«Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
«Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.
Целью этой работы является создание условий для освоения детьми историко-культурного наследия своей Родины, воспитания чувства патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому, желания беречь и охранять культурные ценности, созданные руками наших предков, и природные ресурсы, которыми так богат наш край- Ростовская область.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.
Целью этой работы является создание условий для освоения детьми историко-культурного наследия своей Родины, воспитания чувства патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому, желания беречь и охранять культурные ценности, созданные руками наших предков, и природные ресурсы, которыми так богат наш край- Ростовская область.
В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует:
наличие задачи, решение которой осуществляется в результате научного поиска;
познавательной, практической или теоретической значимости результатов такого поиска;
самостоятельной деятельности учащихся под руководством педагога;
использования комплекса исследовательских методов;
Создание экскурсии осуществляется в 5 последовательных этапов:
Подготовка экскурсии;
Составление текста экскурсии;
Составление технологической карты;
Составление «портфеля экскурсовода»;
Подготовка экскурсовода;
1 этап. Подготовка экскурсии.
Создание экскурсии начинается с выбора её темы. Тема- это та основа, которая должна объединить объекты показа и рассказа экскурсовода.
В зависимости от темы необходимо конкретизировать цели и задачи будущей экскурсии: историко-культурного просвещения, эстетические, патриотического воспитания, экологического образования и т.п.
Следующая стадия- поиск, анализ и отбор материала, составление списка литературы по теме экскурсии. Чем полнее и обширнее данные, тем более интересным будет рассказ экскурсовода.
Затем выбираются объекты показа, которые должны раскрывать тему экскурсии. Удобно для дальнейшей работы на каждый объект составлять карточку с полными сведения о нём, с легендами и историческими анекдотами, с воспоминаниями современников. Эти описания можно включить в индивидуальный текст экскурсии.
Собранные в процессе подготовки экскурсии данные служат основой для составления краткой летописи событий, о которых пойдет речь в экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке и установить между ними внутреннюю связь. Летопись событий послужит в дальнейшем для составления контрольного текста экскурсии.
Исходя из последовательности событий, их внутренней связи, составляется маршрут экскурсии и намечаются остановки перед объектами показа.
2 этап. Составление текста экскурсии.
Текст экскурсии делиться на контрольный и индивидуальный.
В контрольном тексте вся информация располагается в хронологическом порядке. В нём кратко сообщается только основные факты по теме. Для составления контрольного текста служит летопись событий, составленная в период подготовки экскурсии.
В индивидуальном тексте фактический материал излагался в той последовательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов. Это, по сути, готовый рассказ экскурсовода, который ведётся от первого лица: «Я хочу обратить ваше внимание на…» .
Во вступлении к индивидуальному тексту необходимо сообщить о маршруте, времени и месте его начала и окончания, о правилах безопасности и поведении экскурсантов.
Основная часть индивидуальных подтем, объединяемых в единое целое логическим переходом.
В конце подводятся итоги экскурсии, делаются выводы по теме, рекомендуется дополнительная литература и темы других аналогичных экскурсий.
3 этап. Составление технологической карты.
Технологическая карта экскурсии состоит из титульного листа, схемы маршрута и маршрутного листа.
В титульном листе указывается название экскурсии, её тема, вид (пешеходная, автобусная, комбинированная), состав экскурсантов, протяженность маршрута в километрах и её продолжительность в часах.
Схема маршрута может быть составлена на плане города. Отмечаются начальная и конечная точки маршрута и все остановки на маршруте.
Маршрутный лист с названием экскурсии должен содержать сведения о разработчиках маршрута и экскурсоводе, а также об организации, к которой они принадлежат (учащиеся школы №…, учащиеся детского объединения … ). Маршрутный лист оформляется в виде таблицы с графами: точки маршрута, способ передвижения от точки к точке, время в пути от предыдущей точки, объекты показа, примечания.
4 этап. Составление «портфеля экскурсовода».
«Портфель экскурсовода» - это условное название комплекса наглядных пособий, которые используются в ходе проведения экскурсии. Назначение их-максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда (первоначальный облик здания, утраченный памятник, портреты исторических личностей, имеющих отношения к теме экскурсии и т.п.).
5 этап. Подготовка экскурсовода.
В процессе всей подготовки деятельности по составления экскурсии учащиеся овладевали навыками самостоятельной работы с литературой, учились анализировать, находить внутреннюю связь между событиями, сопоставлять факты, оформлять результаты своей исследовательской работы в виде описаний, таблиц, схем.
На заключительном этапе среди членов исследовательской группы необходимо выбрать и подготовить будущего экскурсовода. Среди его необходимых качеств- доброжелательность, коммуникабельность, грамотное владение речью.
Обучение будущего экскурсовода связано с выходом на экскурсионный маршрут, где он должен учиться применять полученные знания на практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа, рисунки, фотографии и схемы из «портфеля экскурсовода». Задача педагога при это- научить школьника не только уверенно владеть материалом, но и рассказывать эмоционально, красочно.
Заключение.
Создание экскурсии и экскурсионная деятельность учащихся позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов. Кроме того, это интересный и перспективный вид исследовательской области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным, историческим и природным богатствам Родины.