Просмотр содержимого документа
«Организация трудового воспитания в учреждении дополнительного образования»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Модель организации трудового воспитания
в МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ
Подготовил:
Педагог дополнительного образования
Акопян А.В.
2017 год
Актуальность трудового воспитания состоит в том, что в последнее время привитие чувства трудолюбия приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Сейчас много споров о трудовом воспитании обучающихся. Об этом неоднократно говорила и министр образования РФ Ольга Васильева. В сентябре 2016 года, выступая на семинаре в городе Сочи, Ольга Юрьевна отметила, что к общественно - полезному труду ребят нужно приучать именно со школьной скамьи. Региональное министерство образования поддерживает инициативу Ольги Васильевой. В нашем крае особенно актуально трудовое воспитание, отметила Министр образования, науки и молодежной политики КК, Татьяна Юрьевна Синюгина. Управление образования муниципального образования города Армавира планирует открыть агроклассы в школах города. Так, со следующего года, будет функционировать агрокласс в МАОУ – СОШ №20 поселке Заветном, с которой мы сотрудничаем с целью оказания помощи и предоставления материально – технической базы. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения к труду и природе является одной из главных задач учреждения.
Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Управление станцией – это обоснованные действия администрации учреждения, с помощью которой на воспитание трудолюбивого поколения прилагают усилия сотрудники учреждения совместно с родителями.
Трудовое воспитание - это целенаправленная совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду. Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был воспитанник заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у обучающихся серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включаться в труд по собственному желанию, успешно его завершать. От педагогов требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть, воспитанники объединений.
Целью системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка ребят к труду, формирование у них ответственного отношения к труду и выбору профессии.
Задачи трудового воспитания:
формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;
стремление применять знания на практике;
воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, деловитости и честности;
формирование основ культуры умственного и физического труда.
Наличие специальных педагогических условий для внедрения данной модели имеются в полном объеме, так как образовательная программа и материально - техническая база учреждения соответствует ее требованиям.
Универсальность данной модели в том, что ее можно применить во всех образовательных организациях естественно – научной направленности.
Модель организации трудового воспитания включает в себя:
введение новой образовательной программы;
введение в практику новых современных агротехнологий;
сетевое взаимодействие обучающихся с образовательными учреждениями Краснодарского края;
самостоятельная деятельность обучающихся;
совместная деятельность обучающихся с педагогом;
воспитание в процессе обучения.
С целью формирования у воспитанников ответственного отношения к труду, выработки умения и навыков работы в теплицах разработана и введена новая образовательная программа «Тепличное хозяйство». Программа рассчитана на 3 года обучения, первый, второй и третий годы обучения по 144 часа.
Первый год - 52 часа – теоретические; 86 часов - практические, 6 часов - экскурсий.
Второй год 44 часа - теоретические; 98 часов - практические; 2 часа – экскурсий.
Третий год 68 часов – теоретические; 72 часа – практических; 4 часа – экскурсий.
Программа «Тепличное хозяйство» является авторской, разработанной с учетом климатических условий Краснодарского края (рецензент: доцент кафедры медико - биологических дисциплин и физической культуры, кандидат сельско - хозяйственных наук Е.Б. Тютюникова).
Новые современные агротехнологии изучают воспитанники станции на практических занятиях. В теплице тоннельного типа ребята выращивают растения методом малообъемной гидропоники. Гидропонный метод — это выращивание растений на водных растворах минеральных удобрений с использованием инертных субстратов (минеральных или органических) или без них. Для того, чтобы заниматься данной агротехнологией нужно иметь опыт выращивания в почве. Данный метод включает в себя трудоемкие процессы, связанные с систематическим контролем над составом раствора. Гидропоника не прощает ошибок и требует тщательного наблюдения за процессом. Выращивании растений с автоматическим программным управлением более интересна и доступна для подрастающего поколения. Ребята изучают факторы роста растений в теплицах, методике выращивания овощных и декоративных культур, проводят практические работы, осуществляют опытническую деятельность с клубникой, луком, чесноком, томатами, огурцами, зеленными культурами.
Обучающиеся проявляют огромный интерес к изучению выращивания зеленных культур на гидропонике. По результатам своей работы воспитанники составляют дневники наблюдений, пишут исследовательские работы. Новые агротехнологии, используемые на станции, включают в себя компьютерную систему полива. Данный метод является новинкой в агрономии и имеет успех у подрастающего поколения.
28 февраля 2017 года в нашем учреждении состоялся краевой семинар по теме: «Выращивания растений методом малообъемной гидропоники», который посетило 75 человек из всех муниципалитетов края. В то время, пока наши коллеги изучают данную систему, обучающиеся станции, применяя свои умения и трудовые навыки, уже пишут исследовательские работы.
Для реализации воспитательной деятельности в процессе обучения на станции действуют: волонтерской отряд,трудовой лагерь, голубой и зеленый патруль,воскресный десант и летняя оздоровительная площадка.
Модель организации трудового воспитания включает в себя и самостоятельную деятельность обучающегося, где воспитанник должен научиться добывать знания, увидеть практическую применимость изученного, на основе которых развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, а это требует тщательного обдумывания каждого занятия, бережного отношения к учебному времени, к собственному труду. Развитие личности обучающегося немыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которой используются разные формы самостоятельной работы: написание исследовательских работ, участие в смотр – конкурсах, экологических акциях и проектах.
Совместная деятельность обучающихся с педагогом представляет большие возможности для достижения положительного результата. Непосредственно в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. Совместный труд приучает действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат работы. На базе станции созданы научные площадки: ботаникус, человекус, зоологиус и экологиус. За работой каждой площадки закреплен педагог, где с обучающимися проводят практические занятия.
В учреждение функционирует Научное общество учащихся. Сначала учебного года воспитанники изучают метод малообъемной гидропонной системы. Учебно - опытный участокявляется важным условием в формировании основ трудового и экологического воспитания, рационального природопользования, местом отдыха для воспитанников станции. Здесь обучающиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии.
Площадь учебно - опытного участка составляет 1,5 га, который расположен возле здания учреждения. Силами юннатов и педагогов станции на учебно – опытном участке возделываются овощные, полевые, плодово-ягодные, цветочно-декоративные культуры, имеется отделы: дендрологический, лекарственных культур и зоологический.
В процессе занятий дети усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают различными методиками изучения окружающей среды, учатся составлять проекты, выполняют исследовательские работы, и результаты их докладывают на различных конференциях, проводимых в муниципальном образовании город Армавир.
На ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ заложен фруктовый сад из сотен деревьев и оборудована теплица тоннельного типа площадью 500 кв. метров для выращивания овощных культур по новейшим технологиям.
Живой уголок - самое любимое место обучающихся, сотрудников и гостей станции. Милые, интересные питомцы вызывают непроизвольную улыбку у каждого посетителя Живого уголка. Уголок служит средством приближения живой природы к детям, способствует её познанию. Общение с живыми существами, дарит детям радость, доставляет большое эстетическое удовольствие, вызывает добрые чувства. Здесь созданы условия для формирования у обучающихся навыков ухода за животными, составления рациона кормления. Работа в живом уголке воспитывает у детей трудолюбие, приучает их к самостоятельному труду, прививает внимание и любовь к живой природе, развивает наблюдательность, а педагог, тем самым, оказывает систематическую и разностороннюю помощь.
Педагогические условия эффективности труда включают в себя: создание эмоционально - положительной атмосферы трудовой деятельности, методически грамотная организация, сочетание общественной значимости труда с личными интересами, организация помощи и взаимопомощи, охрана жизни и здоровья детей в процессе трудовой деятельности (приложение 3).
ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ работает в тесной связи с образовательными учреждениями Краснодарского края, начиная от дошкольного и кончая высшими учебными заведениями, а так же с общественными организациями города. Станция пропагандируем вопросы экологии и охраны окружающей среды среди населения города через СМИ, проводит мероприятия совместно с библиотеками и экологические акции с Центром молодежной политики города Армавира, продолжает совершенствовать работу по привлечению обучающихся в объединения. Благодаря сотрудничеству с каждым годом улучшается социальная эффективность ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ.
Экономическая эффективность модели заключается в углубленном изучении отдельных предметов (растениеводство, животноводство, аквариумистика, садоводство и др.), а также знакомит обучающихся с основами агрономии и ландшафтного дизайна, что расширяет кругозор и экономит материальные средства при поступлении в средне - специальные и высшие учебные заведения.
Так как станция расположена в сельской местности, многие обучающиеся станут работниками сельского хозяйства, поэтому очень важно, чтобы они имели определённый уровень сформированности трудовых умений и экологической грамотности. ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ является первой важной ступенью знакомства с трудом аграриев. Для себя мы определили два самых важных направления деятельности - работа по раннему приобщению детей к сельскохозяйственному труду и формированию начальных представлений об агробизнесе. Знакомство обучающихся с агробизнесом расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации, формирует экономические представления. Миссия педагогов – помочь каждому ребенку осознать значимость деятельности аграриев, подвести их к выводу о том, что владение основами агробизнеса может определить их жизненный успех.
Воспитанники учреждения в 2016 году поступили в Ставропольский государственный аграрный университет по специальности «Агрономия», а так же в Армавирский государственный педагогический университет по специальности «Учитель биологии». Эти специальности требуют не только теоретические знания, но и практические навыки, приобретенные с помощью модели организации трудового воспитания.
Одним из результатов модели являются достижения воспитанников на краевых конкурсах естественно - научной направленности, а так же достижения педагогического коллектива (I место в Фестивале достижений учебно-опытных участков, II место в конкурсе «Юннат» номинации «Трудовые объединения обучающихся в условиях модернизации образования и сельского хозяйства»). Данная модель транслировалась на краевом и федеральном уровнях (I место в дистанционном Всероссийском конкурсе «Надежды России»).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что продуктивность и результативность модели достигнута.