Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины
Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, является вариативной частью основных профессиональных образовательных программ по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, является вариативной частью основных профессиональных образовательных программ по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Председатель цикловой комиссии
_____________ Е.А. Вовк
(подпись Ф.И.О.)
Заместитель директора по учебной работе
_____________ И.А. Дьяченко
(подпись Ф.И.О.)
Составитель: Е, А. Вовк преподаватель ГОУ СПО ЛНР «РТЭК»
(Ф.И.О., должность, наименование образовательной организации (учреждения)
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/ 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК ______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………..… 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………………………….………….. 12
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……..………………………………………………………………………….....………………… 13
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы управленческой деятельности» является вариативной частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы управленческой деятельности» может быть использована для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
2.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Основы управленческой деятельности» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих базовые знания и навыки, необходимые будущей профессиональной деятельности выпускника. Эти знания необходимы для решения конкретных профессиональных задач, решаемых на предприятии.
2.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
анализировать организационные структуры управления;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать различные варианты управленческих решений;
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
планировать и управлять личной работой менеджера;
строить и анализировать свою речь, владеть культурой речи;
заинтересовать слушателей в процессе обучения;
оценивать мотивационные потребности персонала;
организовывать мероприятия по сбережению здоровья трудящихся, соревнования по профессии;
владеть приемами стимулирования персонала;
владеть приемами управления конфликтными ситуациями;
оценивать уровень технико-экономических показателей по участку;
определять факторы, влияющие на производительность труда, затраты и себестоимость по участку;
оценивать состояние охраны труда и промышленной безопасности; определять потребность в рабочих кадрах и оценивать состояние трудовой дисциплины по участку;
оценивать уровень квалификации персонала участка;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
цикл менеджмента;
роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
виды управленческих решений, процесс принятия и реализации управленческих решений, методы и уровни принятия решений;
характеристики внешней и внутренней среды организации;
понятие имиджа организации и менеджера;
стили управления и коммуникации;
систему методов управления;
методы принятия и реализации управленческих решений;
элементы самоорганизации;
должностные инструкции; правила внутреннего распорядка организации; приложения основные положения Трудового кодекса Луганской Народной республики;
систему оплаты труда;
мотивации труда, управление конфликтами, этику делового общения; факторы, влияющие на психологический климат в коллективе; психологические аспекты управления коллективом; принципы делового общения в коллективе;
основные сведения об экономическом анализе, этапы проведения анализа; способы сбора и обработки информации, формы представления результатов анализа;
программное обеспечение для автоматизированной обработки данных и создания информационной базы.
2.4. Использование часов вариативной части ППССЗ*
№
п/п
Дополнительные знания, умения
№, наименование темы
Количество часов
Обоснование включения в программу
*- пункт оформляется,если часы вариативной части использовались приразработке программы.
2.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки учащегося 96 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа; самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности и приобретение компетенций:
Код
Наименованиерезультатаобучения
ПК 1.1.
Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и
электромеханического оборудования.
ПК 1.2.
Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт
электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3
Осуществлять диагностику и технический контроль при
эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1.
Организовать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и
ремонту бытовой техники.
ПК 2.2.
Осуществлять диагностику и контроль технического состояния
Краткое содержание предмета и его связи с другими дисциплинами цикла
2
Раздел 1. Сущность управления и управленческой деятельности
46
Тема 1.
Сущность и содержание управленческой деятельности.
Содержание
2
Краткое содержание предмета и его связи с другими дисциплинами цикла. Понятие и виды управления. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Субъект и объект управления. Принципы и законы управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Самостоятельная работа:
Выполнение рефератов, докладов, сообщений по темам: Субъект и объект управления. Принципы и законы управления.
4
Тема 2.
Цели и задачи управленческой деятельности
Содержание
2
Цели и задачи управленческой деятельности. Цели производственной деятельности. Цели социального управления. Тактическое и стратегическое управление. Стратегия управления.
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада по теме «Биография теоретика менеджмента»
Подготовка презентации на тему «Я - управляющий»
Подготовка эссе на тему «Стратегия управления»
4
Тема 3.
Организационная структура
системы управления
Содержание учебного материала:
2
2
Уровни управления. Звено управления. Иерархическая структура управления. Функциональная структура управления. Аппарат управления. Организационные структуры управления: понятие, требования, предъявляемые к ним, принципы построения. Структурные подразделения, звенья и ступени управления. Горизонтальное ивертикальное разделение труда. Виды организационных структур управления
Практическое занятие №1
Составление схемы взаимодействия различных служб предприятия
Тема 4.
Сущность и классификация функций управления
Содержание
Функции управления как результат разделения труда в аппарате управления. Классификация функций управления: общие и специальные. Планирование как процесс определения целей организации и путей их достижения.
2
Практическое занятие №2 Выбор стратегического решения
2
Самостоятельная работа:
Выполнение рефератов, докладов, сообщений по темам: Классификация функций управления. Решение ситуационных задач.
Составление презентаций по теме Планирование как процесс определения целей организации и путей их достижения.
4
Тема 5
Информация как средство управленческой
деятельности
Содержание
2
Информация – основа процесса управления.
Содержание и роль информации в управлении определяется как предмет труда управленческих работников и представляет собой совокупность сведений о состоянии управляемой и управляющей систем, внешней среды.
Свойства информации. Информационный поток.
Процесс передачи и приема информации. Старение информации. Классификация информации по ряду признаков.
Тема 6.
Организация как система и объект управления
Содержание
2
Понятие организации как системы. Организационная система управления. Типы структур и их характеристика Жизненный цикл организации. Миссия организации. Факторы
среды прямого воздействия. Факторы среды косвенного воздействия. Внутренняя среда
организации. Организация как система процессов. Описание организации как объекта
управления. Классификация организаций. Критерии классификации
Практическое занятие №3 Разработка структур управления предприятиями и подразделениями
2
Самостоятельная работа:
Составление презентаций по теме Типы структур и их характеристика
4
Тема 7.
Оперативное планирование в организации производственных работ
Содержание
Особенности оперативно-производственного планирования,обусловленные типом производства Системыоперативного производственногопланирования
Сущность и виды планирования. Планирование как функция управления. Система планов организации. Планирование в организации. Классификация совокупности планов организации Организация стратегического и тактического планирования на предприятии. Миссия. Цели организаций. Анализ внешней и внутренней среды.
2
Тема 9.
Мотивационные
основы управления
Содержание
2
Мотивация и критерии мотивации труда. Эволюция понимания проблемы мотивации.
Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с
группой. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей.
Сущность делегирования, правила и принципы делегирования.
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада на темы: «Потребности персонала», «Виды стимулов», «Критерии мотивации».
2
Тема 10.
Управление информационной безопасностью.
Содержание
2
Правила пользования и защита персональных данных. Принципы обработки персональных данных. Условия обработки персональных данных. Создание комплексной системы безопасности
Тема 11.
Стандарты системы управления ИБ
Содержание
2
Построение (модернизация) системы ИБ.
комплексное диагностическое обследование основных бизнес процессов и информационной системы компании. Обследование (аудит) существующей системы
информационной безопасности. ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества – Требования». Взаимосвязь стандартов семейства ISO/IEC 27000.
Раздел 2.
Место и роли руководителя в системе
управления
50
Тема 12.
Специфика должностного положения
руководителя
Содержание
2
Субъект управления коллективной деятельностью. Специфика должностного положения
Руководителя.
Самостоятельная работа:
Понятие должностной инструкции
2
Тема 13.
Формирование руководящего ядра
Содержание
2
Управленческая ответственность. Делегирование полномочий. Условия эффективности передачи полномочий
Тема 14
Система
методов управления
Содержание
2
Методы управления: понятие, классификация, взаимосвязь и взаимозависимость.
Экономические методы.
Социально-психологические методы.
Организационно-распорядительные методы
Самостоятельная работа:
Работа с основной и дополнительной литературой;
Подготовка презентации «Методы управления».
3
Тема 15
Стили руководства
Содержание
2
Стили руководства: понятие, классификация, виды. Факторы, влияющие на формирование стиля управления. Эффективность различных стилей управления.
Самостоятельная работа:
Составление кроссворда на тему «Методы и стили руководства»
Подготовка эссе на тему «Какой стиль управления лучше?..»
3
Тема 16.
Управленческое решение
Содержание
2
Управленческие решения: понятие, виды. Типы решений. Требования, предъявляемые к решениям. Классификация решений. Программируемые и
непрограммируемые решения. Базовые концепции процесса принятия решений.
Рациональная (классическая) модель процесса принятия решений. Этапы процесса.
Цели и критерии оценки действий. Организация и контроль выполнения решений.
Ограничения в использовании рациональной модели принятия решений.
Алгоритм процесса принятия решения. Методы принятия решений. Уровни принятия решений (рутинный, селективный, адаптационный, инновационный). Рациональное решение и этапы выработки.
Тема 17.
Организация
контроля
Содержание
2
Функция контроля в организации. Понятие и содержание контроля. Контроль — функция
процесса управления. Этапы процесса контроля.
Виды контроля в организации. Периодичность контроля. По функциональным
подсистемам. Методы контроля. Общие методы. Бенчмаркинг. Тотальный контроль
качества (Total Quality Control) и тотальный менеджмент качества (Total Quality
Management — TQM)
Тема 18.
Конфликты в
системе управления
Содержание
2
Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения. Стадии развития конфликта. Стороны конфликта. Инцидент. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.
Тема 19.
Управление стрессами
Содержание
2
Стресс: природа и причины. Взаимосвязь конфликта и стресса. Методы предупреждения стрессовых ситуаций
Самостоятельная работа:
Составление памятки преодоления стресса;
Работа с основной и дополнительной литературой;
2
Тема 20
Организационная культура
Содержание
2
Организационная культура, ее цели. Функции организационной культуры. Виды организационной культуры. Атрибуты организационной культуры (традиции, обычаи, ценности, стили руководства, деловой этикет).
Тема 21.
Авторитет и имидж управленца
Содержание
2
Авторитет и имидж руководителя. Правила служебного поведения руководителя
Тема 22.
Этика делового общения
Содержание
2
Особенности и правила ведения деловых бесед, совещаний и переговоров.
Техника проведения телефонных переговоров.
Тема 23.
Руководство власть
и партнерство
Содержание
2
Роль власти и руководства в коллективе. Источники власти, ее виды. Методы влияние
на подчиненных. Формирование позитивного имиджа
Тема 24.
Эффективность управленческой деятельности
Содержание
2
Понятия, сущность и содержание эффективности управленческой деятельности. Факторы эффективности управленческой деятельности. Внешняя и внутренняя эффективность управления.
Самостоятельная работа:
Составление схемы Анализ системы коммуникаций. Разработка кроссвордов по разделу 2
4
Тема 25.
Оценка экономической эффективности управленческой деятельности
Содержание
2
Сущность экономической эффективности управления. Критерии и показатели экономической эффективности управления. Количественные показатели эффективности Качественные показатели эффективности. Экономическая оценка эффективности управления
Тема 26.
Аттестация объекта на соответствие требованиям
нормативных документов
Содержание
2
Аттестация рабочих мест на предприятии.
Аттестация персонала Цели аттестации. Процедура аттестации. Критерии, используемые при проведении аттестации.Эффективность аттестации.
Тема 27.
Безопасность труда и соблюдение технологической дисциплины.
Содержание
2
Понятие и сущность безопасности труда. Основные принципы обеспечения безопасности труда. Понятие трудовой и технологической дисциплины.
Дифференцированный зачет
2
Всего
96
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как:
«Основы экономики», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Информатика» и др., должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.
Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Основы экономики», согласно ГОС СПО по специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:
текущийконтроль:опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, решение задач, оформление практических работ и т.д.
промежуточныйконтроль:дифференцированный зачет.
4.3Кадровоеобеспечениеобразовательногопроцесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
анализировать организационные структуры управления;
практическая работа, самостоятельная работа обучаемых
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
практическая работа, самостоятельная работа обучаемых
анализировать различные варианты управленческих решений;
практическая работа, самостоятельная работа обучаемых
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
практическая работа, самостоятельная работа обучаемых
планировать и управлять личной работой менеджера;
самостоятельная работа обучаемых
Усвоенные знания:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
тестирование,
оценка внеаудиторной работы, подготовка докладов
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
устный опрос, тестовое задание
цикл менеджмента;
оценка внеаудиторной работы, подготовка рефератов
роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
защита эссе, тестирование,
оценка внеаудиторной работы
виды управленческих решений, процесс принятия и реализации управленческих решений, методы и уровни принятия решений;