kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный план программы "Экологи" (второй год обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Экологи" естественнонаучной направленности (второй год обучения)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный план программы "Экологи" (второй год обучения)»

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Экологи»

Второй год обучения


Наименование раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.Введение

6

6

-


2.Организм и среда

24

12

12

Отчет об экскурсиях «Среды жизни организмов»

3.Природные сообщества

62

39

23

Защита сообщений о животных и растениях природных сообществ

4. Охрана природы

12

3

9

Презентация листовок «Природа просит защиты»

5.Окружающая среда и здоровье человека

22

14

8

Составление кроссвордов «Окружающая среда и здоровье человека»

6.Первоначальные навыки исследований в природе

90

23

67

Отчеты об экскурсиях, тестирование, оформление исследовательских работ

Итого

216

97

119




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. ВВЕДЕНИЕ

Ознакомление с планом работы объединения, планируемыми мероприятиями

Экология – как наука. История развития экологии.

  1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА.

Распространение жизни на Земле. Среды обитания. Приспособление организмов к среде обитания. Влияние живого на окружающий мир. Приспособительные ритмы жизни.

Практические работы; Экскурсии:

  • «Водная среда»;

  • «Наземно-воздушная среда»;

  • «Почва как среда обитания».

3. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСВА.

Лес. Структура и типы лесов. Основные древесные породы и кустарники. Травянистые растения леса. Папоротники, мхи, лишайники, грибы. Животные леса. Лес как сообщество: взаимосвязи между растениями и животными. Охрана лесов. Луг. Структура и типы лугов. Растения луга. Животные луга. Луг как сообщество. Охрана лугов. Водоёмы. Их значение в природе. Растения на берегах водоёма. Водоросли. Животные водоёмов. Водное сообщество. Приспособление растений и животных к жизни в водной среде. Охрана водоёмов. Болота. Типы болот. Растения и животные болот.

Практические работы:

  • Распознание древесных пород по коре и древесине.

  • Распознание травянистых растений леса по гербарным материалам.

  • Распознание папоротников, мхов, лишайников, по гербарным материалам.

  • Распознание грибов с помощью определителя.

  • Распознание насекомых-врагов леса по коллекциям.

  • Распознание травянистых растений луга с помощью определителя растений.

  • Распознание насекомых луга с помощью коллекций и определителей.

  • Распознание прибрежных растений с помощью определителя.

  • Распознание водных растений с помощью определителя.

  • Подготовка сообщений о животных водоёмов для лекторской группы.

  • Распознание растений болот с помощью определителя.

  • Подготовка сообщений о жизни болота для лекторской группы.

Экскурсия на очистные сооружения.

4. ОХРАНА ПРИРОДЫ.

Охрана природы в мире и в нашей стране. Красная книга Смоленской области.

Практические работы:

  • Тестирование «Я и природа»;

  • «Оформление Красной книги кружка»;

  • Конкурс экологических листовок;

  • Поэтический клуб «Слышу голос родной природы».

5. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Физические факторы среды и самочувствие человека. Питание и здоровье человека.

Практические работы:

  • Оформление «Жалобной книги природы»;

  • Составление полноценного меню.

6. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРИРОДЕ.

Методика исследовательской работы. Правила ведения полевого дневника. Программа организации и ведения фенологических наблюдений. Методы учётов численности птиц. Методы учёта насекомых. Методика описания лишайниковых сообществ. Методика исследований экологического состояния атмосферы. Методика исследования экологического состояния водоёма. Методика изучения почв. Знакомство с исследовательскими работами кружковцев СЮН

Практические работы:

  • Оформление полевого дневника наблюдателя.

  • Визуальный учёт птиц в одном из парков города.

  • Описание лишайников.

  • Исследование экологического состояния атмосферы методом биологической индикации.

  • Знакомство с исследовательскими работами учащихся СЮН.

  • Выбор тематики исследовательской работы. Оформление исследовательских работ.

  • Учёт численности муравейников. Описание муравейников.

  • Определение птиц по голосам в лесу.

  • Сбор гербария раннецветущих растений Красной книги Смоленской области.

  • Редкие и исчезающие растения Смоленской области в экологическом отделе учебно-опытного участка СЮН.

  • Определение животных по погрызам, погадкам и т.п.

  • Методы сбора и учётов численности насекомых в древесном ярусе и подлеске.

  • Экологический рейд на Русятку.

  • Оформление результатов исследовательских работ.


Экскурсии: на санэпидемстанцию, в агрохимлабораторию. «Ядовитые растения», «Лекарственные растения».


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:


  • понятия «Экология», «среда обитания»;

  • структуру и типы лесов, лугов;

  • основные древесные породы и кустарники, травянистые растения леса;

  • виды папоротников, мхов, лишайников, встречающихся в наших краях, грибы, животных лесов;

  • меры по охране лесов;

  • растения и животных лугов, водоёмов, болот;

  • меры по охране природы;

  • о том, как влияет окружающая среда на здоровье человека;

  • методику ведения фенологических наблюдений, методы учёта численности птиц, насекомых, методику описания лишайниковых сообществ, методику исследования экологического состояния атмосферы, водоёма, почв;

  • ядовитые и лекарственные растения Смоленской области, ядовитые и съедобные грибы.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:


Распознавать: древесные породы по коре и древесине;

- травянистые растения леса по гербарным материалам;

- папоротники, мхи, лишайники по гербарным материалам;

  • грибы с помощью определителя;

  • насекомых-врагов леса по коллекциям;

  • травянистые растения луга с помощью определителя растений;

  • насекомых луга с помощью коллекций и определителя;

  • растения прибрежной зоны с помощью определителя;

  • водные растения с помощью определителя;

  • растения болот с помощью определителя;

  • птиц по голосам в лесу;

  • зверей по погрызам, погадкам и т.п.;

Составлять полноценное меню;

Вести: полевой дневник наблюдений, фенологические наблюдения, визуальный учёт птиц, учёт численности муравейников, описывать муравейники, лишайники;

Вести сбор гербария, учёт численности насекомых в древесном ярусе леса;

Оформлять Красную книгу кружка, экологические листовки, «Жалобную книгу природы», исследовательские работы по экологии.



Методическое обеспечение

2 год обучения

  1. Введение

Формы и методы: (занятие) - рассказ, беседа, тестирование, игра.

Наглядность и оборудование: тетради, ручки, карандаши, линейки.


2.Организм и среда.

Формы и методы: (занятие) - рассказ, беседа, экскурсия, дидактическая игра, доклад, рисование.

Наглядность и оборудование: альбомные листы, тетради. Ручки, карандаши, линейки.

Форма подведения итогов: отчет об экскурсиях «Среды жизни организмов»


3.Природные сообщества.

Формы и методы: (занятие) - рассказ, беседа, практическая работа, распознание, игра, викторина, экскурсия, дидактическая игра, доклад, конференция, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

Наглядность и оборудование: коллекция спилов и коры древесных пород и кустарников, гербарий «Травянистые растения леса», определитель «Папоротники, мхи, лишайники, набор открыток «Грибы», «Насекомые- враги леса» - коллекция, определители насекомых и травянистых растений.

Форма подведения итогов: защита сообщений о животных и растениях природных сообществ.


4. Охрана природы.

Формы и методы: (занятие) - рассказ, беседа, тестирование, конкурс, поэтический клуб.

Наглядность и оборудование: Красная книга Смоленской области, набор цветных кругов (красные, желтые, зеленые), альбомные листы, карандаши, краски.

Форма подведения итогов: презентация листовок «Природа просит защиты»


5.Окружающая среда и здоровье человека.

Формы и методы: (занятие) - рассказ, беседа, решение ситуативных задач, фотографирование, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

Наглядность и оборудование: раздаточный материал «Продукты питания», иллюстрации с изображением фруктов, овощей, таблица химического состава и калорийности пищевых продуктов, фотоаппарат, альбомные листы, карандаши, краски.

Форма подведения итогов: составление кроссвордов «Окружающая среда и здоровье человека».


6.Первоначальные навыки исследований в природе.

Формы и методы: (занятие объединения) - рассказ, беседа, опрос, учет, наблюдение, экскурсия, практическая работа, экологический рейд, викторина, мониторинг окружающей среды, исследовательская работа, анкетирование.

Наглядность и оборудование: тетради, ручки, карандаши, полевые дневники, таблицы фенологических событий, Красная книга Смоленской области, аудиокассета «Голоса птиц», видеокассета с методиками исследований в природе.

Методические пособия:

  • «Методы учета численности птиц»;

  • «Методы учета насекомых»;

  • «Методы описания лишайниковых сообществ»;

  • «Методика исследований экологического состояния водоема»;

  • Методика описания муравейников;

«Методы сбора и учета численности насекомых в древесном ярусе и подлеске

Форма подведения итогов: отчеты об экскурсиях, тестирование, оформление исследовательских работ.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:


  1. М.А. Гуленкова, А.А. Красникова Летняя полевая практика по ботанике

  2. Горшков М.В. Экологический мониторинг, учебное пособие – Владивосток :Из-во ТГЭУ, 2010

  3. Дроздов В.В. Общая экология – СПб: Из-во РГГМУ, 2011

  4. А.Т. Зверев Экологические игры» - М.: Дом педагогики, 1998

  5. Куришкина Экологический букварь –Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1994

  6. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Экология, учебник для 9 класса - М.: Дрофа, 1998

  7. Муравьев А.Г. Экологический практикум. – Спб, 2012

  8. Музалевский А.А. Экологические риски. Теория и практика. – Спб, 2011

  9. А.С. Нехлюдова, В.И. Севастьянов Полевая практика по природоведению

  10. Прохоров Б.Б. Экология человека. – М.: Из-во Академия , 2010

11. З.И. Рубцова Эколого-зоологические экскурсии с учащимися - М.:

ЦСЮН, 1998

12. В.А. Самкова, А.С. Прутченков Экологический бумеранг - М.: Новая

школа, 1998

13. Федорова М.З. Экология человека. – Волгоград,2012

14. Н.М. Чернова, В.М. Рогушин Основы экологии 10 – 11 классы – М.:

Дрофа, 2000

15. Методическое пособие. Простейшая методика количественного учёта птиц и расчёта плотности населения - М.: Ассоциация Экосистема, 1996

16. Методическое пособие. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии - М.: Ассоциация Экосистема, 1996

17. Методическое пособие. Методы сбора и учётов численности насекомых - М.: Ассоциация Экосистема, 1996

18. Методическое пособие. Программа организации и ведения фенологических наблюдений - М.: Ассоциация Экосистема, 1996

19. Методическое пособие. Методика описания лишайниковых сообществ - М.: Ассоциация Экосистема, 1996

20. Методическое пособие. Методы учётов численности птиц: точечные учёты - М.: Ассоциация Экосистема, 1996

21. Ознакомление учащихся начальной школы со структурой и элементами водного биоценоза (Материалы в помощь учителю)- Смоленск: 1991


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Экология, учебник для 9 класса - М.: Дрофа, 1998

  2. В.В.Петров Растительный мир нашей Родины» - М.: Просвещение, 1991

  3. В.М. Храбрый Школьный атлас – определитель птиц - М.: Просвещение, 1983

10. Методическое пособие - М., Ассоциация Экосистема, 1996

а)Простейшая методика количественного учёта птиц и расчёта плотности населения;

б)Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии;

в) Методы сбора и учётов численности насекомых;

г) Программа организации и ведения фенологических наблюдений;

д)Методика описаний лишайниковых сообществ;

е) Методы учётов численности птиц: точечные учёты.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебный план программы "Экологи" (второй год обучения)

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства