kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономика:первые шаги_рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги», разработана на основе авторской программы Корнеевой О.С., соответствующей направлениям, предусмотренными Федеральным   государственным образовательным стандартом начального общего образования, рабочей программы по курсу «Экономика: первые шаги» (1-4-е классы) МБОУ СОШ №27 г. Белгорода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономика:первые шаги_рабочая программа»


Пояснительная записка к курсу «Экономика: первые шаги»


Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги», разработана на основе авторской программы Корнеевой О.С., соответствующей направлениям, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, рабочей программы по курсу «Экономика: первые шаги» (1-4-е классы) МБОУ СОШ №27 г. Белгорода.

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.


Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:

Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.

С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.


Общая характеристика курса

Логика программы курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:

—формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

—обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

—развивать основы потребительской культуры;

—расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

—способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

—формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

—показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.


Место курса в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе со второго полугодия, 1 ч в неделю, всего 15 ч. По календарю на 2019 – 2020 учебный год – 12 часов. Уплотнение произведено за счет объединения занятий:

№6: Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). и №7: Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

№10: Ценность труда людей разных профессий. и №11: Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

№14: Как люди выбирают профессию. Как люди получают профессию. и №15: Профессии членов семьи.




Тематическое планирование по курсу «Экономика: первые шаги»

на 2019-2020 учебный год

1 класс


Наименование раздела

Часы учебного времени


1 класс

15 часов

1

Я и моя семья

4 ч

2

Моё и чужое

3 ч

3

Почему люди трудятся

4 ч

4

Все работы хороши

4 ч









Календарно-тематическое планирование по курсу «Экономика: первые шаги»

на 2019-2020 учебный год_1 класс


п/п

Название раздела программы

Тема занятия

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные УУД

Метапредметные УУД

по плану

факти-чески

1.

Я и моя семья

(4 ч)


Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Предметные УУД:

Определять членов семьи, их роль в семейном обустройстве

Познавательные УУД:

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений;

-расширить свои знания о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;


Коммуникативные УУД:

формулировать собственное

мнение и позицию;


Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

04.02


2.


Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

Предметные УУД:

Определять членов семьи, их роль в семейном обустройстве

11.02


3.


Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Предметные УУД:

Определять членов семьи, их роль в семейном обустройстве

25.02


4.


Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность, щедрость. Игра:  «Я — хозяин большого дома».

Предметные УУД:

Определять членов семьи, их роль в семейном обустройстве

03.03


5.

Моё и чужое (3 ч)


Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.

Предметные УУД:

  • Иметь понятие о собственности. Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.


Познавательные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;


Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;


Регулятивные УУД:

ориентироваться на разные способы решения познавательных задач; принимать и сохранять учебную задачу


Личностные УУД:

расширять активный словарь, включая

в него экономические термины;

10.03

6.

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Предметные УУД:

  • Иметь понятие о собственности. Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

17.03

7.


Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

  • Предметные УУД:

Иметь понятие о собственности. Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

8.

Почему люди трудятся (4 ч)


Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Предметные УУД: Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Различать виды ресурсов; обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.


Познавательные УУД:

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов;


Коммуникативные УУД:

учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

-оценивать свои желания и возможности их реализации.


Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;


Личностные УУД:

расширять активный словарь, включая

в него экономические термины;

07.04

9.


Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

Предметные УУД:

  • Осознать важность труда.

Узнавать профессии

14.04


10.


Ценность труда людей разных профессий.

Предметные УУД:

  • Понимать ценность любого труда.

21.04

11.


Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Предметные УУД:

  • Понимать, что учение — это тоже труд, учебный труд является источником знаний и залогом будущего мастерства.

12.

Все работы хороши (4 ч)


Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Предметные УУД:

  • Знать наиболее распространенные профессии: врач, инженер, педагог, космонавт, инженер

  • Уметь отличать человека одной профессии от другой

Познавательные УУД:

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений;


Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;


Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;


Личностные УУД:

расширять активный словарь, включая

в него экономические термины;

28.04


13.


Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Предметные УУД:

  • Знать профессии, связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом

  • Уметь отличать человека одной профессии от другой

05.05


14.


Как люди выбирают профессию. Как люди получают профессию.

Предметные УУД:

  • Выяснить, как люди выбирают и получают ту или иную профессию.

19.05


15.

Профессии членов семьи.

Предметные УУД:

  • Узнать о профессиях членов своей семьи

III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по курсу «Экономика: первые шаги»



Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой


Основная литература:

    • Корнеева О.С.: Экономика: первые шаги. Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.



Дополнительная литература:

    • Даль В.И. Старик - годовик. - М.: Детская литература, 1985.

    • Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. - Новосибирск: Изд-во НГУ 1997.

    • Журавлев Г.Т., Захарова А.В. Экономика в играх и задачах. - М.:Экспресс, 1996.

    • Засканов В.Г, Османкин Н.Н. Экономика. - Самара: Издательский дом Федотов, 1994.

    • Кларина Л.М. Уроки гнома Эконома и феи Экологии. - М.: Вита -Пресс, 1997,

    • Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе. — М.: Вита - Пресс, 1997.

    • Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.

    • Лебедева В.Н., Корлюгова Ю.Н. Экономика в играх и задачах. - М.: Экспресс, 1999.

    • Легкий хлеб: Сборник русских народных сказок /Перевод Е. Благининой. - М.: Детская литература, 1978.

    • Моисеева Н.Ф. Сказки как средство экономического воспитания. - Абакан: Изд. Хакасского гос. ун-та, 1999.

    • Наши семьи: Методическое пособие для учителей и консультантов. - М., 1999.

    • Пословицы, поговорки, загадки / Под ред. А.Н. Мартыновой - М.: Современник, 1986.

    • Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Экономическая азбука для детей. - М.: Инфа - М, 1998.

    • Симоненко В.Д. Семейная экономика. — М.: Вита - Пресс, 2000.

    • Сказки народов мира / Под ред. В.П. Аникина - М.: Детская литература, 1987.

    • Смирнова Т., Преснякова Т. Путешествие в компании Белки и ее друзей. - Самара, 1998.

    • Сутеев В. Сказки и картинки. - М.: Детская литература, 1991


Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр/ магнитофон.


Оборудование класса


Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Полки для Уголка книг

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экономика:первые шаги_рабочая программа

Автор: Петрова Валентина Ивановна

Дата: 12.07.2020

Номер свидетельства: 554694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства