции 2) монополистической конкуренции 3) олигополии 4) монополии (или чистой монополии) Главное отличие между ними – в соотношении сил продавцов и покупателей, то есть в возможности каждой из сторон рынка влиять на формирование рыночных цен к своей выгоде

Типы конкурентных рынков (по Липсицу)

  • 1) совершенной (чистой) конкуренции
  • 2) монополистической конкуренции
  • 3) олигополии
  • 4) монополии (или чистой монополии)

Главное отличие между ними – в соотношении сил продавцов и покупателей, то есть в возможности каждой из сторон рынка влиять на формирование рыночных цен к своей выгоде

Где возможности покупателей и продавцов равны? Они равны только на рынке совершенной (чистой) конкуренции. При всех остальных типах рынка влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая максимума при чистой монополии.

Где возможности покупателей и продавцов равны?

Они равны только на рынке совершенной (чистой) конкуренции. При всех остальных типах рынка влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая максимума при чистой монополии.

Совершенная конкуренция - это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики,

Совершенная конкуренция - это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, "чистому", немодифицированному рынку.

  • Рынку совершенной конкуренции, или классическому конкурентному рынку, свойственны следующие черты (признаки):
  • значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;
  • объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме рыночного предложения, что отдельная фирма повлиять на цену не может;
  • всеми продавцами предлагается однородная, стандартная продукция;
  • все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;
  • свобода входа и выхода: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Рынок, характеризующийся такими чертами, называют

Рынок, характеризующийся такими чертами, называют "идеальным", или "свободным".

  • При соблюдении этих условий все участники рынка оказываются в действительно равноправном положении. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий, так как в условиях совершенной конкуренции производитель может увеличить свою прибыль, лишь снизив издержки производства.
  • В реальной жизни каждый из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглашения в целях давления на покупателей, наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информации и т. д.
  • Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран ХIХ в. В ХХI в. Совершенная конкуренция - явление редкое. С некоторыми оговорками к такому типу рынка сегодня можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, товарные биржи, валютные, фондовые рынки.
  • На большей же части рынков конкуренция ограничена или вообще отсутствует.
Рынок монополистической конкуренции

Рынок монополистической конкуренции

  • Ситуация, характеризующаяся тем, что для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям много разновидностей заменяющих товаров с существенными отличиями, но при этом каждая разновидность предлагается на рынок только одним продавцом.
  • Такой тип конкуренции распространен в развитых странах в настоящее время. Так живут следующие отрасли экономики:
  • 1) где для организации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия, и потому не требуется крупного капитала (невысок барьер для выхода на рынок)
  • 2) возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность
  • 3) права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак, то есть с помощью патентов. Именно в силу такой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменным названием и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с теми же свойствами, как продукция, защищенная патентом.
Рынок олигополии

Рынок олигополии

  • Рынок, для которого характерно, что одинаковые и сходные товары здесь производит наибольшее число крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.
  • Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. И экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таков, что все нуды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.
Примеры олигопольных рынков

Примеры олигопольных рынков

  • Олигополия – рынок, на котором конкуренция происходит лишь между небольшим числом фирм, вытеснивших остальных соперников. Пример: рынок США огромен. Но его потребности в автомобилях в течение десятилетий обеспечивали три крупнейшие компании – Ford, General Motors, и Chrysler. Только приход японских фирм разрушил эту олигополию и превратил олигопольный рынок в рынок монополистической конкуренции.
  • Олигопольными обычно являются рынки нефте-химической продукции, международных авиаперевозок, тяжелого оборудования. Это рынки, которые требуют у входящих огромных вложений и большие предприятия – барьер для входа на такой рынок очень высок.
Рынок монополии

Рынок монополии

  • Рынок, где худшие условия складываются для покупателя. Само слово «монополия» – от греческих слов «монос» - один, «полео» – продаю. Следовательно, ситуация на этом рынке – когда есть только один продавец.
  • При монополии покупателю трудно торговаться насчет цены и других условий покупки. Именно такой была до недавнего времени вся экономическая жизнь в нашей стране.
  • Естественно, для покупателя существует единственная форма протеста – товар не покупать. Но этот метод не всегда можно использовать, ведь товар может быть необходим!
Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»).  Один молочный комбинат, скупающий продукцию В городе одно предприятие – наниматель рабочей силы Скупка мяса (шкур) в отдаленной местности одним покупателем

Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»).

Один молочный комбинат, скупающий продукцию

В городе одно предприятие – наниматель рабочей силы

Скупка мяса (шкур) в отдаленной местности одним покупателем

Какие виды конкуренции показаны на рисунке? Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. Диктат (монополия) покупателя на рынке (его способность влиять на цену)

Какие виды конкуренции показаны

на рисунке?

Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. Диктат (монополия) покупателя на рынке (его способность влиять на цену)

СОВЕРШЕННАЯ МОНОПОЛИСТИ-ЧЕСКАЯ Какие виды конкуренции показаны на рисунке? МОНОПОЛИЯ Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. Диктат (монополия) покупателя на рынке (его способность влиять на цену) МОНОПСОНИЯ

СОВЕРШЕННАЯ

МОНОПОЛИСТИ-ЧЕСКАЯ

Какие виды конкуренции показаны

на рисунке?

МОНОПОЛИЯ

Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. Диктат (монополия) покупателя на рынке (его способность влиять на цену)

МОНОПСОНИЯ

Проверим себя?

Проверим себя?

  • Что такое конкуренция? Какие функции она выполняет в рыночной экономике?
  • Какие существуют типы конкурентного поведения? Как группируются фирмы с точки зрения их активности в конкурентной борьбе?
  • Какие существуют методы конкурентной борьбы?
  • Что такое "добросовестная" и "недобросовестная конкуренция"?
  • Назовите основные черты рынка совершенной конкуренции.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация по экономике "Конкуренция и монополия"

Автор: Филиппенко Ольга Викторовна

Дата: 29.03.2021

Номер свидетельства: 576996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Деловая игра: "Конкурентоспособность. Лидер в конкуренции""
    ["seo_title"] => string(55) "delovaia_igra_konkurentosposobnost_lider_v_konkurentsii"
    ["file_id"] => string(6) "518892"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1567324226"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект повторительно-обобщающего урока по обществознанию по теме "Экономическая сфера" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchaiushchiegho-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-ekonomichieskaia-sfiera"
    ["file_id"] => string(6) "243692"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445786336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства