kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологические группы растений по отношению к воде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», во II четверти. Данный курс «Экология растений» разработан на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской области,2005.

Продолжительность изучения темы – 1 урок.

Учебно-методический комплект: А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологические группы растений по отношению к воде»

Урок экологии в 6 классе по теме:

Виртуальная экскурсия

«Экологические группы растений

по отношению к воде»



Пояснительная записка


Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», во II четверти. Данный курс «Экология растений» разработан на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской области,2005.

Продолжительность изучения темы – 1 урок.

Учебно-методический комплект: А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.


Цели урока:


- сформировать у учащихся представление о взаимодействии растений с водой,

как приспосабливаются разные виды растений к условиям окружающей среды.

Задачи урока:


Образовательные: создать условия для овладения знаниями о значении воды в жизни растений; организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умений пользоваться новыми биологическими терминами;

Развивающие: развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса; развитие мышления;развитие познавательного интереса к многообразию растительного мира.

Воспитывающие: воспитание любви к окружающему миру, воспитание бережного отношения к природе;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.


Структура урока:


I. Организационный момент (1-2 мин)


II. Актуализация знаний ( 3 - 4 мин)


Ребята, мы уже знаем, что обязательным условием существования растения является поглощение им воды из внешней среды, главным образом из почвы. А для чего растению необходимо так много воды?

Слайд 4

Вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;

Растворяет минеральные вещества в почве

Участвует в образовании органических веществ (фотосинтез)

Определяет физические свойства клетки

Траспирация


( -с водой поступают минеральные соли,

-без воды не будет фотосинтеза,

-вода обеспечивает форму и упругость клеткам, а следовательно и организму)


Ребята, давайте вспомним, почему растения увядают и что происходит в клетках листа?


Ответ: В жаркий день растения испаряют много воды, объем вакуолей уменьшается, оболочки клеток теряют упругость. Листья повисают , так происходит завядание растения.


На что расходуют воду растения?

Ответ: на испарение


Какое значение имеет испарение воды для растений?

Ответ: Испарение воды способствует охлаждению растения А также, что бы создать постоянный ток воды от корневых волосков до всех надземных органов растения, что поддерживает все жизненно важные процессы в растении.




III. Изучение нового материала. (30 мин)


Каждому виду необходимо определенное количество воды. Болотные растения не могут расти в лесу и в сухих степях. Если мы подойдем к берегу озера или реки, то увидим пышно разросшуюся прибрежную растительность. А, если совершим путешествие в пустыню, то заметим в лучшем случае, скудную картину одиноко стоящих кустарничков.

Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию , благодаря которой познакомимся с экологическими группами растений по отношению к воде.

Классификация групп: Показ слайдов


Слайд5.


1.Гидатофиты – это водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Среди них – цветковые, которые вторично перешли к водному образу жизни (элодея, рдесты, водяные лютики, валлиснерия, уруть и др.). Вынутые из воды, эти растения быстро высыхают и погибают. У них редуцированы устьица и нет кутикулы. Транспирация у таких растений отсутствует, а вода выделяется через особые клетки – гидатоды. Листовые пластинки у гидатофитов, как правило, тонкие, без дифференцировки мезофилла, часто рассеченные, что способствует более полному использованию ослабленного в воде солнечного света и усвоению углекислого газа. Нередко выражена разнолистность – гетерофиллия; у многих видов есть плавающие листья, имеющие световую структуру. Поддерживаемые водой побеги часто не имеют механических тканей, в них хорошо развита аэренхима. Корневая система цветковых гидатофитов сильно редуцирована, иногда отсутствует совсем или утратила свои основные функции (у рясок). Поглощение воды и минеральных солей происходит всей поверхностью тела. Цветоносные побеги, как правило, выносят цветки над водой (реже опыление совершается в воде), а после опыления побеги снова могут погружаться, и созревание плодов происходит под водой (валлиснерия, элодея, рдесты и др.).


Слайд 7


2.Гидрофиты – это растения наземно‑водные, частично погруженные в воду, растущие по берегам водоемов, на мелководьях, на болотах. 

Встречаются в районах с самыми разными климатическими условиями. К ним можно отнести тростник обыкновенный, частуху подорожниковую, вахту трехлистную, калужницу болотную и другие виды. У них лучше, чем у гидатофитов, развиты проводящие и механические ткани. Они могут расти только при постоянном интенсивном поглощении воды.




Слайд 9


3.Гигрофиты – наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах.

 Среди них различают теневые и световые. Теневые гигрофиты – это растения нижних ярусов сырых лесов в разных климатических зонах (недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы и т. п.). Из‑-за высокой влажности воздуха у них может быть затруднена транспирация.. Обводненность тканей достигает 80 % и более. При наступлении даже непродолжительной и несильной засухи в тканях создается отрицательный водный баланс, растения завядают и могут погибнуть. К световым гигрофитам относятся виды открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка и др.). 

Наиболее типичные гигрофиты — травянистые растения и эпифиты влажных тропических лесов и нижних ярусов сырых лесов в разных климатических зонах (чистотел большой, недотрога обыкновенная, кислица обыкновенная и др.),

прибрежные виды (калужница болотная, плакун-трава, рогоз, камыш, тростник), растения сырых и влажных лугов, болот (белокрыльник болотный, сабельник болотный, вахта трехлистная, осоки), некоторые культурные растения.


Динамическая пауза – ФИЗМИНУТКА


Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.


Слайд 12


4.Мезофиты могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Это растения, произрастающие при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и достаточно хорошей обеспеченности минеральным питанием. К мезофитам можно отнести вечнозеленые деревья верхних ярусов тропических лесов, листопадные деревья саванн, древесные породы влажных вечнозеленых субтропических лесов, многие сорные и большинство культурных растений. Из приведенного перечня видно, что группа мезофитов очень обширна и неоднородна. По способности регулировать свой водный обмен одни приближаются к гигрофитам , другие – к засухоустойчивым формам .


Слайд 14


5.Ксерофиты растут в местах с недостаточным увлажнением и имеют приспособления, позволяющие добывать воду при ее недостатке, ограничивать испарение воды или запасать ее на время засухи. Ксерофиты лучше, чем все другие растения, способны регулировать водный обмен, поэтому и во время продолжительной засухи остаются в активном состоянии. Это растения пустынь, степей, жестколистных вечнозеленых лесов и кустарниковых зарослей, песчаных дюн. Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и склерофиты.


Слайд 15


Суккуленты – сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах.

 Стеблевые суккуленты – кактусы, стапелии, кактусовидные молочаи;

листовые суккуленты – алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки; корневые суккуленты – аспарагус.

В пустынях Центральной Америки и Южной Африки суккуленты могут определять облик ландшафта. Листья, а в случае их редукции стебли суккулентов имеют толстую кутикулу, часто мощный восковой налет или густое опушение.

Корневая система их неглубокая, но сильно распростертая, что особенно характерно для кактусов.


Слад 16


Склерофиты – это растения, наоборот, сухие на вид, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку.

 Листья могут быть также рассеченными, покрытыми волосками или восковым налетом.. В клетках преобладает связанная вода. Сосущая сила корней до нескольких десятков атмосфер, что позволяет успешно добывать воду из почвы. При недостатке воды резко снижают транспирацию.

Относятся многие степные растения с розеточными и полурозеточными, сильно опушенными побегами, полукустарнички, некоторые злаки, ковыли, тонконоги, типчак, полынь холодная, эдельвейс и др.  Характеризуются низкой транспирацией в засушливый период и могут переносить особенно сильное обезвоживание тканей. Свернутые в трубочку листья имеют внутри влажную камеру. Транспирация идет через погруженные в бороздки устьица внутрь этой камеры, что снижает потери влаги.



А сейчас ребята мы с вами проверим, что вы запомнили из моего

Вы внимательно ознакомьтесь с растениями и распределите их по экологическим группам

Работа с карточками самостоятельно заполнить таблицу



Гидатофиты

Гидрофиты

Гигрофиты

Мезофиты

Ксерофиты












Рогоз широколистный


Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рогозовые.


Многолетнее растение. 1–2 м в высоту, с ползучим корневищем. Листья очередные, двурядные, широколинейные. Соцветие - цилиндрические початки, соприкасающиеся между собой. Растет по берегам озер, рек и канав, в болотах, частично погружено в воду.





Рдест плавающий


Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рдестовые.


Многолетнее растение, 60-150 см в высоту, с длинным корневищем. Плавающие листья эллиптически-яйцевидные, погруженные – линейно-ланцетные. Соцветие - многоцветковый колос, поднимающийся над поверхностью волы. Обычен в реках, канавах и слабопроточных водоемах.





Осока мохнатая


Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, до 80 см в высоту, с толстым корневищем. Листья с обеих сторон опушённые, складчатые. Растение обоеполое, соцветие – колос. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.




Я блоня лесная


Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство розоцветные.


Дерево в высоту до 10 м, с чешуйчатой серой корой. Листья очередные, овальные. Цветки обоеполые, белые, снаружи нежно-розовые, с 5 лепестками, собранными по 3-6 в щитковидные соцветия. Плод яблоко. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.



Цереус перуанский

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство кактусовые



Многолетнее растение, до 1,5 м в высоту. Стебель покрыт голубовато-зелёным налётом. Глубоко расчленён на 6-8 рёбер. Цветки крупные, украшены продолговатыми кремо-беловатыми лепестками. Приспособлено к жёсткой экономии воды, к уменьшению испарения.

Элодея канадская

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство водокрасовые.


Подвод­ное растение, 30-60 см в длину, широко рас­пространено в стоячих водоемах с чистой водой (занесенное в Европу в 1836 г.. очень засоряет водоемы, поистине «водяная чума»). С мая по август изредка образует отдельные цветки. Размножается укоренением стеблей и зимующими почками.




Осока повислая

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.


Многолетнее растение, 20-60 см в высоту, с красноватыми подземными побегами. Листья жёсткие, с трёхгранным острым кончиком. Стебель гладкий. Соцветие – колос. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.

Стрелолист обыкновенный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные.

Семейство частуховые.

Многолетнее растение, 30-100 см в длину с клубнем на концах подземных побегов. Нижние листья - лентовидные, верхние - овально-стреловидные и стреловидно-копьевидные. Соцветие состоит из 3-членных мутовок. Широко распространен по болотам, прудам и озерам, частично погружено в воду.




Ель обыкновенная


Отдел голосеменные. Класс хвойные. Семейство сосновые.


Дерево до 50 метров в высоту, с красновато-бурой корой. Хвоинки заострённые. Однодомное, зрелые шишки висячие, золотисто-коричневые. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.




Ковыль перистый

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство злаки.


Многолетнее растение, 30-80 см в высоту, образует плотную дернину. Листья синевато-зелёные, щетинистые или плоские гладкие. Колоски одноцветковые. Соцветие – сжатая метёлка. Приспособлено к жёсткой экономии воды, к уменьшению испарения.


Камыш озёрный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.


Многолетнее растение с ползущим корневищем, 1-4 м в высоту. Стебли тёмно-зеленые, цилиндрические. Цветки в колосках, обоеполые, околоцветник из шести щетинок. Соцветие – метёлка. Растёт на мелководье в речках, прудах и озёрах, частично погружёно в воду.

Водокрас обыкновенный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство водокрасовые.



Многолетнее плавающее растение, 15-30 см в высоту. Листья округлые, плавающие, в розетке. Дает боковые побеги, а осенью зимующие почки. Двудомное растение с одиночными цветками. Обильно растет в водоемах раз­ного типа.





Пушица узколистная

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, до 70 см в высоту, с ползучим корневищем. Листья узколинейные, желобчатые, на концах трёхгранные. Обоеполые цветки собраны в колоски по 3-5 на вершине стебля. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.


Саксаул черный

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство амарантовые.



М ноголетний кустарник, до 1,5-2,5 м высотой. Листья имеют вид небольших чешуек. Произрастает на песках пустыни. Приспособлено к жёсткой экономии воды, к уменьшению испарения.

Д уб черешчатый

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство буковые.



Дерево 40-м высоты с узловатыми ветвями и грубой чёрной корой. Листья перистолопастные. Растение однодомное. Светло-коричневые жёлуди на длинных черешках по 1-3. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.

Рдест курчавый

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рдестовые.



Многолетнее растение до 2 м в длину, с ветвистым корневищем. Листья супротивные, линейные, курчавоволнистые. Соцветие короткий, малоцветковый колос, торчащий из воды. Растет в стоячих и медленно текущих водоемах.






Тростник обыкновенный

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство мятликовые.



Многолетний злак. 1-4 м в высоту, с ползущим корневищем. Листья длинные, жесткие, с режущим краем, язычок в виде ряда волосков. Соцветие – рыхлая метелка. Растет по берегам озер, рек и канав, в болотах, частично погружено в воду.




К алужница болотная

Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство лютиковые.



Многолетнее растение, 15-30 см в высоту, с мясистым стеблем. Нижние листья черешковые, верхние – стеблеобъемлющие. Цветки жёлтые, многочисленные, по одному на цветоносе. Плод – многолистовка. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.


Л андыш майский

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство лилейные.



Многолетнее растение, 10-25 см в высоту, с ползучим корневищем. 2 прикорневых супротивных эллиптических листа. Цветки душистые колокольчатые. Соцветие – кисть. Плод – ягода. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.




Камыш морской

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, 30-100 см в высоту. С клубневидными корневищами и линейными листьями. Цветки в крупных колосках, собранных по 2-5. Соцветие – метёлка из колосков. Растёт на мелководье, на морских побережьях, частично погружёно в воду.


Ряска малая


Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство рясковые.


Мелкие плавающие растения, состоящие из зелёной пластинки 0,3-0,5 см в ширину и одного корешка. Однодомное, цветки развиваются редко. Размножение почти исключительно вегетативное. Обычна в канавах, прудах, болотах.




Ситняг болотный


Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, 10-60 см в высоту, с цилиндрическим полым стеблем. Листья чешуевидные, в основании стебля жёлтые или красновато-бурые. Цветки обоеполые; околоцветник обычно из щетинок. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.

Земляника лесная


Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство розоцветные.



Многолетнее растение, 8-20 см в высоту. Листья тройчатые, острокрупнопильчатые. Белые цветки в верхушечных ложных зонтиках. Плод – орешки. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.




О пунция обыкновенная


Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство кактусовые.

Многолетнее растение, 4-6 м в высоту. На стеблях расположены видоизменённые пазушные почки — ареолы — с колючками и пучком легко обламывающихся тонких колючечек — глохидий. Листья небольшие сочные, шиловидные. Цветки одиночные, обоеполые. Плоды ягодообразные. Растение недостаточно увлажнённых местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой.


Касатик жёлтый


Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство касатиковые.

Многолетнее растение, 60-100 см в высоту, с толстым ветвистым корневищем. Листья мечевидные, линейно-ланцетные. Цветки жёлтые. Плод – бурая коробочка. Растёт по канавам, болотам, частично погружёно в воду.

Осока заячья


Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство осоковые.



Многолетнее растение, до 20-60 см в высоту, образует плотную дернину. Листья складчатые, жёсткие, заострённые. Стебель тупотрёхгранный, гладкий. Соцветие – колос. Растение влажных мест, с высокой влажностью воздуха.


Нивяник обыкновенный


Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Семейство сложноцветные.


М ноголетнее растение, 30-60 см в высоту, с прямостоячим малооблиствённым стеблем. Верхние листья сидячие, крупнопильчатые, а нижние – черешковые, городчатые. Соцветие – одиночная корзинка. Живёт в условиях умеренного увлажнения и умеренных температур.


А лоэ древовидное

Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Семейство лилейные

Многолетнее травянистое сочное растение до 60-100 см высотой. Стебли прямостоящие, ветвящиеся. Листья очерёдные, мечевидные, с хрящевыми шипами по краям, в вершине изогнутые, цветки оранжевые, трубчатые. Приспособлено к жёсткой экономии воды, к уменьшению испарения.



Ребята сейчас мы проверим правильно ли вы выполнили задание

Ответы

Гидатофиты

Гидрофиты

Гигрофиты

Мезофиты

Ксерофиты

Ряска

Рдест

Водокрас

Элодея

Рогоз

Камыш

Стрелолист

Касатик

Тростник

Камыш

Калужница

Пушица

Ситняг

Осока

Яблоня

Ель

Ландыш

Земляника

Нивяник

Ковыль

Цереус

Саксаул

Алоэ

Опунция



Закрепление пройденного материала (3-4 мин).


Приложение. Презентация на закрепление

Закрепление нового материала.

Вопросы для закрепления:

Какова роль воды в жизни растений?

Что изучает наука экология?

Назовите экологические группы растений.



VI. Подведение итогов.

– Мы сегодня говорили о том, что вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека. А ещё вода – это красота!

Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в журчании ручья, в мерных всплесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя чудится музыка планеты.

Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою – 
Реки, горы и леса.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому, что на планете
Всё твоё и всё моё.
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Экологические группы растений по отношению к воде

Автор: Дикун Вера Вячеславовна

Дата: 07.01.2020

Номер свидетельства: 534686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока экологии "Экологические группы растений по отношению к воде" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-ekologhii-ekologhichieskiie-ghruppy-rastienii-po-otnoshieniiu-k-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "143046"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418413588"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тема: "Экологические группы растений  по отношению к  воде." "
    ["seo_title"] => string(65) "tiema-ekologhichieskiie-ghruppy-rastienii-po-otnoshieniiu-k-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "219090"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434008282"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация к уроку Экологические группы растений по отношению к воде"
    ["seo_title"] => string(74) "prezentatsiia_k_uroku_ekologicheskie_gruppy_rastenii_po_otnosheniiu_k_vode"
    ["file_id"] => string(6) "534692"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1578403915"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Роль воды в жизнедеятельности растений. "
    ["seo_title"] => string(43) "rol-vody-v-zhizniedieiatiel-nosti-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "106528"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403026677"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "презентация для урока биологии "Вода в жизни растений"6 класс "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-voda-v-zhizni-rastienii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225770"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439885216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства