Разработано на основе учебной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных организаций авторов-составителей Гребнёвой Г.И., Плетнёвой О.В., Симонова И.А., Политовой Л.В. (Нижний Новгород, НИРО, 2015г)
Календарно-тематическое планирование |
№ урока | Тема урока в 5 классе | Дата | Коррек- тировка | Предметный результат | Личностный результат | Универсальные учебные действия |
Модуль 1.Что изучает экономика? (4 часа) |
1 | 1.1 Потребности, их неограниченность | | | Формирование представлений об экономике. Познакомиться с определением потребностей, их видами. Дать представление о безграничности потребностей. | Формирование стартовой мотивации к изучению нового, навыков работы с учебным пособием | Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, способствовать преодолению препятствий в учении К: развивать у учащихся представления о месте экономики в системе наук П: выделять характерные признаки различных потребностей, их безграничность |
2 | 1.2 Блага экономические и неэкономические | | | Научиться определять и различать свободные и экономические блага, приводить примеры благ. | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам систематизации знаний | Р:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками П:выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания |
3 | 1.3 Экономические ресурсы, их ограниченность. | | | Дать представление об основных видах ресурсов, научиться объяснять главную особенность - ограниченность | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Р:составлять план последовательности действий при высказывании своего мнения К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы П:сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам |
4 | 1.4 Выбор как основная экономическая проблема | | | Научиться делать выбор в предложенной экономической ситуации, объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р:формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию в преодолении препятствий К:управлять своим поведением П:выбирать наиболее эффективные способы решения задач |
Модуль 2. Труд. (4 часа) |
5 | 2.1 Труд. Разделение труда и специализация. | | | Научиться отличать разделение труда и специализацию, выделять роль этих понятий в жизни человека | Формирование мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности | Р:корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок К:определять цели и функции участников, способы взаимодействия, способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений П:владеть общим приемом решения учебных задач |
6 | 2.2 Производительность труда. | | | Производить простейшие расчеты производительности труда | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания | Р:определять последовательность целей, составлять план действий К:уметь полно и точно выражать свои мысли П:использовать поиск и выделение необходимой информации, определять общие признаки, составлять целое |
7 | 2.3 Профессия. Квалификация. | | | Ориентироваться в мире профессий, объяснять от чего зависит квалификация работника | Формирование мотивации к аналитической деятельности | Р:включаться в новые виды и формы сотрудничества К:развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия общих решений П:уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
8 | 2.4 Заработная плата | | | Объяснять, отчего зависит заработная плата работника | Формирование познавательного интереса к изучению нового, формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р:составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий К: обмениваться знаниями между членами группы П: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
Модуль 3. Товары и услуги (3 часа) |
9 | 3.1 Сущность товаров и услуг | | | Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Р:осознавать самого себя как движущую силу своего научения К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками П:уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
10 | 3.2 Роль товаров и услуг | | | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг | Формирование навыков анализа и активности | Р:оценивать уровень владения учебным действием( что я не знаю и не умею?) К:структурировать информацию П:уметь устанавливать причинно-следственные связи |
11 | 3.3 Коммунальные услуги. Жилищные услуги | | | Различать коммунальные и жилищные услуги, приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг | Формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию | Р:обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы К:находить информацию по теме в разных источниках П:уметь устанавливать причинно-следственные связи |
Модуль 4. Обмен. (5 часов) |
12 | 4.1 Экономическая сущность обмена | | | Объяснять различные формы обмена | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Р:преодолевать затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности К:планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия общих решений П:уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте |
13 | 4. 2 Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена | | | Приводить примеры необходимости обмена, условий и результата | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Р:формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно К:формировать навыки учебного сотрудничества П:уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
14 | 4.3 Торговля как форма обмена | | | Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | Р:составлять план последовательности действий К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками П:сопоставлять характеристики объектов по признакам, выявлять сходства и различия |
15 | 4.4 Торговля как форма обмена | | | Приводить примеры преимущества торговли по отношению к бартерному обмену | Формирование познавательного интереса | Р:формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно К:способствовать формированию научного мировоззрения П:уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
16 | 4.5 Урок-практикум | | | Рассчитывать пропорции обмена товарами и услугами при условии соблюдения эквивалентности обмена | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Р:осознавать уровень и качество усвоения результата К:учиться критично относиться к своему мнению П:выбиратьнаиболее эффективные способы решения задач |
16 | Промежуточная аттестация | | | Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р: формировать способность к мобилизации сил и энергии К: управлять своим поведением П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач |
Модуль 5. Рынок и конкуренция. (5 часов) |
17 | 5.1Потребитель и его экономические интересы | | | Научиться определять основные экономические интересы потребителя | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Р:формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно К:формировать навыки учебного сотрудничества П:уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
17 | 5.2Производитель и его экономические интересы | | | Научиться определять основные экономические интересы производителя | Формирование мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности | Р:корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок К:определять цели и функции участников, способы взаимодействия, способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений П:владеть общим приемом решения учебных задач |
18 | 5.3Рынок и условия его существования | | | Получить представления о спросе и предложении. Определять результат взаимодействия интересов продавцов и покупателей на рынке | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | Р:составлять план последовательности действий К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками П:сопоставлять характеристики объектов по признакам, выявлять сходства и различия |
19 | 5.4Конкуренция | | | Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а также ценовой и неценовой конкуренции. Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции | Формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию | Р:обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы К:находить информацию по теме в разных источниках П:уметь устанавливать причинно-следственные связи |
20 | 5.5 Рынок продавца и рынок покупателя | | | Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Р:преодолевать затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности К:планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия общих решений П:уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте |
Модуль 6. Экономика семьи. (7 часов) |
21 | 6.1Семья как потребитель товаров и услуг на рынке | | | Перечислять основные права и обязанности потребителя | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Р:формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно К:формировать навыки учебного сотрудничества П:уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
22 | 6.2Семья как потребитель услуг ЖКХ | | | Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи с учетом расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг | Формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию | Р:обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы К:находить информацию по теме в разных источниках П:уметь устанавливать причинно-следственные связи |
23 | 6.3Расходы семьи на услуги ЖКХ | | | Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищные платежи | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Р:преодолевать затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности К:планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия общих решений П:уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте |
24 | 6.4 Семейный бюджет. | | | Составлять семейный бюджет | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Р:осознавать уровень и качество усвоения результата К:учиться критично относиться к своему мнению П:выбиратьнаиболее эффективные способы решения задач |
25 | 6.5Рациональное ведение домашнего хозяйства | | | Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | Р:составлять план последовательности действий К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками П:сопоставлять характеристики объектов по признакам, выявлять сходства и различия |
26 | 6.6 Потребитель. Защита прав потребителя | | | Перечислять основные права и обязанности потребителя | Формирование познавательного интереса | Р:формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно К:способствовать формированию научного мировоззрения П:уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
27 | 6.7 Урок повторения | | | Познакомиться с приемами систематизации знаний | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р:составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий К: обмениваться знаниями между членами группы П: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
Модуль 7 Проектная деятельность учащихся (5 часов) |
28 | 7.1Актуализация и проблематизация | | | Планирует и выполняет учебный проект: анализирует учебную ситуацию, выявляет и формулирует проблему проекта | Формирование познавательного интереса | Р:формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно К:способствовать формированию научного мировоззрения П:уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
29 | 7.2Концептуализация и целеполагание | | | Определяет цель и задачи проекта, разрабатывает характеристики проектного результата/продукта(выдвигает гипотезу исследования),определяет критерии оценки проектного результата/продукта | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Р:осознавать уровень и качество усвоения результата К:учиться критично относиться к своему мнению П:выбиратьнаиболее эффективные способы решения задач |
30 | 7.3Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | | | Создает продукт, контролирует ход и результаты выполнения проекта. | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | Р:составлять план последовательности действий К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками П:сопоставлять характеристики объектов по признакам, выявлять сходства и различия |
31 | 7.4Презентация полученного проектного продукта | | | Представляет результаты выполненного проекта | Формирование устойчивой мотивации к анализу | Р:корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок К:определять цели и функции участников, способы взаимодействия, способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений П:владеть общим приемом решения учебных задач |
32 | 7.5Оценка и рефлексия проектных действий | | | Оценивает качество проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р:составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий К: обмениваться знаниями между членами группы П: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
Резерв (2 часа) |
33 | Контрольная работа за год | | | Демонстрировать результат, распределять время | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р:составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий К: уметь отстаивать свою точку зрения П: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
34 | - | - | | | | |
35 | - | - | | | | |
Итого: 33 часа |
Примечание: 1 час резерва использован на промежуточную аттестацию в первом полугодии, второй час – на контрольную работу за год. |
Один урок выпал на 9 мая, еще одного урока не хватило по учебному календарю, объединил уроки 26 и 27; 31 и 32. |