Рабочая программа по курсу "Экономика: первые шаги"
Рабочая программа по курсу "Экономика: первые шаги"
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Экономика: первые шаги"»
I. Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу «Экономика: первые шаги»
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.
Общая характеристика курса
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», ее изучение дает возможность:
формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
развивать основы потребительской культуры;
расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;
способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Рабочая программа учителя по курсу «Экономика: первые шаги»(3 кл) составлена на основе «Сборника программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Авторы курса – О.С. Корнеева (с. 117), Рабочей программы по курсу «Экономика: первые шаги»(1-4 кл) МБОУ СОШ №27.
Изменения в авторскую программу не внесены
Место предмета в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 3 классе 1 ч в неделю, всего 34 часа. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Авторская программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
По календарю - 31 ч. Объединены следующие занятия:
№23: Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов и №24: Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов
№30: Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). и №31: Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
№33: Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. и №34: Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Формы организации учебного процесса и их сочетание
Освоение учащимися факультатива «Удивительный мир слов» организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Преимущества в использовании внеурочной деятельности заключаются в закреплении и практическом использовании отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, например, Русский язык, литературное чтение
Основными формами текущего контроля являются:
наблюдение
беседа
устный опрос;
диагностические работы;
тестовые задания;
творческие работы.
Тематическое планирование по курсу «Экономика: первые шаги»
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1.
Жила-была денежка
8 ч
2.
У всякого товара есть цена
3 ч
3.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
7 ч
4.
Доход не бывает без хлопот
9 ч
5.
«Дом невелик, да лежать не велит»
6 ч
II. Календарно-тематическое планирование по курсу: «Экономика: первые шаги»
3 класс
№
п/п
Наимено-вание
раздела
программы
Тема занятия
Дата
проведения
По
плану
По факту
Жила-была денежка
(8 ч)
Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.
06.09
Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.
13.09
Необходимость обмена. Бартер.
20.09
Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны
монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.
27.09
Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны
монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.
04.10
Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России.
11.10
Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
18.10
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести.
25.10
У всякого товара есть цена
(3 ч)
Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
08.11
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
15.11
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
22.11
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
(7ч)
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.
29.11
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.
06.12
Покупатель имеет право на покупку
качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.
13.12
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.
20.12
Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
10.01
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.
17.01
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.
24.01
Доход не бывает без хлопот
(9ч)
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная
плата, пенсия, стипендия, пособие.
31.01
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная
плата, пенсия, стипендия, пособие.
07.02
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
14.02
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
21.02
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов
28.02
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
14.03
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка
в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
21.03
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.
04.04
«Дом невелик, да лежать не велит»
(6ч)
Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи
в домашнее хозяйство
11.04
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства.
18.04
Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
25.04
Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
16.05
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
23.05
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса