kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся "Экология и мы" рассчитана на детей 5-6 классов. Данная программа предусматривает усвоение экологических знаний с опорой на краеведческий материал. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология и мы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени Н.И. Борцова» города Лебедянь

Лебедянского муниципального района Липецкой области





Рассмотрено на заседании Утверждено

кафедры воспитательной работы МБОУ «Гимназия № 1 имени

от 29.08.2018 г. Н.И. Борцова» г. Лебедянь

Протокол № 1 от 30.09.2018 г.

Приказ № 192____ _________







Рабочая программа

внеурочной деятельности

по экологии «Экология и мы»

(общеинтеллектуальное направление)













Наименование учебного предмета: Экология

Класс: 5 - 6

Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019 учебный год

Количество часов по учебному плану: Всего за год 35 ч.; в неделю – 1 ч.

Учитель: Скабелкина Наталия Ивановна


2018 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Экология и мы» разработана в соответствии:

- с приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования2 (в ред. приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241);

- письмом Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмом Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- формирование системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков;

- формировать навыки поиска, обработки и представление информации;

- формировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитание потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе;

- прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

Актуальность выбранного направления заключается в том, что в данный момент человечество стоит на грани экологической катастрофы. Поэтому очень важно воспитать у подрастающего поколения экологическую культуру, гражданское самосознание, духовно-нравственную основу личности, развить в них способность видеть проблемы и умение найти разумные пути их решения.

Кроме этого программа направлена на интеграцию и дополнение содержания предметных программ по экологии, географии, биологии, содержит богатый краеведческий материал.

Программа ориентирована на обучающихся 5 и 6 классов и рассчитана на 35 часов за год, 1 час в неделю.

Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний в доступной форме.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Это беседа, лекция, практикум, наблюдение за природой, простейшие опыты, дидактические игры и др. Эта деятельность дополняется просмотром презентаций и видеофрагментов, выполнением творческих заданий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты:

- формирование представлений об экологии, ее роли в освоении планеты человеком, об экологических знаниях, их необходимости для решения задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Содержание курса внеурочной деятельности


Введение, 1 ч.

Что изучает курс «Экология и мы». Цель и задачи курса. Формы изучения курса, используемые источники для получения знаний.

Взаимоотношения человека и природы, 3 ч.

Человек и природа в далеком прошлом: присваивающие хозяйство. Переход человека к производящему хозяйству. Человек и природа в настоящем

Глобальные проблемы человечества, их сущность, причины возникновения и пути решения. Взаимосвязь глобальных проблем. Экологическая катастрофа.

Экология: что это такое. Направления современной экологии. Что такое экосистема. Основные компоненты экосистемы

Экологическое состояние природы родного края, 26 ч.

Экология растений, 7 ч.

Биоразнообразие растительности Липецкой области и его значение для человека. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения и кустарники. Травянистые растения. Растительность водоёмов.

Культурные растения, выращиваемые на территории Липецкой области.

Виды хозяйственной деятельности человека на территории Липецкой области. Влияние хозяйственной деятельности на состав растительности.

Редкие и исчезающие растения Липецкой области. Красная книга. Растения, занесённые в Красную книгу.

Практикум:

1.Подбор материала о растительности Липецкой области.

2. Подбор материала о редких и исчезающих растениях Липецкой области.

3.Оформление собранного материала в виде презентации, устного журнала или книжки-раскладушки

Социально-значимые дела:

1.Работа на пришкольной территории. Подготовка растений к зиме.

2.Работа на пришкольной территории. Подготовка земли к осенним посадкам.

3. Работа на пришкольной территории. Посадка тюльпанов.

Экология животных, 6 ч.

Разнообразие животного мира Липецкой области. Общая характеристика животного мира. Беспозвоночные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.

Влияние хозяйственной деятельности человека на состав животного мира Липецкой области.

Редкие и исчезающие животные Липецкой области. Места их обитания. Мероприятия по сохранению видового состава.

Особо охраняемые территории Липецкой области. Галичья Гора, Воронежский заповедник.

Практикум: 

1.Описание видового состава млекопитающих, птиц и рыб Липецкой области.

2. Подбор материала о редких и исчезающих животных Липецкой области.

3.Оформление собранного материала в виде проекта.

4.Коллективная работа по составлению презентации «Особо охраняемые территории Липецкой области».

Социально-значимые дела:

1.Изготовление кормушек и их развешивание.

2.Подкормка птиц в зимний период.

Воздух и его экологическое состояние, 4 ч.

Состав воздуха. Значение воздуха для жизни человека и всего живого на Земле. Состояние воздушной среды Липецкой области. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние состояния воздуха на здоровье населения. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Пути решения проблемы очистки атмосферы. Озоновый слой Земли и его значение для человека. Озоновые дыры. Защита озонового слоя.

Практикум: 

1.Оценка состояния воздуха в своей местности методом лихеноиндикации.

Социально-значимые дела:

1.Изготовление листовок «Сохраним озоновый слой Земли!»

2.Распространение листовок.

Экология почв, 3 ч.

Что такое почва. Плодородие почв. Строение и структура почвы. Почвы Липецкой области. Влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв Липецкой области. Пути восстановления и повышения плодородия почв.

Практикум: 

1.Определение основных типов почв Липецкой области и их качества.

Водная экология, 6 ч.

Внутренние воды Липецкой области: реки, озёра, болота, подземные воды, искусственные водоёмы. Влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы Липецкой области. Экологическое состояние водоёмов. Источники питьевой воды в г. Лебедянь. Охрана водных ресурсов Липецкой области. Водоохранные мероприятия.

Практикум: 

1.Определение качества питьевой воды.

Социально-значимые дела:

1.Расчистка родников.

Человек в созданной им среде, 4 ч.

Правила личной экологической безопасности. Экология жилища, безопасная пища. Правила личной гигиены. Правила поведения в природе.

Социально-значимые дела:

1.Работа на пришкольной территории. Посадка цветочной рассады на клумбы.

2.Работа на пришкольной территории. Уход за растениями.

Учебно-методический план

Наименование разделов, тем

Кол-во часов по рабочей программе

Введение.

1

Взаимоотношения человека и природы

3

Экологическое состояние природы родного края

26

Экология растений

7

Экология животных

6

Воздух и его экологическое состояние

4

Экология почв

3

Водная экология

6

Человек в созданной им среде

4

Резерв (можно использовать на повторение изученного материала)

1

Итого:

35



Материально – техническое обеспечение:

Печатные пособия

Список литературы для учителя

  1. Стрельникова Т. Д., Пешкова Н. В. География Липецкой области. Липецк, 2006

  2. Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.

  3. Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов. ун-та 1995.

  4. Красная книга Липецкой области.

  5. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.

  6. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.

  7. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.

  8. Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.

  9. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.



Список литературы для учащихся

1. Красная книга Липецкой области.

2.Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.

3.Красная книга РСФСР.

4. Стрельникова Т. Д., Пешкова Н. В. География Липецкой области. Липецк, 2006

5.Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».

Информационно – коммуникативные средства

Интернет-ресурсы:

http:// bio.1 September.ru| - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www. bio. nature. ru.- научные новости биологии

www.km. ru| education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html (Ресурс содержит систематизиро-ванные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

 http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).

http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки). http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )

http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).

Технические средства:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Интернет
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология и мы"

Автор: Скабелкина Наталия Ивановна

Дата: 15.12.2018

Номер свидетельства: 490935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vidieoekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "115131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411844685"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа  внеурочной деятельности кружка "Экологический следопыт" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-ekologhichieskii-sliedopyt-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "259268"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448707918"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_obshchieintielliektual_nogho_n"
    ["file_id"] => string(6) "414583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1494523617"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКО ОКО» "
    ["seo_title"] => string(104) "rabochaia-programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznavatiel-nogo-ekologichieskogo-napravlieniia-eko-oko"
    ["file_id"] => string(6) "113702"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410889997"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства