Внеклассное занятие по экологии для 5-го класса
«Экологический марафон»
Цель: формирование у учащихся экологического мышления, овладение правилами грамотного поведения в природе.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать творческие способности ребят;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.
Оформление, оборудование и материалы:
- компьютер;
- записи песен об охране природы;
- закладки и календари.
Ход игры:
Когда ребята входят в зал, они вытягивают жетончик с рисунком (жаворонок, аист, кедр, венерин башмачок) и занимают места в зале согласно вытянутым рисункам. Получается 4 команды – аисты, жаворонки, кедровички, венерин башмачок.
Ведущий: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы отправимся с вами в "Экологический марафон". А что такое "марафон"? (Это спортивный бег) Марафон - это длительное, многоэтапное соревнование. А раз он экологический, значит, мы побываем в гостях у природы. Экология (с греч. ойкос - дом, логос-учение) – наука о взаимодействиях живых организмов. То есть, это наука о том, что нас окружает; если перевести дословно это учение о доме. А дом это то, что нас окружает. Это растительный мир, животный мир, объекты природы, которые охраняются. Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Правила игры.
В игре 4 раунда. По итогам каждого раунда команда будет получать слова: за лучшее выступление в раунде листочки красного цвета, за второе место – листочки желтого цвета, за третье место – зеленого цвета, за 4 место – синие. В финале вы соберете из этих листочков фразу, и мы выявим победителя. Также после каждого раунда вы будет поднимать карточки с рисунками черепаха, жираф, бабочка. Это будет означать, как вы работали.
Готовы к игре? Сейчас мы это проверим с помощью разминки. На листочках вам даны слова, где перепутаны местами буквы. Ваша задача за 2 минуты – записать слова правильно. Командам раздаются бланки, где они записывают слова.
Вопросы для разминки.
Насекомые
РОМАК ________________ комар
ХУМА ____________________ муха
АЛЕПЧ ____________________ пчела
АСО _____________ оса
МШЛЬЕ ________________ шмель
КЕЗНИЧУК _______________ кузнечик
АЧКОББА _________________ бабочка
ТКЗОАРЕС ________________ стрекоза
ХБЛОА _____________ блоха
ОДВО ____________________ овод
Деревья
АЛИП _________________ липа
ЗЕАБЁР _______________ береза
ПООТЛЬ ______________ тополь
ВАИ _______ ива
УБД ___________ дуб
ЕНЛК ________ клен
АСНОС __________ сосна
АСОИН _____________ осина
ТИХАП ___________ пихта
НИЛСВТЕИНАЦ ______________ лиственница
Птицы
СГЕНИЬР _____________ снегирь
РОБОЕВЙ _____________ воробей
ДНИКЮ _________ индюк
РУЖВАЛЬ ____________ журавль
ИАТС __________ аист
ТЯЛЕД ______________ дятел
БОЛГУЬ ____________ голубь
ГАЙПУПО ___________ попугай
АВОС ___________ сова
РОВАОН ___________ ворона
Рыбы
АКУЩ _________ щука
КУНЬО _________ окунь
ЕЩЛ _______ лещ
ОМС ________ сом
АКРП _________ карп
РАКАСЬ _______________ карась
ЗЬЯ ___________ язь
МИЛАН _______________ налим
РЁШ _________ ерш
ХАУРИС ___________ хариус
Давайте проверим, что у вас получилось. Капитаны называют слова, ведущий проверяет
1 раунд – животный мир.
Сейчас на экране вам будут представлены животные, а вы должны записать их название.
Обобщение: все эти животные охраняются законом, а некоторые из них занесены в красную книгу. Их надо оберегать и ни в коем случае не убивать.
2 раунд – охраняемые объекты природы нашей местности.
Сейчас на экране будут появляться подсказки, с помощью которых вы должны узнать, о чем идет речь. Ответ можно дать с любой подсказки. Чем раньше вы дадите ответ, тем больше баллов заработаете.
Тема Родник
Его первоначальное название «Макар ты»
Воде этого озера приписываются чудодейственные и магические свойства
Одно из его названий с коми-пермяцкого переводится как «конопляное озеро»
Находится в 2,5 км от деревни Шадрино
Цвет воды в этом роднике голубой
Голубой ключ
Тема: Растения
Это растение занесено в Красную книгу, встретить его в естественной среде обитания не так-то просто.
Оно собирается в небольшие группы, выбирает слабоосвещенные места, растет среди мхов и трав в тени деревьев или на обрывах рек и оврагов.
В Америке их называют мокасинами, в Европе – дамскими туфельками, научное название – башмачок Киприды
Форма лепестка-чашечки этого редкого растения действительно напоминает предмет обуви, а остальные лепестки – бархатные ленты.
Легенда говорит, что некогда, спасаясь в северных лесах от преследования, богиня красоты Венера оступилась среди топких болот и кочек, и с ноги ее слетел башмачок. Прекрасная туфелька богини тут же превратилась в цветок
Конкурс капитанов.
Сейчас капитаны остаются на местах, а команды я попрошу выйти ко мне.
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
5. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
6. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
Для команды блиц-опрос
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? ( Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
17. С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
18. У неё хвост вместо руля. (Птица.)
19. Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
20. У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
4 раунд – растительный мир.
Аукцион песен о растениях.
Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту.
Каждая команда должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений (обязательно исполнение куплета).
Песни поются по очереди, выигрывает команда, спевшая песню последней. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен.
Итак, у вас есть все части ваших фраз. Собирайте предложение. Скажите его хором. Вручение подарков и подведение итогов
Обобщение: Все эти фразы об экологии. И все начинается с малого, если мы с вами перестанем мусорить, будем обращать внимание на свое поведение в лесу, на лугу, будем учить этому других ребят, этим мы внесем пусть небольшой, но очень весомый вклад в экологию нашей местности. И Вы, наверное, заметили, что в течение всей игры нас сопровождал этот рисунок. Это означает, что все в наших руках, все начинается с человека.