kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Экологи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на формирование у детей умений и навыков практических исследований в природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Экологи"»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологи»

Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.


Возраст детей (12-15 лет)

Срок реализации программы: 2 года


Пояснительная записка


В настоящее время экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется достаточно большое внимание. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа создана для расширения, углубления знаний по экологии, для обеспечения более разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.


Новизна и актуальность


Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами. Данная программа помогает понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.


ВЕДУЩЕЙ ИДЕЕЙ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ формирования у детей умений и навыков практических исследований в природе.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – дать определённый запас знаний по экологии, необходимый детям для дальнейшей самостоятельной практической природоохранной деятельности.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:


Обучающие задачи:

-научить видеть и понимать красоту живой природы;

-сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

-расширить знания  по экологии, познакомить детей с условиями жизни животных и растений в естественных условиях обитания, с охраняемыми животными и растениями, вошедшими в Красную книгу;

-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.


Воспитательные задачи:

-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

-воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в объединении.


Развивающие задачи:

-развивать потребности общения с природой;

-развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.


Обучение основывается на принципах экологического образования:

-принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

-принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

-принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

-принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

-принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.


Эффективность преподавания тесно связана с развитием познавательного интереса учащихся. В основу обучения положена дидактическая концепция познавательного интереса Г.И. Щукиной. Выделим следующие формирующие факторы познавательного интереса, используемые в программе:

Интеллектуальные факторы – природная любознательность, интерес к знаниям, стремление к познанию нового.

Эмоционально-волевые факторы – удивление, радость познания и успех в учении, положительная эмоциональная окрашенность учения, исключение отрицательных эмоций, воля и готовность школьника к учебному труду, осознание учебного долга.


Структура программы:


Программа предназначена для учащихся 12-15 лет, но в упрощенном виде может использоваться и для учащихся младшего школьного возраста. Включает в себя теоретический курс, лабораторные, практические работы, экскурсии, игровые и итоговые занятия. Срок реализации- 2 года обучения.

Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю (4 часа), программа 2 года обучения рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю). При 6 академических часах в неделю одно из занятий проводится по подгруппам.

На первом году обучения включает в себя следующие разделы: «Введение», «Человек на земле», «Экология растений», «Экология животных», «Экология леса», «Экология человека», «Природа города», «Охрана природы», «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Экология нашего края».

На втором году обучения: «Введение», «Организм и среда обитания», «Природные сообщества», «Охрана природы», «Окружающая среда и здоровье человека», «Первоначальные навыки исследований в природе».

Критерии оценки результативности программы – знания, умения, достижения на районных, областных и Всероссийских конкурсах, итоги контрольных опросов (промежуточного - 1 полугодие, итогового - конец учебного года).


Ожидаемые результаты реализации программы:

В процессе освоения программы «Экологи» планируется достижение учащимися личностного, предметного и метапредметного характера:


Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности;

2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

3) формирование целостного мировоззрения;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе разных видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты:

1) улучшение качества усвоения учащимися научных биологических знаний, расширение кругозора;

2) развитие умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике;

3) формирование эмоционально-ценностного отношения процессу изучения биологии и экологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании и саморазвитии.

4) приобретение знаний об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

5) осознание места человека в системе органического мира;

6) применение полученных знаний для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу;

7) использование биологических знаний для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщности связей в природе;

8) знакомство учащихся с научными основами землепользования, направленными на сохранение и преумножение ресурсов Земли;

9) развитие навыков экологически грамотного поведения в природе;

10) развитие навыков ведения практической, исследовательской работы, способствующей более глубокому пониманию основ биологической науки и ее практических направлений;

11) умение находить нужную информацию с помощью справочной и энциклопедической литературы, а также в сети Интернет.



КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ, ФОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе образовательной деятельности предусматриваются различные виды контроля:

Уровень освоения учащимися содержания программы:

А) Вводный контроль. Цель – выявление знаний учащихся, готовность к данному этапу обучения;

Б) Промежуточный контроль. Цель – оценка успешности продвижения, учащихся в образовательной деятельности, творческая активность;

В) Итоговый контроль. Демонстрация знаний, умений и навыков.

Формами и методами контроля являются:

1.Наблюдение:

- текущее.

2. Устный контроль:

- индивидуальный опрос;

- устный зачет.

3. Наглядный метод:

- презентации,

-фотоотчеты,

- схемы и рисунки.

4. Диагностический метод:

- анкетирование,

- тестирование.

5. Оценка и взаимооценка выполненных работ:

- устные обсуждения.




СПИСОК ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ


http://www.dront.ru/ecosites.ru.html

Ecosites Каталог экологических сайтов на странице организации "Дронт".

http://www.nature.ok.ru/

Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)

Сайт является Интернет-версией компакт диска о редких животных России, выпушенного экологическим центром МГУ в 1995 г. На сайте представлены разделы: классификация животных, голоса животных, библиотека, видео сюжеты, конференции, ссылки, фотоальбом. Кроме того, сайт имеет внутреннюю систему поиска, Интернет-форум, и рассылку новостей по электронной почте, на которую можно подписаться автоматически. Cайт включает более 450 страниц текста, подготовленного зоологами Московского государственного университета и ряда институтов Российской Академии Наук; более 600 уникальных фотографий и рисунков исчезающих животных России.

http://www.aseko.org/

Экологическое образование. Образование для устойчивого развития

Сайт поддерживается ассоциацией "Экологическое образование" и содержит новости экологического образования в странах СНГ и Балтии. В разделе Теория опубликованы статьи "Гуманистическая модель экологического образования", "Формула экологического образования" и "Экологическая этика". В разделе Интернет-ресурсы можно найти список новостных сайтов, баз данных и полнотекстовых электронных библиотек, курсов дистанционного экологического образования, сетевых образовательных проектов.

http://www.ecoline.ru/books/

Электронная экологическая библиотека В библиотеке имеются два раздела: непериодические издания (книги) и периодические электронные издания. Здесь вы сможете найти их аннотированный список, ознакомиться с текстом в режиме on-line, посмотреть подробное описание книг, скачать их архив, оформить подписку на электронное издание.

http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm

Добро пожаловать на проект "Глобальное Мышление" Проект "Глобальное Мышление" – это образовательный проект в области окружающей среды, объединяющий студентов и преподавателей со всего мира. Участие студентов сосредоточено вокруг таких проектов в области окружающей среды, как "Зеленый класс", "Чистый воздух", "Изучаем воду", "Почва" и "Месяц Земли". Сайт можно использовать для обмена данными, полученными в своей местности, со студентами всего земного шара. Существует возможность участвовать в диалогах, используя доску объявлений ПГМ. Здесь же есть "чат" и видеоконференции.

http://fadr.msu.ru/ecocoop/

Детский телекоммуниационный проект "Экологическое содружество" "Экологическое содружество" – российский детский телекоммуникационный проект. В рамках проекта координируются экологические исследования школьников, результаты которых публикуются на сайте и обсуждаются в телеконференции. В настоящее время в проекте сотрудничают 137 детских экологических организаций и образовательных учреждений из 52 регионов России, Беларуси и Украины.

http://bella-terra.hotbox.ru

Образовательный проект государства Белла Терра Образовательный проект улучшения экологической обстановки. Поддерживается командой молодых учителей.

http://www.ecostudy.yar.ru/index2.html

Экологические образовательные ресурсы Ярославского региона На сайте можно познакомиться с природоохранительным просвещением для дошкольников и младших школьников, с преподаванием экологии в средней и старшей школе, узнать об экологическом воспитании в ПТУ и техникумах и о преподавании экологии в высшей школе. На сайте также присутствуют разделы: химические основы экологии и экологические образовательные ресурсы.

http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/index.htm

Иркутский экспресс. Экологическая азбука По материалам "Экологической азбуки для детей и подростков". – Издательство МНЭПУ, 1997 г. На сайте также можно найти практические советы по экологической безопасности: как получить экологически чистую пищу, экологическая безопасность дома и во дворе, мониторинг без приборов, простые советы любителям дикой природы.

http://zelenyshluz.narod.ru/

Зеленый шлюз "Зеленый шлюз" – это путеводитель по экологическим ресурсам сети Интернет. Назначение сайта – помощь пользователям сети в поиске информации о состоянии и загрязнении окружающей среды, о влиянии состояния среды на здоровье, о путях решения экологических проблем, а также о других вопросах экологии.

http://www.refer.ru/9838

Экология и окружающая среда Каталог и путеводитель по экологическим ресурсам.

http://www.greenpeace.ru/gpeace/

Гринпис России Сайт российского отделения независимой международной организации GREENPEACE, защищающей природу мирными средствами.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Учебный план программы"Экологи" первый год обучения"
    ["seo_title"] => string(53) "uchebnyi_plan_programmy_ekologi_pervyi_god_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "494604"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1547110129"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Учебный план программы "Экологи" (второй год обучения)"
    ["seo_title"] => string(53) "uchebnyi_plan_programmy_ekologi_vtoroi_god_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "494606"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1547110380"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства