kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему "Способы защиты животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие познакомит детей с некоторыми способами защиты животных от врагов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Способы защиты животных"»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ»

Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Цели: познакомить учащихся с некоторыми способами защиты животных, интересными фактами из их жизни; развитие кругозора детей.

Наглядные пособия: набор открыток «Животные защищаются», видеофильм «Возникновение приспособлений у организмов», набор карточек с изображением животных.



Ход занятия:

I.Организационный момент.

II. 1. Сообщение темы и задач занятия.

Здравствуйте, ребята! Велик мир живых существ, населяющий нашу планету. Это и микроскопические организмы, и животные огромных размеров, хищные и совсем безобидные. Немало в природе животных, у которых нет ни быстрых ног, ни острых когтей или острых зубов, но которые хорошо приспособились к условиям жизни и имеют особые средства защиты от врагов. Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами защиты животных.

2.Рассказ с демонстрацией.

Защитные приемы животных бесконечны в своем разнообразии. Многие из них привлекают внимание ученых, и, хотя не все они находят объяснения в науке, среди тех, которые удалось разгадать, есть достойные не только удивления и восхищения, но и подражания.

Защитная окраска

Часто окраска животных имеет сходство с окраской окружающей среды, в которой они живут. Например, пустынные змеи и ящерицы окрашены в серовато-желтый цвет, под стать цвету окружающей почвы и растительности, а животные, обитающие среди снегов, имеют белый мех и оперение.

Окраска, совпадающая с основным цветом окружающей среды и помогающая животному остаться незаметным для врага, называется покровительственной окраской или защитной. Такой тип окраски может быть в какой-то мере одинаковым для животных совершенно разных географических природных зон. Например, для кузнечиков и богомолов, лягушек, жаб или ящериц, обитающих в травянистом покрове средней зоны, характерна зеленая окраска. Она же преобладает и в раскраске насекомых, амфибий или рептилий тропических лесов, где даже среди птиц много видов с зеленым оперением.

Сезонная окраска

Немало животных, имеющих защитную окраску, меняют ее в зависимости от времени года, когда изменяется окраска окружающей среды. Например, обитатели тундры – песцы или куропатки (белая и тундряная) – летом имеют бурую окраску под цвет тундровой растительности и камней, покрытых лишайниками, а зимой она становится белой и сливается со снеговым покровом.

Изменяется в течение года цвет шерсти некоторых лесных зверей, таких как заяц-беляк, горностай, ласка. Весной и осенью, когда происходит процесс линьки, животные приобретают пятнистую окраску, которая также хорошо их маскирует на пестром ландшафте.

Сезонная окраска наблюдается и среди насекомых, например у листовидок. Со сложенными крыльями и подобранными лапками они удивительно похожи на лист, отсюда, видимо, и их название. Летом листовидки зеленые, а с наступлением осени цвет их крыльев становится буровато-желтым, под стать пожелтевшей листве, поэтому заметить это насекомое среди листьев в любое время года очень трудно.

Расчленяющая окраска

Окраска многих животных представляет собой сочетание контрастных по цвету пятен и полос, которые не соответствуют форме животного, но по тону и рисунку сливаются с окружающим фоном. Такая окраска как бы расчленяет тело животного, отсюда и ее название.

Расчленяющую окраску имею зебры и жирафы. Их полосатые и пятнистые фигуры почти незаметны на фоне растительности африканских саванн, особенно в сумерки, когда выходят на охоту хищники.

С помощью расчленяющей окраски достигается большой маскирующий эффект у некоторых амфибий. Характерен такой вид окраски и для многих обитателей подводного мира, особенно коралловых рыб. Наиболее пестрой окраской отличаются представители семейства щетинозубых, например, рыбы-ангелы и вымпельные щетинозубы.

Расчленяющая окраска встречается у насекомых. Ее маскирующая защитная роль, особенно велика для видов, которые демонстрируют ее, находясь в спокойном состоянии, как например, сидящая бабочка-медведица, колорадский жук.

Отпугивающая окраска

Животные с яркой окраской хорошо заметны на окружающем фоне. Как правило, такие животные держатся открыто, при опасности не прячутся. Им не нужно быть осторожными или торопливыми, поскольку чаще всего они бывают несъедобными. Их яркая окраска является своеобразным предупреждением для окружающих – не трогай!

Отпугивающая, или предупреждающая окраска представляет собой различные сочетания наиболее контрастных цветов: красного, желтого, черного, белого. Она характерна для многих жалящих насекомых, имеющих ядовитые железы, например, для ос, пчел и шершней. А также для насекомых с пахучими железами, например, жуков-нарывников, божьих коровок, гусениц молочайного бражника или махаона. Большинство птиц обычно не трогают насекомых с подобной окраской.

Отпугивающей окраской обладают и те виды животных, кожные железы которых выделяют ядовитую слизь, например, огненные саламандры или древолазы. Слизь древолазов настолько ядовита, что туземцы употребляют ее для обработки наконечников охотничьих стрел. Одна отравленная стрела может убить такого крупного зверя, как леопард.

Некоторые животные с отпугивающей окраской, например, рыбы кузовки, имеют твердый «панцирь», который защищает их от нападения других рыб.



Мимикрия

Одним из защитных свойств животных является сходство беззащитного вида с видом, хорошо защищенным. Такое явление в природе было обнаружено среди южноамериканских бабочек, когда в стаях несъедобных для птиц геликонид были замечены очень похожие по окраске, форме, размеру и манере полета съедобные бабочки-белянки. Такое сходство получило название «мимикрия».

Среди насекомых широко распространено подражание жалоносным перепончатокрылым. Есть, например, бабочки-стеклянницы, похожие на шершней. Есть мухи-сирфиды, которых трудно отличить от ос, пчел и шмелей. У одних насекомых сходство очень велико, у других ограничено лишь окраской, но и в том, и в другом случае оно защищает их от многих птиц.

Удивительны примеры мимикрии среди рыб. Так, морская собачка аспидонт, живущая в тесном соседстве с губаном-чистильщиком, очень сходна с ним размером, формой тела, расцветкой и способом передвижения. Губаны очищают рыб от паразитических рачков и бактерий, из-за этого «врачевания» их не трогают хищные мурены.

Меняющаяся окраска

Природа наградила некоторых животных способностью изменять окраску при переходе из одной цветовой среды в другую. Такое свойство служит животному надежной защитой, поскольку делает его малозаметным в любой обстановке.

Помимо рыбы камбалы, хорошо известной быстрой сменой окраски, меняет свой цвет под стать окружающей среде рыба талассома, которая в толще воды синяя, а на дне становится желтой. Мгновенно маскируются морские иглы, коньки и морские собачки: в зоне красных водорослей они приобретают красную окраску, среди зеленых водорослей – зеленую, в желтой среде становятся желтыми.

Меняют цвет и некоторые ящерицы. Особенно ярко это свойство проявляется у древесной ящерицы – хамелеона. Быстрая смена окраски от зеленой к желтой или бурой делает ее почти незаметной на ветках среди листвы. Кроме, того, хамелеон может отпугивать врага быстрой сменой окраски контрастных цветов, становясь то ярко-зеленым, то красным или черным.

Меняет цвет окраски в момент опасности и головоногий моллюск осьминог. Еще это животное может мгновенно маскироваться под грунт любого цвета, повторяя самый хитрый рисунок морского дна или водорослей. Особенно искусно это делают каракатицы.

Мастерски управляют своей расцветкой некоторые земноводные, ракообразные, насекомые и даже пауки, например паук-бокоход мизумена, его окраска становится то белой, то желтой, то зеленой, в зависимости от цвета листьев и лепестков по которым он перемещается.

Защитная форма

Есть немало животных, которые формой тела похожи на какой-либо предмет окружающей среды. Такое сходство нередко спасает животных от врагов, тем более, если животное имеет покровительственную окраску. Примером могут служить гусеницы большинства бабочек-пядениц. Когда гусеница сидит неподвижно на ветке, она вытягивается к ней под углом и становится похожей на короткий сучок или веточку. Еще более похожи на сухие ветки насекомые палочники, которые имеют характерную палочкообразную форму тела и конечностей.

Сходство с растениями особенно широко распространено среди тропических видов насекомых. Например, богомол дьявольский похож на цветок орхидеи, цикада аделунгия напоминает семена деревьев.

С помощью защитной формы тела маскируются и некоторые рыбы. Внешний облик таких рыб довольно своеобразен, да и названия у них у них оригинальные, например морской клоун, конек-тряпичник. Морской клоун живет в саргассовых водорослях, по которым передвигается с помощью грудных и брюшных плавников. Благодаря окраске и причудливой форме он совершенно теряется в зарослях. Мало напоминает рыбу и конек-тряпичник. Тело его снабжено многочисленными шипами и лентообразными кожистыми выростами, они все время колеблются, и поэтому отличить рыбу от водорослей почти невозможно.

Оборонительные выделения

Существует немало животных, которые при опасности «выстреливают» во врага какой-либо жидкостью, обладающей защитными свойствами. Эти животные не имеют отпугивающей окраски, которая могла бы насторожить нападающего, и поэтому «выстрелы» получаются неожиданными и эффективными.

Среди насекомых таким удивительным «оружием» обладают жуки-бомбардиры. При опасности они выделяют жидкость, которая на воздухе моментально испаряется, превращаясь с легким взрывом в облачко. Жук может сделать, до десяти «выстрелов». Такая неожиданная «бомбардировка» часто заставляет отступить врага, тем более что летучие испарения ядовиты.

Надежное оружие самообороны имеют головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы выпускают врагу на встречу «чернильную бомбу» - жидкость, несколько капель, которой достаточно, чтобы замутить воду и незаметно скрыться. Некоторые головоногие моллюски и глубоководные креветки спасаются от хищников тем, что выпускают облако слизи, состоящее из светящихся бактерий, и под прикрытием такой световой завесы уходят от врага.

Среди пресмыкающихся есть змеи-снайперы: плюющая индийская кобра и африканские черношейная и ошейниковая кобры. Они обороняются молниеносным и точным «выстрелом» яда в глаз противника, причем черношейная кобра делает до двадцати «выстрелов» подряд. Такая защита отпугивает любого хищника.

Автотомия

Оригинальным оборонительным приемом у животных является автотомия – способность мгновенно отбрасывать определенную часть тела в момент нервного раздражения. Такая реакция характерна, например, для многих ящериц. Когда нападающий хватает ящерицу за хвост, она оставляет его врагу, а сама убегает. Самокалечение происходит не осознанно и не от непрочности органа (у мертвой ящерицы хвост оторвать очень трудно), а под влиянием нервного раздражения. Боль, причиненная хвосту, приводит к резкому сокращению определенных мышц, и хвост автоматически отбрасывается. Подобное явление происходит у пойманного за ногу паукообразного сенокосца. Автотомируют при опасности и некоторые виды насекомых, например кузнечики, палочники.

Рефлекторное самокалечение встречается и среди подводных животных. Схваченные за клешни речные раки или крабы обламывают конечности, причем, строго в определенном месте. Осьминоги жертвуют щупальцами. Некоторые виды голотурий при опасности выбрасывают на съедение врагу свои внутренности.

Отторгнутые органы продолжают какое-то время шевелиться: сокращаются отброшенные конечности, извиваются щупальца и хвосты, привлекая внимание нападающего. Благодаря этому животному удается спастись.

У некоторых животных утраченные органы восстанавливаются, например у ящериц, раков, палочников, голотурий, но у сенокосцев и кузнечиков этого не происходит.

Спасение в полете

В борьбе за сохранение жизни некоторые животные пользуются приемами, совершенно не свойственными представителям их класса. Так, среди рыб есть виды, которые приспособились к полету и используют его как способ защиты от нападения. К таким летунам относятся, например, рыбы из семейства летучих рыб и семейства клинобрюхих. Спасаясь от настигающих хищников, они выскакивают из воды. Летучие рыбы расправляют в воздухе огромные грудные, а некоторые виды и брюшные плавники и планируют над водой, пролетая обычно до нескольких десятков метров. Клинобрюшки держатся на поверхности благодаря быстрым и частым взмахам грудных плавников и могут пролететь до пяти метров.

Есть «планеристы» и среди пресмыкающихся, например ящерица летающий дракон. У этой рептилии имеются ложные ребра с кожистой перепонкой. Когда дракон в спокойном состоянии, они плотно прижаты к телу. В случае опасности ящерицы расправляют их, образуя подобие двух широких полукруглых крыльев, стремительно планирует на расстоянии до 30 метров. В полете спасаются от нападения и некоторые древесные змеи. Они сплющивают тело, раздвигая ребра и втягивая живот. Придав телу плоскую форму, змеи либо перелетают на другое дерево, либо мягко планируют на землю.

Как не всегда спасают хищника острые клыки и сильные ноги, так и пассивные средства защиты не могут обеспечить животному полную безопасность. Например, покровительственная окраска спасает сидящую на дереве бабочку-ленточницу от птиц, которые хватают добычу на лету, но вряд ли убережет ее от тех, кто бегает по стволу и сует свой клюв во все щели. Также и предупреждающая окраска может отпугивать только тех животных, которые хорошо видят и у которых выработан условный рефлекс. К тому же есть немало животных, которые без вреда для себя поедают жалоносных насекомых, ядовитых змей или токсичных рыб.

Однако ценой именно таких частичных неизбежных жертв основная масса животных оказывается в значительной мере, застрахованной от нападения.

3. Физкультминутка.

Чтоб здоровье сохранить.
Надо с нами повторить:
Ноги шире, руки шире — в бок наклоны.
Три-четыре.
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
И с особым вдохновением
Дружно делаем вращения:
Раз-два-три-четыре.
Не мешает нам порой.
Поработать головой,
А еще точнее —
Поработать шеей.
Раз-два-три-четыре.
В заключении все вместе.
Совершаем бег на месте.
Ноги в руки дружно взяли —
Побежали, побежали!
И на месте стой, раз-два!!! 
Зарядка, бодрость нам дала.


4.Демонстрация видеофильма «Возникновение приспособлений у организмов».

4.1. Просмотр видеофильма

4.2. Обсуждение увиденного фильма

- С какими способами защиты живых организмов вы познакомились?

-Какие способы защиты животных вас удивили?

-Что нового вы узнали о жизни животных?

5. Игра «Моя защита».

Детям предлагается выбрать карточку с изображением животных и рассказать о том, как это животное защищается от врагов.

Список животных: кузнечик, камбала, заяц-беляк, рябчик, тигр, белка-летяга, колорадский жук, жираф, куропатка, речной рак, жук-бомбардир, божья коровка и т.д.



III.Подведение итогов занятия.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия на тему "Способы защиты животных"

Автор: Ирина Евгеньевна Григорьева

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект игры "Лес - наше богатство""
    ["seo_title"] => string(34) "konspiektighryliesnashieboghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "307912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458475962"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока « Многообразие  членистоногих» в виде игры « Путешествие по станциям»."
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-chlienistonoghikh-v-vidie-ighry-putieshiestviie-po-stantsiiam"
    ["file_id"] => string(6) "327430"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463420822"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тематическое планирование. ОБЖ - 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "106863"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403099880"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по предмету изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_izobrazitiel_noie_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "380500"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484663464"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект открытого урока "Основные параметры землетрясения и их последствия" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-otkrytogho-uroka-osnovnyie-paramietry-ziemlietriasieniia-i-ikh-posliedstviia"
    ["file_id"] => string(6) "171161"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423648778"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства