kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Охрана растительности лугов и пастбищ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип комбинированный

Оборудование проектор, компьютер, маркерная доска.

Цели: выявить основные меры по охране и защите лугов и пастбищ, охрана редких видов растений, правовые основы охраны растительности.

Форма проведения: лекционное занятие, в присутствии дискуссии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Охрана растительности лугов и пастбищ»



План конспект урока Охрана растительности лугов и пастбищ

Тип комбинированный

Оборудование проектор, компьютер, маркерная доска.

Цели: выявить основные меры по охране и защите лугов и пастбищ, охрана редких видов растений, правовые основы охраны растительности.

Форма проведения: лекционное занятие, в присутствии дискуссии







ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЛУГОВ И ПАСТБИЩ

Луга и пастбища имеют большое значение в обеспечении кор-мами сельскохозяйственных животных. Травы естественных лу¬гов — наиболее полноценный корм, богатый витаминами, микро-элементами и минеральными солями. Площадь лугов и пастбищ в границах бывшего СССР составляла 74,6 млн га. Особенно велики площади лугов в лесной зоне на местах вырубок, гарей, бывших пахотных земель и в поймах рек.

На лугах и пастбищах произрастает около 60 % видов растений. Ведущее место занимают злаковые и сложноцветные (до 35 % всей растительной массы).

По данным Ботанического института РАН, урожайность сеноко-сов (без тундры и лесотундры) составляет 12,4 ц/га, пастбищ — 4,2 ц/га в пересчете на воздушно-сухую массу. На сенокосах на-кашивается в год 614 млн ц, на пастбищах — 1 360, а всего — 1974 млн ц сухой массы, поедаемой домашними животными. Этого недостаточно, и необходимы дальнейшие меры по улучшению се-нокосов и пастбищ, их рациональному использованию.

Рекомендуются следующие меры по улучшению лугов и пастбищ: расчистка и выравнивание поверхности (очистка от кустарников, камней, мусора, валежника, уничтожение кочек); улучшение и ре¬гулирование водного режима почв; сохранение (при необходимости и создание) прибрежных полос кустарников в поймах крупных рек;

борьба с ядовитыми растениями; внесение органических и мине-ральных удобрений; иногда посев трав.

Для повышения урожайности лугов наилучшие результаты дает их попеременное сенокосно-пастбищное использование. Однако ранний весенний выпас скота с последующим сенокошением вдвое снижает урожайность лугов.

Большое значение для оленеводства имеют лишайниковые паст-бища (ягельники). Лишайники — необходимый растительный компонент для поддержания естественных биоценозов тундры. Обеднение тундр в результате перевыпаса животных изменяет характер растительности, ухудшает качество пастбищ. Вред траво-стою тундр наносят грызуны в годы массового размножения.

В целях поддержания и увеличения продуктивности естествен-ной растительности должен регулироваться выпас скота с учетом сроков развития травостоя и состояния пастбищ. Таким образом, охрана пастбищ — это устранение перевыпаса животных и про-ведение агрокультурных мероприятий по улучшению травостоя и увеличению урожайности растений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ХОЗЯЙСТВЕННО ЦЕННЫХ И РЕДКИХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ

Из 500 тыс. видов высших растений человек возделывает в куль-туре только несколько тысяч видов. Из примерно 17,5 тыс. дикора-стущих видов, которые потенциально могут иметь хозяйственное применение, человек использует только 15 %. Из всего фонда выс-ших растений России в лекарственных целях применяют около 1500 видов, их ежегодно заготавливают около 20 тыс. т. Большое значе-ние для промышленности имеют дикорастущие дубильные (еже¬годно заготовляют свыше 150 тыс. т), эфирно-масличные, красиль¬ные и некоторые другие полезные растения. Многие виды исполь¬зуют в качестве декоративных растений, медоносов. В результате интенсивного сбора запасы некоторых хозяйственно ценных видов растений истощаются.

Охрана и рациональное использование хозяйственно ценных видов состоит в правильном, нормированном сборе, устраняющем возможность истощения. В настоящее время заготовку сырья про-водят многие организации, что требует установления контроля за количеством собираемых растений.

Под прямым или косвенным воздействием человека многие виды растений стали редкими или исчезающими. Такие виды за¬носятся в красные книги. Включение в эти книги того или иного вида служит сигналом, что он находится в опасности и необходи¬мы специальные меры его защиты. Среди видов, занесенных в Красную книгу России, можно назвать водяной орех, лотос (со¬хранился в виде куртин в Каспийском море и оз. Ханка), альдро- ванду (насекомоядное растение), железное дерево, дуб каштано¬листный, самшит колхидский, сосну пицундскую, ягодный падуб и др.

Охрана редких и исчезающих видов растений осуществляется несколькими путями: полный запрет на сбор этих видов; охрана редких видов в заповедниках и заказниках; создание коллекционных участков и резерватов в ботанических садах и других научных учреждениях. На коллекционных участках растения сохраняются в течение длительного срока и служат резервом для их восстанов¬ления в природе.

Успех охраны растительности во многом зависит от участия в этом деле широких кругов населения. Важное значение приобре¬тает природоохранное просвещение, в частности пропаганда на¬учных знаний о флоре и ее значении для человека. Велика роль природоохранного образования и воспитания молодежи.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Охрану, контроль, регулирование использования объектов рас-тительного мира в Российской Федерации осуществляют феде-ральные органы исполнительной власти — Министерство при¬родных ресурсов и экологии РФ, Министерство сельского хозяй¬ства РФ — и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что растительный мир оказывает доминирующее влияние на формирование биогеоценозов, до настоящего времени не организованы полномасштабный учет, охрана и регулирование использования растительных ресурсов (за исключением лесной древесной растительности). Поскольку работы по учету и охране растительного мира курируют различные отраслевые министерства и ведомства, сведения о его реальном состоянии фрагментарны и неполны, и проблема сохранения природной растительности оста¬ется весьма актуальной.



В особой заботе нуждаются леса. В соответствии с Лесным ко-дексом (2006) устанавливаются правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повы-шения их ресурсного и экологического потенциала.

Специальное лесное законодательство и другие нормативные правовые акты, регулирующие рациональное использование и охрану лесов, согласно Лесному кодексу, основываются на следую-щих принципах:

- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

- сохранение средообразующих, водоохраняемых, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благо-приятную окружающую среду;

- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения по-требностей общества в лесах и лесных ресурсах;

- воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повы-шение продуктивности лесов;

- обеспечение охраны и защиты лесов;

- использование лесов способами, не наносящими вреда окру-жающей среде и здоровью человека.

Однако, в связи с расширением и углублением антропогенной трансформации естественных природных ландшафтов, в том числе лесов, увеличивается число редких и исчезающих видов растений. По состоянию на 1 ноября 1997 г. в Красную книгу Российской Федерации включено 440 видов цветковых растений, 11 — голосе-менных, 11 — папоротниковидных, 22 — мохообразных, 4 — плау- новйдных, 29 — лишайников, 17 видов грибов.

Необходимо рационально использовать недревесные ресурсы растительного мира на территории лесного фонда. Хотя отдельные объекты (грибы, ягоды и т. п.) имеют особую ценность и активно эксплуатируются, основной потенциал недревесных растительных ресурсов в лесах России пока мало вовлечен в хозяйственное ис-пользование, и объем заготовок недревесной растительности со-ставляет менее 1 % имеющихся запасов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какую роль играют растения в круговороте веществ в природе и в жизни людей?

2. Охарактеризуйте значение лесов в природе и жизни людей.

3. Расскажите об основных результатах антропогенного влияния на леса планеты и вероятных их последствиях.

4. Каково современное состояние лесных ресурсов в России?

5. Каковы основные меры по рациональному использованию, охране и восстановлению лесных ресурсов в России?

6. Какой вред лесам наносят пожары и каковы основные меры их предот¬вращения?

7. Какой ущерб наносят лесам вредные насекомые и каковы меры охраны лесов от них?

8. В чем состоит рекреационное значение лесов? Каковы основные меры охраны рекреационных лесов ?

9. Назовите основные хозяйственно ценные и редкие растения. В чем заключается охрана этих видов растений?

10. Какие вы знаете законодательные акты по охране лесов и другой растительности в России?

Уменьшение численности китов, носо¬рогов, тигров и слонов — лишь верхушка айсберга. По-настоящему тревогу надо бить в связи с общим биологическим оскудени¬ем планеты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Охрана растительности лугов и пастбищ

Автор: Тимофеев Александр Григорьевич

Дата: 30.10.2018

Номер свидетельства: 482663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Конспект урока " Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_rastitiel_nyie_riesursy_vliianiie_khoziaistviennoi_dieiatiel_nos"
    ["file_id"] => string(6) "431335"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507469501"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Луг - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lugh-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "153242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420985397"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413998933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства