Просмотр содержимого документа
«"Осенний лес -с осенними явлениями в природе"»
Конспект открытого занятия по экологии «Осенний лес»
Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных, насекомых в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.
Используемое оборудование: Мольберт, мультимедия, карточки со схемами, картинки с животными и птицами, листочки вырезанные из бумаги (дуб, клен, берёза, 2обруча 2-х цветов.
Ход занятия:
Педагог:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
Ребята что вы почувствовали, когда слушали, стихотворение? (Грустно, печально, холодно и т. д.) О каком времени годе говорится?
Мне тоже стало грустно. Прошло лето, наступила осень. Давайте посмотрим в окно.
Давайте, обратимся к таблице и расскажем, что изменилось в природе с приходом осени
Дети: (1-Солнце меньше светит и греет2-стало быть больше пасмурных и облачных дней,3- часто идут дожди,4-дуют холодные ветры, 5-температура воздуха понижается, похолодало, 12- день становится короче, а ночь длиннее.
6-на огородах, в лесу, в садах и на полях созрел урожай, 7- люди делают на зиму заготовки,а звери запасы, 8-люди одевают теплую одежду, 9- перелетные птицы улетают на юг,10- листья на деревьях становятся разноцветными, начинается листопад,11-насекомые прячутся на зиму,.)
Ребята посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Письмо!
Педагог: Это письмо от Лесовичка. Он приглашает нас к себе в гости в осенний лес. Хотите в гости к лесовичку? Д: Да!
И сейчас ребята мы с вами отправимся в сказочный осенний лес, а для этого нам свами нужно, что сделать? Можем ли мы с вами пойти в той одежде?
Дети: Нет. Надо тепло одеться.
Педагог: Что мы с вами будем одевать?
Дети:(мы достаё м теплые вещи: шапки, шарфы, теплые сапоги, зонтик, теплые куртки, перчатки, варежки, .) имитируем с детьми,как бут-то одеваемся.
Педагог: А как нужно себя вести в лесу?
Дети: В лесу нельзя шуметь. Потому что, мы сможем по беспокоить лесных жителей. Нельзя разводить костер, оставлять после себя мусор.
Звучит музыка отправляемся в лес под музыку.
Показ слайдов
Обратите внимание, ребята, в какой красивый лес мы свами попали.
Звучит музыка «ШУМ ДЕРЕВЬЕВ»
Показ слайдов
Ребята обратите внимание,а почему деревья стоят раздетые? Куда девались листья? (Листья падают с деревьев). Деревья сбрасывают листву, чтобы им было лучше перезимовать.
Как это явление называется?
Дети:Листопад.
Правильно, осенью листья опадают - это явление называется листопадом.
Музыка: Слышится шум деревьев.
Ребята посмотрите, сколько много листочков по падало с деревьев и какие они все разные. А давайте, мы с вами соберем листочки и отнесем их к тому дереву, с которого они упали. Ребята скажите мне, а с какого вы дерева собрали листочки. Назовите. Дети называют названия деревьев.
Дети собрали листочки и возвращаются к доске, к слайдам.
Педагог: Ребята, давайте свами прислушаемся, почему так тихо в лесу ни кто не жужжит? Куда все подевались?
Ответы детей:(Насекомые спрятались под кору деревьев, в пни, под камни).
СХЕМА про насекомые
Музыка: ШУМ ДЕРЕВЬЕВ
Педагог: как вы думаете, почему ни кто не поет песен в лесу?
Педагог: что можно сказать о птицах, которые улетают на юг?
Дети: Птицы которые питаются насекомыми, они улетают после первых заморозков, как только исчезают насекомые- трясогузки, жаворонки, скворцы, а когда замерзают озера и реки, улетают водоплавающие птицы (гуси, утки).
СХЕМА
Педагог: А давайте, с вами сейчас по играем в игру: «Найди свой домик». (Объясняет правила игры). Перед вами лежат карточки с перелетными птичками которые улетают на юг и зимующими птичками, которые остаются с нами в городе. Также лежат 2 обруча, в желтый обруч полетят те птички, которые улетают на юг. В зеленый обруч полетят птички, которые остаются с нами зимовать. Сейчас заиграет музыка, а вы порхаете как птички, как только музыка прекращается вы каждый летите в свой обруч.
Игра: «Найди свой домик».
Педагог: Пока мы свами играли ребята, у меня на столе оказалось ещё одно письмо от лесовичка-боровичка. В письме он просит, чтобы вы отгадали загадки про животных.
В дупле живет
Да орешки грызет.
(Белка).
Кто-то ловко юркнул в норку,
Прихватив от хлеба корку
Знаешь ты ее малыш,
Это серенькая. (Мышь)
Из берлоги слышен храп -
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь).
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж).
Молодцы ребята отгадали загадки.
А как вы, думаете? Животные тоже убегают в теплые края? Или остаются с нами?
ЗАГАДКИ дети отгадывают и ведется разговор о том, как готовиться тот или иной представитель жив. мира к зиме.
Дети: (Нет, животные готовятся к зиме. Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы.
Показ слайда КАРТИНКА ДУПЛО И НОРКА.
СХЕМА
Дети:Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе. Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Волк и лиса зимой не спят. Запасов осенью не готовят, они охотятся.
Педагог: Сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу, уточнили признаки осени, узнали о том, как ежи, зайчики и мишки готовятся к зиме.
На этом наше путешествие по сказочному лесу завершилось. Что больше всего вам понравилось в лесу?
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Каких лесных жителей мы встретили?
Вы меня порадовали тем, что запомнили все правила поведения в лесу. Но главное не только их знать, но и соблюдать.