Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология и мы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология и мы"
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся "Экология и мы" рассчитана на детей 5-6 классов. Данная программа предусматривает усвоение экологических знаний с опорой на краеведческий материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология и мы"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени Н.И. Борцова» города Лебедянь
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено на заседании Утверждено
кафедры воспитательной работы МБОУ «Гимназия № 1 имени
от 29.08.2018 г. Н.И. Борцова» г. Лебедянь
Протокол № 1 от 30.09.2018 г.
Приказ № 192____ _________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по экологии «Экология и мы»
(общеинтеллектуальное направление)
Наименование учебного предмета: Экология
Класс: 5 - 6
Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: Всего за год 35 ч.; в неделю – 1 ч.
Учитель: Скабелкина Наталия Ивановна
2018 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Экология и мы» разработана в соответствии:
- с приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования2 (в ред. приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241);
- письмом Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- формирование системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков;
- формировать навыки поиска, обработки и представление информации;
- формировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитание потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе;
- прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
Актуальность выбранного направления заключается в том, что в данный момент человечество стоит на грани экологической катастрофы. Поэтому очень важно воспитать у подрастающего поколения экологическую культуру, гражданское самосознание, духовно-нравственную основу личности, развить в них способность видеть проблемы и умение найти разумные пути их решения.
Кроме этого программа направлена на интеграцию и дополнение содержания предметных программ по экологии, географии, биологии, содержит богатый краеведческий материал.
Программа ориентирована на обучающихся 5 и 6 классов и рассчитана на 35 часов за год, 1 час в неделю.
Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний в доступной форме.
В курсе используются разнообразные методы и формы. Это беседа, лекция, практикум, наблюдение за природой, простейшие опыты, дидактические игры и др. Эта деятельность дополняется просмотром презентаций и видеофрагментов, выполнением творческих заданий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные результаты:
- формирование представлений об экологии, ее роли в освоении планеты человеком, об экологических знаниях, их необходимости для решения задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение, 1 ч.
Что изучает курс «Экология и мы». Цель и задачи курса. Формы изучения курса, используемые источники для получения знаний.
Взаимоотношения человека и природы, 3 ч.
Человек и природа в далеком прошлом: присваивающие хозяйство. Переход человека к производящему хозяйству. Человек и природа в настоящем
Глобальные проблемы человечества, их сущность, причины возникновения и пути решения. Взаимосвязь глобальных проблем. Экологическая катастрофа.
Экология: что это такое. Направления современной экологии. Что такое экосистема. Основные компоненты экосистемы
Экологическое состояние природы родного края, 26 ч.
Экология растений, 7 ч.
Биоразнообразие растительности Липецкой области и его значение для человека. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения и кустарники. Травянистые растения. Растительность водоёмов.
Культурные растения, выращиваемые на территории Липецкой области.
Виды хозяйственной деятельности человека на территории Липецкой области. Влияние хозяйственной деятельности на состав растительности.
Редкие и исчезающие растения Липецкой области. Красная книга. Растения, занесённые в Красную книгу.
Практикум:
1.Подбор материала о растительности Липецкой области.
2. Подбор материала о редких и исчезающих растениях Липецкой области.
3.Оформление собранного материала в виде презентации, устного журнала или книжки-раскладушки
Социально-значимые дела:
1.Работа на пришкольной территории. Подготовка растений к зиме.
2.Работа на пришкольной территории. Подготовка земли к осенним посадкам.
3. Работа на пришкольной территории. Посадка тюльпанов.
Экология животных, 6 ч.
Разнообразие животного мира Липецкой области. Общая характеристика животного мира. Беспозвоночные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.
Влияние хозяйственной деятельности человека на состав животного мира Липецкой области.
Редкие и исчезающие животные Липецкой области. Места их обитания. Мероприятия по сохранению видового состава.
Особо охраняемые территории Липецкой области. Галичья Гора, Воронежский заповедник.
Практикум:
1.Описание видового состава млекопитающих, птиц и рыб Липецкой области.
2. Подбор материала о редких и исчезающих животных Липецкой области.
3.Оформление собранного материала в виде проекта.
4.Коллективная работа по составлению презентации «Особо охраняемые территории Липецкой области».
Социально-значимые дела:
1.Изготовление кормушек и их развешивание.
2.Подкормка птиц в зимний период.
Воздух и его экологическое состояние, 4 ч.
Состав воздуха. Значение воздуха для жизни человека и всего живого на Земле. Состояние воздушной среды Липецкой области. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние состояния воздуха на здоровье населения. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Пути решения проблемы очистки атмосферы. Озоновый слой Земли и его значение для человека. Озоновые дыры. Защита озонового слоя.
Практикум:
1.Оценка состояния воздуха в своей местности методом лихеноиндикации.
Что такое почва. Плодородие почв. Строение и структура почвы. Почвы Липецкой области. Влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв Липецкой области. Пути восстановления и повышения плодородия почв.
Практикум:
1.Определение основных типов почв Липецкой области и их качества.
Водная экология, 6 ч.
Внутренние воды Липецкой области: реки, озёра, болота, подземные воды, искусственные водоёмы. Влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы Липецкой области. Экологическое состояние водоёмов. Источники питьевой воды в г. Лебедянь. Охрана водных ресурсов Липецкой области. Водоохранные мероприятия.
Практикум:
1.Определение качества питьевой воды.
Социально-значимые дела:
1.Расчистка родников.
Человек в созданной им среде, 4 ч.
Правила личной экологической безопасности. Экология жилища, безопасная пища. Правила личной гигиены. Правила поведения в природе.
Социально-значимые дела:
1.Работа на пришкольной территории. Посадка цветочной рассады на клумбы.
2.Работа на пришкольной территории. Уход за растениями.
Учебно-методический план
Наименование разделов, тем
Кол-во часов по рабочей программе
Введение.
1
Взаимоотношения человека и природы
3
Экологическое состояние природы родного края
26
Экология растений
7
Экология животных
6
Воздух и его экологическое состояние
4
Экология почв
3
Водная экология
6
Человек в созданной им среде
4
Резерв (можно использовать на повторение изученного материала)
1
Итого:
35
Материально – техническое обеспечение:
Печатные пособия
Список литературы для учителя
Стрельникова Т. Д., Пешкова Н. В. География Липецкой области. Липецк, 2006
Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.
Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов. ун-та 1995.
Красная книга Липецкой области.
Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.
Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.
2.Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.
3.Красная книга РСФСР.
4. Стрельникова Т. Д., Пешкова Н. В. География Липецкой области. Липецк, 2006
5.Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
Информационно – коммуникативные средства
Интернет-ресурсы:
http:// bio.1 September.ru| - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www. bio. nature. ru.- научные новости биологии
www.km. ru| education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html (Ресурс содержит систематизиро-ванные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки). http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).