Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги», разработана на основе авторской программы Корнеевой О.С., соответствующей направлениям, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, рабочей программы по курсу «Экономика: первые шаги» (1-4-е классы) МБОУ СОШ №27 г. Белгорода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономика:первые шаги_рабочая программа»
Пояснительная записка к курсу «Экономика: первые шаги»
Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги», разработана на основе авторской программы Корнеевой О.С., соответствующей направлениям, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, рабочей программы по курсу «Экономика: первые шаги» (1-4-е классы) МБОУ СОШ №27 г. Белгорода.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.
Общая характеристика курса
Логика программы курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:
—формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
—обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
—развивать основы потребительской культуры;
—расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
—способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
—показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Место курса в учебном плане.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе со второго полугодия, 1 ч в неделю, всего 15 ч. По календарю на 2019 – 2020 учебный год – 12 часов. Уплотнение произведено за счет объединения занятий:
№6: Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). и №7: Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
№10: Ценность труда людей разных профессий. и №11: Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
№14: Как люди выбирают профессию. Как люди получают профессию. и №15: Профессии членов семьи.
Тематическое планирование по курсу «Экономика: первые шаги»
на 2019-2020 учебный год
1 класс
№
Наименование раздела
Часы учебного времени
1 класс
15 часов
1
Я и моя семья
4 ч
2
Моё и чужое
3 ч
3
Почему люди трудятся
4 ч
4
Все работы хороши
4 ч
Календарно-тематическое планирование по курсу «Экономика: первые шаги»
на 2019-2020 учебный год_1 класс
№ п/п
Название раздела программы
Тема занятия
Планируемые результаты
Дата проведения
Предметные УУД
Метапредметные УУД
по плану
факти-чески
1.
Я и моя семья
(4 ч)
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Предметные УУД:
Определять членов семьи, их роль в семейном обустройстве
Познавательные УУД:
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений;
-расширить свои знания о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
КоммуникативныеУУД:
формулировать собственное
мнение и позицию;
РегулятивныеУУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
04.02
2.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка в доме.
Предметные УУД:
Определять членов семьи, их роль в семейном обустройстве
11.02
3.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
Предметные УУД:
Определять членов семьи, их роль в семейном обустройстве
25.02
4.
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность, щедрость. Игра: «Я — хозяин большого дома».
Предметные УУД:
Определять членов семьи, их роль в семейном обустройстве
03.03
5.
Моё и чужое (3 ч)
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.
Предметные УУД:
Иметь понятие о собственности. Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
ПознавательныеУУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
КоммуникативныеУУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
РегулятивныеУУД:
ориентироваться на разные способы решения познавательных задач; принимать и сохранять учебную задачу
Личностные УУД:
расширять активный словарь, включая
в него экономические термины;
10.03
6.
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Предметные УУД:
Иметь понятие о собственности. Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
17.03
7.
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Предметные УУД:
Иметь понятие о собственности. Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
8.
Почему люди трудятся (4 ч)
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Предметные УУД: Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Различать виды ресурсов; обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
ПознавательныеУУД:
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов;
КоммуникативныеУУД:
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
-оценивать свои желания и возможности их реализации.
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
Личностные УУД:
расширять активный словарь, включая
в него экономические термины;
07.04
9.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.
Предметные УУД:
Осознать важность труда.
Узнавать профессии
14.04
10.
Ценность труда людей разных профессий.
Предметные УУД:
Понимать ценность любого труда.
21.04
11.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Предметные УУД:
Понимать, что учение — это тоже труд, учебный труд является источником знаний и залогом будущего мастерства.
12.
Все работы хороши (4 ч)
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Предметные УУД:
Знать наиболее распространенные профессии: врач, инженер, педагог, космонавт, инженер
Уметь отличать человека одной профессии от другой
Познавательные УУД:
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений;
КоммуникативныеУУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
Личностные УУД:
расширять активный словарь, включая
в него экономические термины;
28.04
13.
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Предметные УУД:
Знать профессии, связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом
Уметь отличать человека одной профессии от другой
05.05
14.
Как люди выбирают профессию. Как люди получают профессию.
Предметные УУД:
Выяснить, как люди выбирают и получают ту или иную профессию.
19.05
15.
Профессии членов семьи.
Предметные УУД:
Узнать о профессиях членов своей семьи
III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по курсу «Экономика: первые шаги»
№
Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой
Основная литература:
Корнеева О.С.: Экономика: первые шаги. Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.
Дополнительная литература:
Даль В.И. Старик - годовик. - М.: Детская литература, 1985.