Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Экологи"»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологи»
Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.
Возраст детей (12-15 лет)
Срок реализации программы: 2 года
Пояснительная записка
В настоящее время экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется достаточно большое внимание. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа создана для расширения, углубления знаний по экологии, для обеспечения более разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Новизна и актуальность
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами. Данная программа помогает понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
ВЕДУЩЕЙ ИДЕЕЙ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ формирования у детей умений и навыков практических исследований в природе.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – дать определённый запас знаний по экологии, необходимый детям для дальнейшей самостоятельной практической природоохранной деятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Обучающие задачи:
-научить видеть и понимать красоту живой природы;
-сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
-расширить знания по экологии, познакомить детей с условиями жизни животных и растений в естественных условиях обитания, с охраняемыми животными и растениями, вошедшими в Красную книгу;
-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные задачи:
-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
-воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в объединении.
Развивающие задачи:
-развивать потребности общения с природой;
-развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
-развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обучение основывается на принципах экологического образования:
-принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
-принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
-принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
-принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
-принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Эффективность преподавания тесно связана с развитием познавательного интереса учащихся. В основу обучения положена дидактическая концепция познавательного интереса Г.И. Щукиной. Выделим следующие формирующие факторы познавательного интереса, используемые в программе:
Интеллектуальные факторы – природная любознательность, интерес к знаниям, стремление к познанию нового.
Эмоционально-волевые факторы – удивление, радость познания и успех в учении, положительная эмоциональная окрашенность учения, исключение отрицательных эмоций, воля и готовность школьника к учебному труду, осознание учебного долга.
Структура программы:
Программа предназначена для учащихся 12-15 лет, но в упрощенном виде может использоваться и для учащихся младшего школьного возраста. Включает в себя теоретический курс, лабораторные, практические работы, экскурсии, игровые и итоговые занятия. Срок реализации- 2 года обучения.
Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю (4 часа), программа 2 года обучения рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю). При 6 академических часах в неделю одно из занятий проводится по подгруппам.
На первом году обучения включает в себя следующие разделы: «Введение», «Человек на земле», «Экология растений», «Экология животных», «Экология леса», «Экология человека», «Природа города», «Охрана природы», «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Экология нашего края».
На втором году обучения: «Введение», «Организм и среда обитания», «Природные сообщества», «Охрана природы», «Окружающая среда и здоровье человека», «Первоначальные навыки исследований в природе».
Критерии оценки результативности программы – знания, умения, достижения на районных, областных и Всероссийских конкурсах, итоги контрольных опросов (промежуточного - 1 полугодие, итогового - конец учебного года).
Ожидаемые результаты реализации программы:
В процессе освоения программы «Экологи» планируется достижение учащимися личностного, предметного и метапредметного характера:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
3) формирование целостного мировоззрения;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе разных видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) улучшение качества усвоения учащимися научных биологических знаний, расширение кругозора;
2) развитие умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике;
3) формирование эмоционально-ценностного отношения процессу изучения биологии и экологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании и саморазвитии.
4) приобретение знаний об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
5) осознание места человека в системе органического мира;
6) применение полученных знаний для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу;
7) использование биологических знаний для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщности связей в природе;
8) знакомство учащихся с научными основами землепользования, направленными на сохранение и преумножение ресурсов Земли;
9) развитие навыков экологически грамотного поведения в природе;
10) развитие навыков ведения практической, исследовательской работы, способствующей более глубокому пониманию основ биологической науки и ее практических направлений;
11) умение находить нужную информацию с помощью справочной и энциклопедической литературы, а также в сети Интернет.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ, ФОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе образовательной деятельности предусматриваются различные виды контроля:
Уровень освоения учащимися содержания программы:
А) Вводный контроль. Цель – выявление знаний учащихся, готовность к данному этапу обучения;
Б) Промежуточный контроль. Цель – оценка успешности продвижения, учащихся в образовательной деятельности, творческая активность;
В) Итоговый контроль. Демонстрация знаний, умений и навыков.
Формами и методами контроля являются:
1.Наблюдение:
- текущее.
2. Устный контроль:
- индивидуальный опрос;
- устный зачет.
3. Наглядный метод:
- презентации,
-фотоотчеты,
- схемы и рисунки.
4. Диагностический метод:
- анкетирование,
- тестирование.
5. Оценка и взаимооценка выполненных работ:
- устные обсуждения.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ
http://www.dront.ru/ecosites.ru.html
Ecosites Каталог экологических сайтов на странице организации "Дронт".
http://www.nature.ok.ru/
Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
Сайт является Интернет-версией компакт диска о редких животных России, выпушенного экологическим центром МГУ в 1995 г. На сайте представлены разделы: классификация животных, голоса животных, библиотека, видео сюжеты, конференции, ссылки, фотоальбом. Кроме того, сайт имеет внутреннюю систему поиска, Интернет-форум, и рассылку новостей по электронной почте, на которую можно подписаться автоматически. Cайт включает более 450 страниц текста, подготовленного зоологами Московского государственного университета и ряда институтов Российской Академии Наук; более 600 уникальных фотографий и рисунков исчезающих животных России.
http://www.aseko.org/
Экологическое образование. Образование для устойчивого развития
Сайт поддерживается ассоциацией "Экологическое образование" и содержит новости экологического образования в странах СНГ и Балтии. В разделе Теория опубликованы статьи "Гуманистическая модель экологического образования", "Формула экологического образования" и "Экологическая этика". В разделе Интернет-ресурсы можно найти список новостных сайтов, баз данных и полнотекстовых электронных библиотек, курсов дистанционного экологического образования, сетевых образовательных проектов.
http://www.ecoline.ru/books/
Электронная экологическая библиотека В библиотеке имеются два раздела: непериодические издания (книги) и периодические электронные издания. Здесь вы сможете найти их аннотированный список, ознакомиться с текстом в режиме on-line, посмотреть подробное описание книг, скачать их архив, оформить подписку на электронное издание.
http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm
Добро пожаловать на проект "Глобальное Мышление" Проект "Глобальное Мышление" – это образовательный проект в области окружающей среды, объединяющий студентов и преподавателей со всего мира. Участие студентов сосредоточено вокруг таких проектов в области окружающей среды, как "Зеленый класс", "Чистый воздух", "Изучаем воду", "Почва" и "Месяц Земли". Сайт можно использовать для обмена данными, полученными в своей местности, со студентами всего земного шара. Существует возможность участвовать в диалогах, используя доску объявлений ПГМ. Здесь же есть "чат" и видеоконференции.
http://fadr.msu.ru/ecocoop/
Детский телекоммуниационный проект "Экологическое содружество" "Экологическое содружество" – российский детский телекоммуникационный проект. В рамках проекта координируются экологические исследования школьников, результаты которых публикуются на сайте и обсуждаются в телеконференции. В настоящее время в проекте сотрудничают 137 детских экологических организаций и образовательных учреждений из 52 регионов России, Беларуси и Украины.
http://bella-terra.hotbox.ru
Образовательный проект государства Белла Терра Образовательный проект улучшения экологической обстановки. Поддерживается командой молодых учителей.
http://www.ecostudy.yar.ru/index2.html
Экологические образовательные ресурсы Ярославского региона На сайте можно познакомиться с природоохранительным просвещением для дошкольников и младших школьников, с преподаванием экологии в средней и старшей школе, узнать об экологическом воспитании в ПТУ и техникумах и о преподавании экологии в высшей школе. На сайте также присутствуют разделы: химические основы экологии и экологические образовательные ресурсы.
http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/index.htm
Иркутский экспресс. Экологическая азбука По материалам "Экологической азбуки для детей и подростков". – Издательство МНЭПУ, 1997 г. На сайте также можно найти практические советы по экологической безопасности: как получить экологически чистую пищу, экологическая безопасность дома и во дворе, мониторинг без приборов, простые советы любителям дикой природы.
http://zelenyshluz.narod.ru/
Зеленый шлюз "Зеленый шлюз" – это путеводитель по экологическим ресурсам сети Интернет. Назначение сайта – помощь пользователям сети в поиске информации о состоянии и загрязнении окружающей среды, о влиянии состояния среды на здоровье, о путях решения экологических проблем, а также о других вопросах экологии.
http://www.refer.ru/9838
Экология и окружающая среда Каталог и путеводитель по экологическим ресурсам.
http://www.greenpeace.ru/gpeace/
Гринпис России Сайт российского отделения независимой международной организации GREENPEACE, защищающей природу мирными средствами.