kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Судьба планеты в наших руках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Судьба планеты в наших руках»

Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления. 
Задачи: 
- познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
- способствовать воспитанию любви к родной природе; 
- пополнение знаний учащихся по экологии. 
Предварительная подготовка:
-подбор материала к классному часу,
- подбор стихотворений, музыки;
- распределение материала между учащимися;
- составление презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сигнальные карточки, картинки с изображением природы, 
Оформление класса:  прикрепить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи; на доске записать тему и эпиграф к классному часу.
Ресурсы: Компьютерная презентация.

План классного часа.

I. Организационный момент 
1.Вступительное слово
II.Основная часть 

Экологическая катастрофа

Глобальные экологические проблемы:
1. Загрязнение атмосферы
2. Истощение озонового слоя

3. Глобальное потепление
4. Загрязнение почвы.

 III Заключительная часть
IVПодведение классного часа (рефлексия)

Ход мероприятия.

I. Организационный момент

Вступительное слово: (Слайд 1)

С наступлением весны все страны мира, вне зависимости от национальности, веры, обычаев и традиций отмечают день Земли, в честь уникальной планеты Солнечной системы. В настоящий момент она – единственная в Галактике позволяет жить такому многообразию живых организмов и существ: от микробов до сложнейших индивидов человека.


Последние годы Земля усиленно «твердит» нам о необходимости обратить на нее внимание: астрологи и ученые уверены, что увеличение числа техногенных катастроф, стихийных бедствий, образование озоновых дыр и приближение на опасное расстояние от Земли пролетающих комет – явные сигналы.


Ресурсы планеты ограничены и человеку необходимо бережно относится к ее благосостоянию и условиям жизни.


В 1971 году на очередном собрании Организации Объединенных наций представители стран участниц приняли решение организовать День Земли для поднятия проблем планеты и привлечения общественности к вопросам сохранения ее богатств и экологии.

В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении территории улиц, различных экологических мероприятиях и ациях.

Поэтому сегодняшний классный час, посвящён теме экологии, а именно экологическим проблемам.

Экологическая проблема — одна из основных глобальных проблем современности.

На сегодняшний день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате разрушительной антропогенной деятельности. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению вод мирового океана, а также атмосферы и почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду.

(Слайд 2)

«Экологическая бомба» для человечества так опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш классный час «Судьба планеты в наших руках!».


II.Основная часть

(Слайд 4) 
Экологическая катастрофа – это словосочетание знакомо сейчас всем. Перед человечеством стоит много нерешённых проблем, но одна из главных экология и здоровье. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. «Возвращается» ей не менее 20 миллиардов тон твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Зелёное одеяние земли ежегодно сокращается на 1%. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха, всё больше городов в завесах смога. Почему исчезают леса? Бедность и жадность – движущая сила всего этого. Демографический бум и потребность в сельскохозяйственных землях. Площадь пустынь каждые 10 лет увеличивается на 600 тысяч километров квадратных. И, как следствие, разворачивается генетическое загрязнение планеты, возникают «болезни цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно - психических заболеваний, злокачественных опухолей. Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.


Помимо гибели лесов существует еще много экологических проблем таких как:

  • изменение климата Земли;

  • загрязнение атмосферы;

  • истощение озонового слоя;

  • истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;

  • загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;

  • глобальное потепление;

  • оскудение биологического разнообразия и др.


Из них можно выделить 4 самые основные глобальные экологические проблемы. К ним относятся:

1. Загрязнение атмосферы;

2. Истощение озонового слоя;

3. Глобальное потепление;

4. Загрязнение почвы.

Именно этим проблемам, а также путям и способам их решения, стоит уделить наибольшее внимание.
Глобальная экологическая проблема №1: Загрязнение атмосферы

Каждый день жители мегаполисов вдыхают порядка 20 000 литров воздуха, содержащего, помимо жизненно важного кислорода, целый перечень вредных взвешенных частиц и газов.

Загрязнители атмосферы условно делятся на 2 типа: естественные и антропогенные. Последние превалируют.

Причины атмосферного загрязнения

Основной причиной загрязнения воздуха является попадание в него нехарактерных физических, химических и биологических веществ, а также изменение их естественной концентрации.

Это происходит в результате как природных процессов, так вследствие деятельности человека. Причиной большой части химических и физических загрязнений является сжигание углеводородного топлива при производстве электрической энергии и при работе двигателей транспортных средств.

Один из наиболее токсичных газов, поступающих в атмосферу в результате человеческой деятельности – озон. Ядовит и свинец, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. Среди других опасных загрязнителей – угарный газ, оксиды азота и серы, а также мелкая пыль. Ежегодно в результате промышленной деятельности человека (при выработке электроэнергии, производстве цемента, выплавке чугуна и т.п.) в атмосферу поступает 170 миллионов тонн пыли.

Решение проблемы (какие пути решения этой проблемы вы можете предложить?)

Глобальную экологическую проблему загрязнения атмосферы, по словам учёных и представителей власти, можно решить следующими путями:

  • ограничение роста численности населения;

  • сокращение объёмов использования энергии;

  • повышение энергоэффективности;

  • уменьшение отходов;

  • переход на экологически чистые возобновляемые источники энергии;

  • очистка воздуха на особо загрязнённых территориях.

Глобальная экологическая проблема №2: Истощение озонового слоя

Озоновый слой — это тонкий газовый слой в стратосфере (от 10 км и выше от поверхности Земли), который защищает поверхность Земли от разрушительного эффекта солнечных ультрафиолетовых лучей.

В середине 1970-х годов было обнаружено,что ряд полученных искусственным путем химических веществ разрушают атмосферный озоновый слой, приводя к его опасному утончению.

Эта проблема привлекла всеобщее внимание мировой общественности, поскольку известно,

что воздействие усилившейся ультрафиолетовой радиации вызывает рак кожи, катаракту глаз и

способствует подавлению иммунной системы человека, а также наносит непредсказуемый ущерб

растениям, водорослям, пищевым цепям и глобальной экосистеме.

Решение проблемы (что можно сделать чтобы решить эту проблему?)

Осознание опасности приводит к тому, что международной общественностью предпринимаются все новые и новые шаги в защиту озонового слоя. Рассмотрим некоторые из них.

1) Создание различных организаций по охране озонового слоя (ЮНЕП, КОСПАР, МАГА)

2) Проведение конференций.

а) Венская конференция (сентябрь 1987г.). На ней был обсужден и подписан Монреальский протокол:

– необходимость постоянного контроля за изготовлением, продажей, и применением наиболее опасных для озона веществ (фреоны, бромсодержащие соединения и др.)

– использование хлорфторуглеводородов по сравнению с уровнем 1986 г. должно быть уменьшено на 20% к 1993 г. и в два раза к 1998г.

б) В начале 1990г. ученые пришли к выводу, что ограничения Монреальского протокола недостаточны и были внесены предложения о полном прекращении производства и выбросов в атмосферу уже в 1991–1992гг. тех фреонов, которые ограничиваются Монреальским протоколом.

Мировая экологическая проблема №3: Глобальное потепление

В течение XX века средняя температура на земле выросла на 0,5 – 1C. Главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере вследствие увеличения объёмов сжигаемого людьми ископаемого топлива (уголь, нефть и их производные).

Однако по заявлению Алексея Кокорина, руководителя климатических программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, «наибольшее количество парниковых газов образуется в результате работы электростанций и выбросов метана в ходе добычи и доставки энергоресурсов, в то время как дорожный транспорт или сжигание попутного нефтяного газа в факелах наносят сравнительно небольшой вред окружающей среде».

Другими предпосылками глобального потепления являются перенаселение планеты, сокращение площади лесных массивов, истощение озонового слоя и замусоривание.


Решение проблемы

Если в течение 21 века температура увеличится еще на несколько градусов, последствия будут весьма печальными:

поднимется уровень мирового океана (вследствие таяния полярных льдов).

возрастёт количество засух

и усилится процесс опустынивания

земель. Исчезнут многие виды растений и животных, приспособленные к существованию в узком диапазоне температур и влажности. Участятся ураганы.

Замедлить процесс глобального потепления, по словам экологов, помогут следующие меры:

  • замена ископаемого топлива экологически чистым (солнечная энергия, энергия ветра и морских течений);

  • развитие энергосберегающих и безотходных технологий;

  • налогообложение выбросов в окружающую среду;

  • внедрение технологий поглощения и связывания углекислого газа,

  • посадка деревьев;

  • экологическое просвещение.

Глобальная экологическая проблема №4: Загрязнение воды

В настоящее время в мире осталось немного водоёмов, которые

не были бы загрязнены продуктами жизнедеятельности человека.

Со сточными водами в реки попадают удобрения и пестициды

с сельскохозяйственных земель. Также в них попадают воды из канализации и дренажных канав. Некоторые заводы сливают в реки и озера потоки грязной воды. Нитраты медленно, уже в течение многих лет, просачиваются через землю в русла рек или озер. Грязные сточные воды и удобрения попадают в озера и водохранилища и вызывают стремительный рост тины — водорослей, которые душат речную фауну и флору.


Главными загрязнителями гидросферы на сегодняшний день являются нефть и нефтепродукты. В воды мирового океана эти вещества проникают в результате крушения танкеров и регулярных сбросов сточных вод промышленными предприятиями.


Агентство США по Охране окружающей среды (US Environmental Protection Agency) следующим образом описывает эффект разлива нефти. Через 10 минут после того, как в воде оказалась одна тонна нефти, образуется нефтяное пятно, толщина которого составляет 10 мм. С течением времени толщина пленки уменьшается (до менее 1 миллиметра), в то время, как пятно расширяется. Одна тонна нефти способна покрыть площадь до 12 квадратных километров. Дальнейшие изменения происходят под воздействием ветра, волн и погоды. Обычно пятно дрейфует по воле ветра, постепенно распадаясь на более мелкие пятна, которые способны удаляться на значительные расстояния от места разлива. Сильные ветры и штормы ускоряют процесс дисперсии пленки. (К чему это может привести?)

Происходит массовая гибель крупных косяков рыб. Птицы, которые большую часть жизни проводят на воде, наиболее уязвимы к разливам нефти на поверхности водоемов. Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз. Гибель является результатом воздействия холодной воды. Разливы нефти от средних до крупных вызывают обычно гибель 5 тысяч птиц. Очень чувствительны к воздействию нефти яйца птиц. Небольшое количество некоторых типов нефти может оказаться достаточным для гибели в период инкубации.

Решение проблемы (Как избежать этих последствий?)

Для удаления взвешенных веществ из гидросферы применяются следующие методы:

  • Процеживание;

  • Отстаивание в поле силы тяжести и в поле центробежных сил;

  • Фильтрование, коагуляция и флотация;

В случае крупных загрязнений воду процеживают через решетки и сита. Для выделения веществ, находящихся в воде в виде грубодисперсных взвесей, используют простое отстаивание в отстойниках различной конструкции. Твердые и жидкие вещества с малой плотностью, отделяются в ловушках. Ловушки позволяют регенерировать и возвращать в производство нефть, нефтепродукты, жиры и др.

III Заключительная часть

- О каких признаках грозной беды для нашей планеты мы сегодня говорили?
1.Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.

-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? ( Человек)
-Какие меры по защите планеты вы считаете необходимо применять?
1.Пресечение браконьерской деятельности;
2.Разумное освоение и использование территорий;
3.Охрана редких и исчезающих видов животных и растений;
4.Уменьшение загрязнения окружающей среды.

- А, что вы делаете и можете ещё сделать для сохранения нашей планеты?

Давайте примем участие в экологической эстафете?


Ученик: Бросаем мусор только в контейнеры. Мы должны помнить, что для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия.

Подведение классного часа: (рефлексия)

На ваш взгляд, сегодняшний разговор был для всех нас достаточно полезным? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами кураторского часа? 

На современном этапе развития человечества столкнулось с наиболее актуальной и острой проблемой– как сохранить окружающую нас природу в её первозданном виде, как не допустить уничтожения планеты, поскольку никто не знает, когда и как настанет новый этап экологической катастрофы. Человечество еще даже близко не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользования, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце концов все же найдет им замену. Но вот человеческий организм, выдержит ли он, сможет ли он приспособится к ненормальным условиям жизни?

Помните: Земля - единственная планета,
На которой возможна жизнь!
Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках! 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Судьба планеты в наших руках

Автор: Кашминская Анна Сергеевна

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Классный час "Судьба природы-наша судьба!" "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-sud-ba-prirody-nasha-sud-ba"
    ["file_id"] => string(6) "183770"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425924320"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Сценарий мероприятия " Запасной планеты у нас нет" "
    ["seo_title"] => string(54) "stsienarii-mieropriiatiia-zapasnoi-planiety-u-nas-niet"
    ["file_id"] => string(6) "111291"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407326778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное мероприятие по биологии "Наш дом - Земля" "
    ["seo_title"] => string(58) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-biologhii-nash-dom-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "164616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422678332"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока на тему "Экология""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "455733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518084782"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Стратегия «Казахстан-2050» один народ одна страна одна судьба"
    ["seo_title"] => string(54) "stratieghiiakazakhstan2050odinnarododnastranaodnasudba"
    ["file_id"] => string(6) "258622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448537943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства