Данная презентация рассказывает о проведенной исследовательской работе по теме "Этнография. Топонимика природных объектов на примере местного материала"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Защита проекта по экологии "Человек на Земле"»
ГБОУ«Брянковский УВК № 17» ЛНР
Республиканский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»
Номинация 3 «Этнографические исследования»
Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов.
11 класс Руководитель Дорошенко Г.Б .
Почему нами выполнена работа по данной тематике? Потому, что интерес к этой теме достаточно высок.
Нашему поколению было интересно узнать о своем крае то, чего мы не знали: историю местности, легенды, предания, песни, выяснить, почему так или иначе названы природные объекты. Начиная исследование, мы были уверены, что изучение фольклора будет способствовать более глубокому познанию исторического и культурного наследия Луганской области.
Цель нашей работы:выявить и всесторонне изучить фольклор, связанный с названиями природных объектов, историческими местами края, с мифологическими персонажами, шахтёрским трудом, как эти жанры проявляются в наши дни.
Для этого нам предстояло решить следующие задачи:
- изучить историю посёлков, в которых мы проживаем ( Анненка, Сабовка);
- топонимику и ономастику природных объектов;
- создать видеофильм о достопримечательности нашего края – Марьином утёсе;
- Изучить фольклор, связанный с шахтёрским трудом;
- записать воспоминания старожилов;
- обобщить и систематизировать материал.
По статистическим данным из архивов Екатеринославской губернии, деревня Сабовка была основана в 1819 году, когда
И.П. Сабо (Сабов), в прошлом черниговский помещик, офицер Новослободского полка, вышел в отставку и в семи верстах от Лозовой Павловки получил во владение земляной надел – Лазуровку, позже ставшую называться Сабовкой по имени ее владельца.
Откуда же название Лазуровка? По воспоминаниям старожилов раньше в Сабовке обитало три вида маленьких синичек: Гаичка, Городская и Лазоревка. Особенно много было последних. Отсюда и название земляного надела Лазуровка. Года три назад эти крохотные птички снова появились в сабовских балках и лесах.
Первые саманные хаты, крытые соломой.
Анненка была основана в 1831 году помещиком и офицером О.П. Кордовским. Деревня была названа по имени его первой и единственной дочери. Сам же Кордовский погиб в одном из сражений, его дочь Анна Кордовская вышла замуж за помещика из села Олынцево (у Сентяновки). Небольшим имением в Анненке многие годы управлял родственник олынцевского помещика В.П. Нагибин.
В отличие от других районов города, территория Анненки дает хорошее представление о том, как красив наш край в отдалении от промышленных объектов индустрии. Речки и балки имеют крутые, часто обрывистые склоны со скалистыми обнажениями пород. На берегу реки и в балках сохранились островки прекрасных дубрав, отдельные родники, красивые поляны с пышным многотравьем и разноцветьем ковыльной степи. Наши предки дали анненским балкам красивые и памятные названия: Журавлиная, Совиная, Россоховатая, Долгая, Братки, Мазурова, Ковыльная, Зеленая.
Этой хате больше 100 лет.
Так выглядит сейчас
первый рудник
Анненская балка «Зелёная»
Балка Совиная
В марте 1938 года началось строительство шахты «Анненская».
Единственная шахта в Луганской области, награждённая орденом Ленина
События Великой Отечественной оставили
памятные вехи в летописи истории предприятия.
Шахта «Анненская» одной из первых в крае возобновила угледобычу в 1943 году
Эпохой расцвета посёлка Анненка были 60-ые годы.
В это время на посёлке велось активное строительство жилых домов, разбивались цветники, высаживались зелёные насаждения. В поселке действовала дневная и вечерняя школы, детский сад, ясли, клуб, библиотека, поликлиника, больница,
С незапамятных времён хранит и приумножает наш народ свою духовную сокровищницу – устную народную поэзию.
Мы тоже провели исследовательскую работу в наших посёлках и записали песни, частушки о шахтёрском труде.
Главная тема, которая проходит через весь пласт местного фольклора – невероятная тяжесть шахтерского труда.
Изнурительный ручной труд был характерен для рабочих всех горняцких специальностей. Откатка вагонеток по главным горизонтальным штрекам также осуществлялась преимущественно вручную, в отдельных случаях применялась конная тяга.
Лошади использовались для этих целей и на поверхности.
Песни передают угнетенное настроение, которое постоянно сопровождало работу шахтера, потребность в утешении, забвении… Кабак, водка становятся способом хоть на минуту забыть о своей тяжелой судьбе.
Получил получку яРовно двадцать два рубля,Два рубля отдал домой,Ну а двадцать – на пропой.Веселись душа и тело, –Вся получка пролетела
(«Нет смелее удальцов»)
Но тем не менее шахтёры часто с юмором относились к таким проявлениям. Это подтверждает «Песня Ерёмы», записанная со слов старожила деревни Краснополье Белецкого А.П.
Шуточная песня про Ерёму (записано со слов старожила Белецкого А.П.)
Раз Ерема после смены водки нализался,
И с бутылкою в руке к дому приближался.
Вдруг канава перед ним, как пройти, проехать?
Вброд никак не перейти, и мосточка нету,
А у пьяного шахтёра ум за разум косит,
И дурные мысли тут голову с плеч сносят.
И решил он устрашить земскую управу:
«Кто позволил вам нарыть близ дорог канаву?»
Но герой наш долго всё ж не кипятился,
И в канаве грязной той спать он уложился.
Спит Ерёма - беднячок, ничего не зная,
И свинью вместо жены к себе прижимает.
Спит Ерёма-беднячок, и в ус он и не дует,
И свинью вместо жены в пятачок целует.
А Ерёмина жена дома всё бранилась,
Как отстряпалась она, в розыски пустилась.
Вдоль по улице идёт, мужа всё искавши,
Глядь – а он в канаве спит, со свиньёй обнявшись.
Долго думала она, потом догадалась:
Толсту палку подобрала и к свинье подкралась.
Триста палок ей она вдоль спины влепила:
«Вот, чтоб мужа моего больше не любила!»
Одна из самых популярных песен Донбасса –Песня про молодого коногона.В ней рабочий люд в песенной форме рассказывал о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к многочисленным смертям шахтеров.
Коногон (загонщик) -погонщик лошадей в шахте при конной откатке вагонеток..
Ламповая- а) помещение, где заправляли маслом лампы шахтеров;
б) работница, заправлявшая лампы шахтеров маслом.
Обычно песня начинается куплетом "Гудки тревожно загудели..." (часто по этой строчке и называется).Песня о коногоне была такой популярной в народе, что во время Великой Отечественной войны её переделали на песню о танкистах, лётчиках, партизанах.
Летчик(Машина пламенем пылает...)Мы шли на дело ночкой темной...(партизанская)По полю танки грохотали...(танкистская)
В третьем ряду третий слева житель нашего посёлка Васин Г.П.
1938 год.
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «По полю танки грохотали»
И полетят тут телеграммы
Родных и близких известить …
А молодого командира несут с пробитой головой.
И залпы башенных орудий
В последний путь проводят нас .
В углу заплачет мать-старушка
И будет карточка пылиться
На полке пожелтевших книг –
В военной форме, при погонах,
И ей он больше не жених.
Фото на память
Выступление старожилов
«Ребята! Существует много вариантов Песни о коногоне, но сейчас прозвучит именно та, которая в наших семьях передавалась из поколения в поколение. Помните, что народные песни – это наше достояние, которое надо беречь», - с такими словами обратилась к ученикам председатель Совета ветеранов Нечипорук Е.М.
Ветераны исполняют песню «Гудки тревожно загудели…» Аккомпанирует наш выпускник школы, автор многих песен о родном крае – Тарануха. А.Ф.
Легенды, связанные с Шубиным.
Шубин предстаёт в образе старого шахтёра, кашляющего по-стариковски, с ярко горящими глазами, волосатыми копытами. Шубин любит шутить: пугает шахтеров, внезапно разразившись во тьме смехом, или хватает за ногу. Обитает он якобы в дальних или в давно заброшенных выработках, где может бродить незамеченным. Обладает огромной силой. Шубин — настоящий хозяин подземелий.
Мы записали легенду том, как Шубин помогал шахтеру в тяжелом труде, например, сам гонял вагонетки с углем. А самодуру хозяину шахты, закричавшему: «Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!», Шубин доказал, кто тут на самом-то деле хозяин, совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями.
Фигура Шубина из дерева
г.Донецк
Фигура Шубина в парке
кованых фигур
Топонимика природных объектов
«Топонимика — это язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре» — так метко высказался профессор Н. И. Надеждин.
Топонимика — это наука, изучающая географические наименования (топонимы), историю их появления, преобразования и употребления.
Мы провели исследовательскую работу и узнали от старожилов, почему названы так те или иные природные объекты.
В пределах города Брянки расположена геологическая достопримечательность природы –Марьин утёс.При опросе старожилов мы узнали о том, что жители Анненки и Замковки называли остатки выхода скальных пород на поверхность Синей скалой. Утром рано, когда солнце только начинало всходить, от реки Лозовой поднимался туман, и скала казалась синей. Но после выхода в свет знаменитого фильма «Тени исчезают в полдень», этот утёс переименовали в Марьин. Так под таким названием вошла эта скала в перечень объектов природно-заповедного фонда Луганщины как геологическая достопримечательность природы местного значения.
Марьин утёс утром
Река Лозовая
В названии реки отчетливо виден славянский корень (от словалоза). Небольшая речушка с родниками. Причём, что удивительно: река Лозовая тянется на много километров почти от Дебальцево, пересекая многие населённые пункты. Необычным является тот факт, что в районе Марьиного утёса эта речка прозрачна, словно горный ручей, — при желании можно даже разглядеть дно реки! А множество перекатов и изгибов довершают этот образ. Назвали эту речку так потому, что по её берегам росли лозы. По берегам было много родников, которые имеют свои названия.
В данный момент это небольшая речушка, но из воспоминаний старожилов мы знаем, что раньше это была река шириной 7-9 метров и глубиной 3-4 метра, на которой стояла даже мельница.
Под густыми кронами дубов течёт студёная и чистая вода из кринички. Раньше сюда прилетали совы и любили сидеть на деревьях. Так и прозвали эту криничку – Совиная.
Недалеко от кринички жила женщина по имени Анна. У неё были густые и чёрные волосы до самой смерти. Она говорила, что воду для мытья головы брала только здесь. Многие девушки и женщины приходили сюда за водой. Так и осталась в памяти людской эта криничка под названием Криничка бабы Анны.
В этой вода имела привкус меди. Отсюда и название - криничка «Медная» .
Данный проект позволяет реально познакомиться с историей, фольклором, топонимикой, культурными традициями родного края, представить свое будущее в неразрывной связи с будущим своей земли.
Работая над проектом, мы активно занимались исследовательской деятельностью, вели наблюдения, встречались со старожилами и узнали массу интересного о своей родной земле, посетили краеведческие музеи г.Луганска и Стаханова, работали с архивными материалами, с дополнительной литературой.
В ходе работы был создан видеофильм, который принял участие в городском конкурсе «Десять значимых мест Брянки», где завоевал 3 место. Автор Сотников Вячеслав и учитель биологии Зинченко Р.Ф. (Фильм прилагается).
Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы: большинство учащихся заинтересовались историей родного края, топонимикой природных объектов, фольклором, возродился интерес к традициям и историческому наследию своей земли.
Результаты данной работы можно использовать на уроках литературы, МХК, истории, экологии, при проведение внеклассных мероприятий.
Ты, человек, должен помнить: природа -Твой дом родной.Будет он чистым, будет счастливымВместе с тобой.Пусть расцветает наш край с каждым годом,Богом храним.Луганский край, за тебя мы в ответеТебя сохраним!Мы и за нашу планету в ответе,Знайте, друзья.Люди, природа, небо и солнце -Мы же семья!Станем ценой на защиту все вместе,Будем хранитьКаждый листочек, травинку, цветочек,Беречь и любить!