Просмотр содержимого документа
«Судьба планеты в наших руках»
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления. Задачи: - познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; - способствовать воспитанию любви к родной природе; - пополнение знаний учащихся по экологии. Предварительная подготовка: -подбор материала к классному часу, - подбор стихотворений, музыки; - распределение материала между учащимися; - составление презентации. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сигнальные карточки, картинки с изображением природы, Оформление класса: прикрепить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи; на доске записать тему и эпиграф к классному часу. Ресурсы: Компьютерная презентация.
План классного часа.
I. Организационный момент 1.Вступительное слово II.Основная часть
III Заключительная часть IVПодведение классного часа (рефлексия)
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
Вступительное слово: (Слайд 1)
С наступлением весны все страны мира, вне зависимости от национальности, веры, обычаев и традиций отмечают день Земли, в честь уникальной планеты Солнечной системы. В настоящий момент она – единственная в Галактике позволяет жить такому многообразию живых организмов и существ: от микробов до сложнейших индивидов человека.
Последние годы Земля усиленно «твердит» нам о необходимости обратить на нее внимание: астрологи и ученые уверены, что увеличение числа техногенных катастроф, стихийных бедствий, образование озоновых дыр и приближение на опасное расстояние от Земли пролетающих комет – явные сигналы.
Ресурсы планеты ограничены и человеку необходимо бережно относится к ее благосостоянию и условиям жизни.
В 1971 году на очередном собрании Организации Объединенных наций представители стран участниц приняли решение организовать День Земли для поднятия проблем планеты и привлечения общественности к вопросам сохранения ее богатств и экологии.
В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении территории улиц, различных экологических мероприятиях и ациях.
Поэтому сегодняшний классный час, посвящён теме экологии, а именно экологическим проблемам.
Экологическая проблема — одна из основных глобальных проблем современности.
На сегодняшний день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате разрушительной антропогенной деятельности. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению вод мирового океана, а также атмосферы и почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду.
(Слайд 2)
«Экологическая бомба» для человечества так опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш классный час «Судьба планеты в наших руках!».
II.Основная часть
(Слайд 4) Экологическая катастрофа – это словосочетание знакомо сейчас всем. Перед человечеством стоит много нерешённых проблем, но одна из главных экология и здоровье. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. «Возвращается» ей не менее 20 миллиардов тон твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Зелёное одеяние земли ежегодно сокращается на 1%. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха, всё больше городов в завесах смога. Почему исчезают леса? Бедность и жадность – движущая сила всего этого. Демографический бум и потребность в сельскохозяйственных землях. Площадь пустынь каждые 10 лет увеличивается на 600 тысяч километров квадратных. И, как следствие, разворачивается генетическое загрязнение планеты, возникают «болезни цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно - психических заболеваний, злокачественных опухолей. Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.
Помимо гибели лесов существует еще много экологических проблем таких как:
изменение климата Земли;
загрязнение атмосферы;
истощение озонового слоя;
истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
Из них можно выделить 4 самые основные глобальные экологические проблемы. К ним относятся:
1. Загрязнение атмосферы;
2. Истощение озонового слоя;
3. Глобальное потепление;
4. Загрязнение почвы.
Именно этим проблемам, а также путям и способам их решения, стоит уделить наибольшее внимание. Глобальная экологическая проблема №1: Загрязнение атмосферы
Каждый день жители мегаполисов вдыхают порядка 20 000 литров воздуха, содержащего, помимо жизненно важного кислорода, целый перечень вредных взвешенных частиц и газов.
Загрязнители атмосферы условно делятся на 2 типа: естественные и антропогенные. Последние превалируют.
Причины атмосферного загрязнения
Основной причиной загрязнения воздуха является попадание в него нехарактерных физических, химических и биологических веществ, а также изменение их естественной концентрации.
Это происходит в результате как природных процессов, так вследствие деятельности человека. Причиной большой части химических и физических загрязнений является сжигание углеводородного топлива при производстве электрической энергии и при работе двигателей транспортных средств.
Один из наиболее токсичных газов, поступающих в атмосферу в результате человеческой деятельности – озон. Ядовит и свинец, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. Среди других опасных загрязнителей – угарный газ, оксиды азота и серы, а также мелкая пыль. Ежегодно в результате промышленной деятельности человека (при выработке электроэнергии, производстве цемента, выплавке чугуна и т.п.) в атмосферу поступает 170 миллионов тонн пыли.
Решение проблемы (какие пути решения этой проблемы вы можете предложить?)
Глобальную экологическую проблему загрязнения атмосферы, по словам учёных и представителей власти, можно решить следующими путями:
ограничение роста численности населения;
сокращение объёмов использования энергии;
повышение энергоэффективности;
уменьшение отходов;
переход на экологически чистые возобновляемые источники энергии;
очистка воздуха на особо загрязнённых территориях.
Глобальная экологическая проблема №2: Истощение озонового слоя
Озоновый слой — это тонкий газовый слой в стратосфере (от 10 км и выше от поверхности Земли), который защищает поверхность Земли от разрушительного эффекта солнечных ультрафиолетовых лучей.
В середине 1970-х годов было обнаружено,что ряд полученных искусственным путем химических веществ разрушают атмосферный озоновый слой, приводя к его опасному утончению.
Эта проблема привлекла всеобщее внимание мировой общественности, поскольку известно,
что воздействие усилившейся ультрафиолетовой радиации вызывает рак кожи, катаракту глаз и
способствует подавлению иммунной системы человека, а также наносит непредсказуемый ущерб
растениям, водорослям, пищевым цепям и глобальной экосистеме.
Решение проблемы (что можно сделать чтобы решить эту проблему?)
Осознание опасности приводит к тому, что международной общественностью предпринимаются все новые и новые шаги в защиту озонового слоя. Рассмотрим некоторые из них.
1) Создание различных организаций по охране озонового слоя (ЮНЕП, КОСПАР, МАГА)
2) Проведение конференций.
а) Венская конференция (сентябрь 1987г.). На ней был обсужден и подписан Монреальский протокол:
– необходимость постоянного контроля за изготовлением, продажей, и применением наиболее опасных для озона веществ (фреоны, бромсодержащие соединения и др.)
– использование хлорфторуглеводородов по сравнению с уровнем 1986 г. должно быть уменьшено на 20% к 1993 г. и в два раза к 1998г.
б) В начале 1990г. ученые пришли к выводу, что ограничения Монреальского протокола недостаточны и были внесены предложения о полном прекращении производства и выбросов в атмосферу уже в 1991–1992гг. тех фреонов, которые ограничиваются Монреальским протоколом.
Мировая экологическая проблема №3: Глобальное потепление
В течение XX века средняя температура на земле выросла на 0,5 – 1C. Главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере вследствие увеличения объёмов сжигаемого людьми ископаемого топлива (уголь, нефть и их производные).
Однако по заявлению Алексея Кокорина, руководителя климатических программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, «наибольшее количество парниковых газов образуется в результате работы электростанций и выбросов метана в ходе добычи и доставки энергоресурсов, в то время как дорожный транспорт или сжигание попутного нефтяного газа в факелах наносят сравнительно небольшой вред окружающей среде».
Другими предпосылками глобального потепления являются перенаселение планеты, сокращение площади лесных массивов, истощение озонового слоя и замусоривание.
Решение проблемы
Если в течение 21 века температура увеличится еще на несколько градусов, последствия будут весьма печальными:
поднимется уровень мирового океана (вследствие таяния полярных льдов).
возрастёт количество засух
и усилится процесс опустынивания
земель. Исчезнут многие виды растений и животных, приспособленные к существованию в узком диапазоне температур и влажности. Участятся ураганы.
Замедлить процесс глобального потепления, по словам экологов, помогут следующие меры:
замена ископаемого топлива экологически чистым (солнечная энергия, энергия ветра и морских течений);
развитие энергосберегающих и безотходных технологий;
налогообложение выбросов в окружающую среду;
внедрение технологий поглощения и связывания углекислого газа,
посадка деревьев;
экологическое просвещение.
Глобальная экологическая проблема №4: Загрязнение воды
В настоящее время в мире осталось немного водоёмов, которые
не были бы загрязнены продуктами жизнедеятельности человека.
Со сточными водами в реки попадают удобрения и пестициды
с сельскохозяйственных земель. Также в них попадают воды из канализации и дренажных канав. Некоторые заводы сливают в реки и озера потоки грязной воды. Нитраты медленно, уже в течение многих лет, просачиваются через землю в русла рек или озер. Грязные сточные воды и удобрения попадают в озера и водохранилища и вызывают стремительный рост тины — водорослей, которые душат речную фауну и флору.
Главными загрязнителями гидросферы на сегодняшний день являются нефть и нефтепродукты. В воды мирового океана эти вещества проникают в результате крушения танкеров и регулярных сбросов сточных вод промышленными предприятиями.
Агентство США по Охране окружающей среды (US Environmental Protection Agency) следующим образом описывает эффект разлива нефти. Через 10 минут после того, как в воде оказалась одна тонна нефти, образуется нефтяное пятно, толщина которого составляет 10 мм. С течением времени толщина пленки уменьшается (до менее 1 миллиметра), в то время, как пятно расширяется. Одна тонна нефти способна покрыть площадь до 12 квадратных километров. Дальнейшие изменения происходят под воздействием ветра, волн и погоды. Обычно пятно дрейфует по воле ветра, постепенно распадаясь на более мелкие пятна, которые способны удаляться на значительные расстояния от места разлива. Сильные ветры и штормы ускоряют процесс дисперсии пленки. (К чему это может привести?)
Происходит массовая гибель крупных косяков рыб. Птицы, которые большую часть жизни проводят на воде, наиболее уязвимы к разливам нефти на поверхности водоемов. Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз. Гибель является результатом воздействия холодной воды. Разливы нефти от средних до крупных вызывают обычно гибель 5 тысяч птиц. Очень чувствительны к воздействию нефти яйца птиц. Небольшое количество некоторых типов нефти может оказаться достаточным для гибели в период инкубации.
Решение проблемы (Как избежать этих последствий?)
Для удаления взвешенных веществ из гидросферы применяются следующие методы:
Процеживание;
Отстаивание в поле силы тяжести и в поле центробежных сил;
Фильтрование, коагуляция и флотация;
В случае крупных загрязнений воду процеживают через решетки и сита. Для выделения веществ, находящихся в воде в виде грубодисперсных взвесей, используют простое отстаивание в отстойниках различной конструкции. Твердые и жидкие вещества с малой плотностью, отделяются в ловушках. Ловушки позволяют регенерировать и возвращать в производство нефть, нефтепродукты, жиры и др.
III Заключительная часть
- О каких признаках грозной беды для нашей планеты мы сегодня говорили? 1.Вырубка лесов. 2.Гибель животных. 3.Загрязнение воды. 4.Загрязнение воздуха. 5.Накопление мусора. 6.Отравление почвы. -Кто виноват во всех причинах болезни планеты? ( Человек) -Какие меры по защите планеты вы считаете необходимо применять? 1.Пресечение браконьерской деятельности; 2.Разумное освоение и использование территорий; 3.Охрана редких и исчезающих видов животных и растений; 4.Уменьшение загрязнения окружающей среды. - А, что вы делаете и можете ещё сделать для сохранения нашей планеты?
Давайте примем участие в экологической эстафете?
Ученик: Бросаем мусор только в контейнеры. Мы должны помнить, что для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия.
Подведение классного часа: (рефлексия)
На ваш взгляд, сегодняшний разговор был для всех нас достаточно полезным? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами кураторского часа?
На современном этапе развития человечества столкнулось с наиболее актуальной и острой проблемой– как сохранить окружающую нас природу в её первозданном виде, как не допустить уничтожения планеты, поскольку никто не знает, когда и как настанет новый этап экологической катастрофы. Человечество еще даже близко не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользования, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце концов все же найдет им замену. Но вот человеческий организм, выдержит ли он, сможет ли он приспособится к ненормальным условиям жизни?
Помните: Земля - единственная планета, На которой возможна жизнь! Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!